Л.Н. Габеева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов 050100.62
Педагогическое образование
Улан-Удэ
2013
1
УДК 373.2.016:22.1 (075.8)
Утверждено к печати
Р 934
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты <...> Теоретические и методические основы развития
математических представлений у детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие. <...> Д.Д. Рыбдылова, Л.Н. Габеева, 2013
Бурятский госуниверситет, 2013
2
ВВЕДЕНИЕ
В системе подготовки специалистов по дошкольной педагогике и
психологии важное место занимает курс «Теория и методика развития
математических представлений у детей дошкольного возраста». <...> Во второй части рассматриваются примерные вопросы и задания зачета и экзамена по данному курсу. <...> 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научная
дисциплина. <...> Элементы геометрии как основа методики формирования у дошкольников геометрических и пространственных представлений. <...> Методическая система ознакомления дошкольников с множеством, числом в процессе формирования счетной деятельности. <...> Методическая система ознакомления дошкольников с
пространственными отношениями. <...> Преемственность в работе дошкольного учреждения,
школы и семьи по реализации задач предматематической подготовки детей. <...> Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного
возраста» в педагогическом колледже. <...> 5
ЛЕКЦИИ
ТЕМА 1
Теория и методика развития математических представлений
у детей дошкольного возраста как научная дисциплина <...> Методика формирования математических представлений тесно
связана с дошкольной педагогикой и опирается на разрабатываемые
дошкольной педагогикой и дидактикой <...>
Теоретические_и_методические_основы_развития_математических_представлений_у_детей_дошкольного_возраста.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Д.Д. Рыбдылова
Л.Н. Габеева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов 050100.62
Педагогическое образование
Улан-Удэ
2013
1
Стр.1
УДК 373.2.016:22.1 (075.8)
Р 934
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Л.Б. Лубсанова
кандидат педагогических наук, доцент
Г.Д. Очиров
кандидат педагогических наук, доцент
Рыбдылова Д.Д., Габеева Л.Н.
Р 934 Теоретические и методические основы развития
математических представлений у детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ:
Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. – 180 с.
В учебно-методическом пособии представлены
тематическое планирование курса теоретических и
методических основ развития математических представлений
для детей дошкольного возраста, содержание лекционных и
семинарских занятий, тексты контрольных работ для
студентов заочного отделения. В пособии предлагаются
примерные темы курсовых и дипломных работ, списки
основной и дополнительной литературы.
Д.Д. Рыбдылова, Л.Н. Габеева, 2013
Бурятский госуниверситет, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………. 3
Тематический план учебного курса . . . . . . . . . . . . . . . . ………… 4
Лекции
Тема 1. Теория и методика развития математических представлений
у детей дошкольного возраста как научная дисциплина . .
6
Тема 2. Цели, задачи, содержание, методы, средства и формы
предматематической подготовки детей…………………………… 13
Рекомендуемая литература………………………………………… 22
Тема 3. Теоретические основы освоения представлений о множестве
в дошкольном возраста ……………………………………. 23
Тема 4. Теоретические основы освоения дошкольниками отношений………………..
Тема
5. Элементы математической логики как основа формирования
логических операций………………………………………...
Тема 6. Различные подходы к построению теории натуральных
чисел ………………………………………………………………...
Тема 7. Элементы геометрии как основа формирования у дошкольников
геометрических и пространственных представлений
…………………………………………………………………...
28
31
36
41
Тема 8. Теоретические основы методики формирования представлений
о величине ……………………………………………… 44
Тема 9. Теоретические основы формирования у детей представлений
об алгоритмах ………………………………………………..
47
Рекомендуемая литература ……………………………………… 54
Тема 10. Методика формирования у дошкольников представлений
о множестве. Развитие у детей дошкольного возраста представлений
о числе …………………………………………………...
Тема 11. Методика формирования у дошкольников количественных
представлений ……………………………………………...
55
62
Тема 12. Методика обучения дошкольников решению арифметических
задач ……………………………………………………… 67
Тема 13. Методика формирования у дошкольников представлений
о величинах …………………………………………………… 72
Тема 14. Формирование у детей дошкольного возраста геометрических
представлений …………………………………………… 83
Тема 15. Методика у дошкольников пространственных представлений
…………………………………………………………… 89
Тема 16. Развитие у дошкольников представлений о времени … 92
177
Стр.177
Тема 17. Организация методической работы по формированию у
детей математических представлений в дошкольном общеобразовательном
учреждении………………………………………… 104
Тема 18. Преемственность в работе дошкольного учреждения,
школы и семьи по реализации задач предматематической подготовки
детей …………………………………………………………..
Тема 19. Преподавание курса «Методика математического развития»
в педагогическом колледже ………………………………..
Рекомендуемая литература ………………………………………..
111
122
132
Примерные вопросы и задания зачета . . . . . . . . . . . . . . ………… 134
Примерные вопросы и задания экзамена по курсу «ТМРМП у
детей дошкольного возраста» . . . . . . . ……………………………. 139
Контрольные задания для студентов, обучающихся по заочной
форме ………….……………………………………………………..
Тематика контрольных работ . . . . . . . . . . . . . ……………
145
146
Примерная тематика курсовых работ . . . . . . . . . . . . ……………. 173
Примерные темы дипломных работ . . . . . . . . . . . . . . ……………. 175
Электронные ресурсы
176
178
Стр.178
Учебное издание
Дарима Доржиевна Рыбдылова
Лариса Николаевна Габеева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое пособие
Дизайн обложки
В. Богданова, И. Болонев
Редактор
Н.Н. Балданова
Компьютерная верстка
Т.А. Олоевой
Свидетельство о государственной аккредитации
№ 1289 от 23 декабря 2011 г.
Подписано в печать 18.03.2013. Формат 60 841/16.
Усл.-печ.л. 10,46. Уч.- изд.л. 7,76. Тираж 130. Заказ № 392.
Издательство Бурятского госуниверситета,
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а
riobsu@gmail.com
179
Стр.179
Для заметок
Учебно-методическое пособие может быть интересно
не только для будущих педагогов детских садов,
но и для педагогов дошкольного образования,
работающих в группах выходного дня и в коррекционных
группах.
Данное пособие в будущем будет перерабатываться
в зависимости от федеральных государственных
требований к дошкольному образованию.
180
Стр.180