На правах рукописи
Чыпсымаа Оюмаа Олеговна
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ФЕНОМЕНА УЛЫБКИ: СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА
(на материале немецкого языка)
Специальность 10.02.04 – германские языки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Иркутск – 2011
Стр.1
2
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном
учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный
лингвистический университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат филологических наук, доцент
Кульгавая Виктория Михайловна
доктор филологических наук, профессор
Плотникова Светлана Николаевна
кандидат филологических наук
Нагуш Наталья Владимировна
Ведущая организация:
Северо-Восточный государственный университет
Защита состоится «15» февраля 2012 г. в 1300 часов на заседании диссертационного
совета Д 212.071.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГБОУ
ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу:
664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8, ауд. 31.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Иркутский
государственный лингвистический университет».
Автореферат разослан «
» декабря 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
д.фил.н. Литвиненко Т.Е.
Стр.2
3
Реферируемая диссертационная работа посвящена изучению языковой репрезентации
феномена улыбки в немецком языке на уровне семантики и прагматики в
условиях опосредованной литературной коммуникации. Исследование проводится в
рамках антропологической парадигмы. Постановка проблемы в рамках антропологической
парадигмы позволяет изучить язык во взаимосвязи с реальным (внешним и
внутренним) миром человека мыслящего, обладающего сознанием, познающего окружающий
мир сквозь призму созданной им самим познавательной системы
[Кравченко, 2001; Воркачев, 2004; Малинович, 2008; Guckelsberger, 2010; Trautmann,
2010]. В современном теоретическом и практическом языкознании уделяется пристальное
внимание изучению содержания и соотношения языковых и неязыковых
единиц в коммуникации, что неизбежно приводит к рассмотрению человека как явления
социального, коммуникативного, биологического и психологического, представляющегося
на разных уровнях в единстве его природы, поведения и языка
[Хахалова, 2008].
Необходимость комплексного подхода в исследовании феномена улыбки объясняется
уникальностью и полифункциональностью объекта исследования, который
вследствие своей сложности и многогранности, является предметом анализа в нескольких
областях научного познания: в психофизиологии, социологии, лингвокультурологии
[Horstmann, 1937; Izard, 1977; Bänninger-Huber, 1996; Экман, 2000;
Тер-Минасова, 2000; Нэпп, 2006; Трамбл, 2007; Токарева, 2007; Bischof, 2009 и др.].
Опираясь в данном исследовании на междисциплинарный подход, мы считаем необходимым
интегрировать современные знания из разных областей науки, что позволит
адекватно и глубоко понять лингвистическую сущность многогранного феномена
улыбки, и дать всестороннее описание его онтологии как семиотического
(семантического и прагматического) знака, эксплицирующего разные когнитивные
признаки концепта LÄCHELN. Комплексное описание лингво-прагматических особенностей
немецкой улыбки проводится на различных уровнях: семантическом,
концептуальном и прагматическом. Феномен улыбки, таким образом, в данной работе
исследуется в трех взаимосвязанных аспектах межличностной коммуникативной
интеракции – как вербальный знак, невербальный знак и как ментальная единица.
Актуальность
предпринятого исследования продиктована возросшим интересом
к изучению языковой репрезентации эмоциональных состояний человека и их
проявлений на разных уровнях коммуникативного акта, к одним из которых относится
улыбка. Исследование вербализации феномена улыбки требует освещения вопросов:
1) изучения языковых, семантических и прагматических характеристик концепта
LÄCHELN как коммуникативного компонента в межличностном взаимодействии;
2) изучения концептуальной неоднозначности LÄCHELN, что может быть
причиной коммуникативных неудач. Освещение данных вопросов является важным
как для лингвистической теории, так и для практики межкультурного общения. Будучи
внешним проявлением фундаментальных эмоций, улыбка выступает в качестве
социально значимой, национально-специфической характеристики немецкого общества.
Исследование феномена улыбки способствует познанию специфики межличностной
коммуникативной интеракции в различных прагматических ситуациях,
обусловленных присущей говорящему субъективностью интерпретации окружаю
Стр.3
4
щей действительности.
Общетеоретической и методологической базой настоящего исследования послужили:
1.
Положение антропологической лингвистики о том, что языковое моделирование
человека происходит во всех ипостасях его бытия (биопсихосоциального) в объективно-существующей
взаимосвязи с другими сопредельными науками о человеке
[Апресян, 1995а; Арутюнова, 1999; Вежбицкая, 2001; Антропологическая лингвистика,
2003; Личность и модусы ее реализации в языке, 2008 и др.]. Четко выраженная
антропоцентрическая направленность лингвистики предопределяет и формирует
принцип интегративности, при котором адекватное понимание естественного языка
возможно с учетом достижений других наук [Залевская, 1990; Кубрякова, 2000;
2001; Адлер, 2000; Болдырев, 2000; Кравченко, 2001].
2. Положения семиотики знака, о том, что объективный мир, представляя собой
взаимосвязь языка и культуры, подвергается семиотизации: делению на объекты,
нечто означающие, символизирующие, указывающие, т.е. имеющие смысл [Лотман,
1999]. Улыбка рассматривается как знак, функционирующий в реальной межличностной
интеракции [Степанов, 1971, 2001; Моррис, 1998; Мечковская, 2004].
3.
Синтез исследовательских подходов прагмалингвистики, коммуникативной
лингвистики, интерпретативного интеракционизма в изучении феномена улыбки
представлен с позиций теории коммуникации [Телия, 1981; Арутюнова, 1988;
Плотникова, 2000; Макаров, 2003].
4. Положения эмотивной и аксиологической лингвистики о том, что естественный
человеческий язык есть зеркало базовой системы ценностей социума в соотношении
субъективного и объективного, рационального и эмоционального
[Шаховский, 1987; 2006; Вольф, 1985, 1996; Апресян, 1995; Красавский, 2001;
Экман, 2000; Wierzbicka, 1980, 1992; Серебренникова, 2008, 2011 и др.]. Положение
о том, что в семантике предикатов эмоциональной сферы предполагается оценка (и
эмоциональная, и рациональная), которая включается как один из компонентов в
высказывания, имеющие особые прагматические цели в различных коммуникативных
ситуациях [Вольф, 1985; Арутюнова, 1988; Шаховский, 1987; 2006; и др.].
Объектом настоящего исследования являются языковые средства немецкого
языка, репрезентирующие феномен улыбки во всех её разновидностях.
Предметом исследования являются ситуации улыбки, описанные в произведениях
художественной литературы немецкоязычных авторов.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном лингвистическом
описании феномена улыбки в немецком языке, который отличается значительным
многообразием и культурно-специфическим характером, обладает особым
прагматическим потенциалом в межличностном взаимодействии.
В основу данного исследования положена следующая гипотеза: феномен
улыбки проявляется в прагматической ситуации улыбки и представляет собой один
из способов концептуализации действительности, который заключен в концепте
LÄCHELN, обнаруживающий различные способы вербализации в немецком языке.
Их использование поддерживает реализацию определенных коммуникативных тактик
в процессе речевой деятельности, нацеленной на эмоциональное воздействие.
В соответствии с поставленной целью и в процессе доказательства выдвину
Стр.4
5
той гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Провести аналитический обзор теоретического материала по теме исследования
в различных областях научного знания.
2. Выявить языковые средств выражения феномена улыбки в немецком языке.
3. Проанализировать этимологию лексем lächeln, schmunzeln, grinsen.
4.
Определить потенциальный объем семантического значения лексем lächeln,
schmunzeln, grinsen.
5.
Рассмотреть особенности языковой репрезентации феномена улыбки с учетом
оценочного компонента в структуре концепта LÄCHELN.
7. Охарактеризовать прагматическую ситуацию улыбки, определить стратегию и
тактики, осуществляемые улыбкой.
В ходе реализации поставленных задач применяются общенаучные методы и
Выявить характеристики концепта LÄCHELN, его понятийную, ценностную и
образную составляющие.
6.
приемы: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция
и специальные лингвистические методы: метод компонентного анализа, метод
анализа словарных дефиниций, метод этимологического анализа, метод концептуального
анализа, метод речеактового анализа, метод интерпретативного анализа.
Научная новизна работы заключается в том, что на основании обобщения
опытных знаний, имеющихся в психофизиологии, культурологии, теории коммуникации
и лингвистике по проблеме настоящего исследования предпринимается попытка
комплексного описания лингвопрагматических особенностей феномена
улыбки в немецком языке с учетом интра- и экстралингвистических факторов,
влияющих на развитие коммуникативной ситуации, и, безусловно, с учетом коррелирующих
компонентов оценки (эмоционального и рационального) в структуре
концепта LÄCHELN.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Феномен улыбка выступает как важный аксиологический элемент культуры в
немецком языковом сознании, характеризующийся сложным переплетением как
положительных, так и отрицательных смыслов.
2. Концепт LÄCHELN имеет два концептуальных оценочных деривата – эмоциональный
и рациональный. Эмоциональная оценка заложена в структуре лексемы
lächeln в виде эмотивной семы ‘внешнего выражения эмоции’, а рациональная
оценка определяется с учетом семантического окружения lächeln, включающего
аксиологические предикаты оценочного суждения.
3. Концепт LÄCHELN выражает эмоциональное отношение при актуализации когнитивных
признаков Freude, Zuneigung, Liebe, Freundschaft, Zärtlichkeit, Spaß,
Vergnügen, Glück и реализуется языковыми средствами lächeln, strahlen, sich
freuen.
4. Концепт LÄCHELN выражает рациональное отношение при актуализации когнитивных
признаков
Schadenfreude, Verachtung, Gemeinheit, Spott,
Unverschämtheit, Aggression и реализуется языковыми средствами lächeln, grinsen,
schmunzeln, spotten.
5. Основным прагматическим параметром улыбки в ситуациях межличностного
взаимодействия выступают реализуемые улыбкой коммуникативные тактики:
Стр.5