Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

"Дискурсивная репрезентация системы возможных художественных миров в жанре ""Бондианы""" (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКлючникова
АвторыВ. Ю. Ключникова
ИздательствоИГЛУ
Страниц21
ID216091
Аннотация"Диссертация посвящена лингвистическому анализу англоязычного дискурса ""Бондианы"" как специфического продукта британской культуры. ""Бондиана"" описывается как система художественных миров - наличных и возможных, имеющих фрактальный характер. Определяются когнитивные параметры организации дискурсивного пространства в художественных мирах ""Бондианы""."
Ключникова, В.Ю. "Дискурсивная репрезентация системы возможных художественных миров в жанре ""Бондианы""" : автореферат / В. Ю. Ключникова; В.Ю. Ключникова .— : ИГЛУ, 2012 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/216091 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 На правах рукописи Ключникова Варвара Юрьевна ДИСКУРСИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МИРОВ В ЖАНРЕ «БОНДИАНЫ» Специальность 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012 2 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Плотникова Светлана Николаевна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Хахалова Светлана Алексеевна кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск Федорюк Анжелика Викторовна Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», г. Хабаровск Защита состоится «12» декабря 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.071.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. <...> Литвиненко Т.Е. 3 Данная диссертация посвящена лингвистическому анализу англоязычного дискурса «Бондианы», культурно специфичного продукта британской культуры, который на протяжении уже нескольких десятилетий оказывает влияние на сферу массовой коммуникации. <...> Целью работы является лингвистическое объяснение феномена синергетического воспроизводства литературных произведений и фильмов о Джеймсе Бонде (James Bond), персонаже британского писателя Я. <...> . На настоящий момент «Бондиана» уже настолько разрослась, что считается в литературоведении отдельным <...>
Дискурсивная_репрезентация_системы_возможных_художественных_миров_в_жанре_Бондианы.pdf
1 На правах рукописи Ключникова Варвара Юрьевна ДИСКУРСИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МИРОВ В ЖАНРЕ «БОНДИАНЫ» Специальность 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012
Стр.1
2 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Плотникова Светлана Николаевна доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Хахалова Светлана Алексеевна кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск Федорюк Анжелика Викторовна Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», г. Хабаровск Защита состоится «12» декабря 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.071.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8, ауд. 31. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Автореферат разослан « » ноября 2012 года. Ученый секретарь диссертационного совета д.филол.н. Литвиненко Т.Е.
Стр.2
3 Данная диссертация посвящена лингвистическому анализу англоязычного дискурса «Бондианы», культурно специфичного продукта британской культуры, который на протяжении уже нескольких десятилетий оказывает влияние на сферу массовой коммуникации. Целью работы является лингвистическое объяснение феномена синергетического воспроизводства литературных произведений и фильмов о Джеймсе Бонде (James Bond), персонаже британского писателя Я. Флеминга (1908-1964). В течение многих лет после смерти писателя продолжается синергетическое, происходящее как бы «само по себе» пополнение «Бондианы»; при этом утрачивает свою значимость как фактор авторства (произведения и сценарии о Джеймсе Бонде пишут разные авторы), так и фактор семиотической репрезентации (наряду с письменными текстами «Бондиана» пополняется фильмами, постерами, комиксами и т.п.). На настоящий момент «Бондиана» уже настолько разрослась, что считается в литературоведении отдельным самостоятельным жанром; основными литературоведческими направлениями ее исследования являются рассмотрение истории создания и авторства входящих в нее произведений, поиск прототипов действующих лиц и соответствия художественного вымысла реальным событиям, определение идеологической, политической, культурной, гендерной значимости «Бондианы» для осмысления явлений реальной действительности [Голицина, 2007; 2010; Chapman, 1999; 2003; Lindner, 2003; Comentale, 2005 и др.]; описание нарративной структуры «Бондианы» по методу, разработанному В.Я. Проппом для анализа волшебной сказки [Пропп, 1998; Eco, 1979]. Что касается лингвистических исследований «Бондианы», то, как нам известно, до сих пор они не проводились, очевидно, по той причине, что не имелось надежного лингвистического метода для сведéния воедино и совместного изучения различных семиотических репрезентаций одного и того же или однотипного сообщения/содержания. Наше исследование базируется на гипотезе о том, что синергетическое пополнение «Бондианы» происходит по фрактальному принципу и, соответственно, лингвистическое объяснение этого феномена может быть дано на основе теории фрактальности дискурса и с помощью метода фрактального анализа дискурса. Теоретической базой диссертации являются: 1) структурный подход к пониманию дискурса; 2) когнитивный подход к пониманию дискурса; 3) подходы к пониманию фрактала в гуманитарных науках (фрактальная философия, логика, семиотика, лингвистика); 4) теория фрактальности дискурса; 5) теория возможных/множественных миров; 6) теория художественного мира. Наиболее значимыми принимаемыми положениями данных теорий являются следующие. Дискурс может быть структурой любого типа, начиная от двух и более связных высказываний до цельных текстов и совокупностей текстов. В структурном плане дискурсы могут быть простыми (равными одной структуре), сложными (состоящими из нескольких структур), а также сложными дискурсивными конгломератами, состоящими из многоуровневых иерархических структур [Карасик, 2002; Кубрякова, 2005; Плотникова, 2005; Dijk, 1997; Tomlin, 1997 и др.]. Мы принимаем определение дискурса, согласно которому он представляет собой сообщение любого типа, как вербальное, созданное языковыми знаками, так и невербальное, созданное
Стр.3
4 при помощи знаков других типов (музыки, живописи, графики, танца, жеста, архитектурных форм, одежды и т.п.) [Плотникова, 2008, с. 133]. Исходя из этих положений, дискурсом является как вся «Бондиана» в целом (дискурс «Бондианы»), так и отдельные входящие в нее дискурсы (вербальные и невербальные, в частности, представленные текстами художественных произведений и скриптами кинофильмов), а внутри них разные более мелкие дискурсивные единства (например, дискурс Джеймса Бонда). С когнитивных позиций дискурс представляет собой когнитивное единство, формируемое вокруг актуализируемого концепта, пропозиции или концептуальнопропозиционального конструкта – когнитивного сценария [Демьянков, 1979; Кубрякова, 1991; 1999; 2004; Лихачев, 1993; Степанов, 1997; 2001; Плотникова, 2000; 2003; Попова, 2001; Карасик, 2002; 2007; Гивон, 2004; Приходько, 2009; Kintsch, 1972; 1998; Schank, 1977; 1996; Minsky, 1980; Lakoff, 1987; Langacker, 1987; 1999; Jackendoff, 1989; Fodor, 1998; Moehr, 2009 и др.]. Термин «фрактал» и фрактальная концепция появились в 1977 г. в работе математика Б. Мандельброта «Фрактальная геометрия природы» [Mandelbrot,1982]. Термин «фрактал» был образован Мандельбротом от латинского fractus – «состоящий из фрагментов, сломанный, разбитый»; соответствующий латинский глагол frangere означает «разрывать, прерывать». За последние десятилетия понятие фрактальности утеряло статус чисто математического и стало общенаучным, войдя в понятийно-терминологический аппарат общей теории систем в целом и синергетических систем, к которым относится и естественный язык, в частности. Понятием «фрактал» обозначается способ представления сложных систем. Фрактальная система состоит из самоподобных частей, каждая из которых в каком-то смысле подобна целому; в основе образования фракталов лежит итерационный процесс с обратной связью [Федер, 1991; Тарасенко, 2009б]. В настоящее время понятие фрактальности используется в отдельных гуманитарных дисциплинах: появилась фрактальная философия, логика и семиотика [Делез, 1995; Степанов, 1998; Матурана, 2001; Свирский, 2001; Тарасенко, 2009а; 2009б]. Понятие фрактальности начинает использоваться и в лингвистических исследованиях. С.Г. Воркачев впервые в лингвистической концептологии обратил внимание на сходство концепта с фрактальными структурами [Воркачев, 2005, с. 12]. С.А. Хахалова первая в отечественной лингвистике предложила развернутую теорию в рамках фрактальной парадигмы. Она анализирует с позиций этой новой парадигмы метафору и строит модель фрактального метафорического дерева с вершинной метафорой, вскрывая тем самым иерархию в многогранности появления метафор и стратифицируя их в дискретные узлы и ветви иерархической модели фрактального дерева [Хахалова, 2007; 2008; 2011а; 2011б]. Уточняя основные принципы аксиологического лингвистического анализа, Е.Ф. Серебренникова также пишет о принципе фрактальности, который заключается в том, что данные, полученные в одном срезе-измерении, составляют одну базу данных, которая входит в следующую, более общую базу данных [Серебренникова, 2008]. Лингвистическое использование теории фракталов не ограничивается вышеназванными проблемами; эта теория также может служить методологической базой
Стр.4
5 для анализа дискурса, на что указывает С.Н. Плотникова и вводит в научный обиход новое понятие фрактальности дискурса и метод фрактального анализа дискурса [Плотникова, 2011]. Понятие фрактальности дискурса развивает собой понятие дискурсивного пространства, которое понимается как некая логическая среда, в которой сосуществуют определенные дискурсы; под логической средой имеется в виду абстрактная протяженность – континуум [Плотникова, 2008]. Необходимость новой теории обосновывается тем, что, «хотя гипотеза о пространственном факторе в языке уже утвердилась в лингвистике: в исследованиях последних лет все чаще появляются упоминания о языковом, когнитивном, дискурсивном, коммуникативном, жанровом, интертекстуальном пространстве, пространстве речевого взаимодействия, интеракции, общения и т.п., – принцип, по которому формируются подобные пространства, пока не выявлен» [Плотникова, 2011, с. 132]. С.Н. Плотникова выдвигает теорию, согласно которой дискурсивное пространство формируется по фрактальному принципу – принципу самоподобия, итерации и рекурренции заполняющих общее пространство дискурсов-фракталов. Фрактальная система существует в пределах заполненного ею пространства, наиболее устойчивые фрактальные системы имеют запас пространства, уходят в многомерие и бесконечность. Дискурсивные пространства тоже имеют данную характеристику: некоторые из них постепенно заполняются и затем прекращают свое живое существование, остаются в прошлом (например, дискурсивное пространство конкретного человека, куда входят все произведенные им в жизни дискурсы, от первого до последнего); другие дискурсивные пространства, однажды возникнув, не подают никаких признаков своего исчезновения и устремляются в бесконечность (пространство художественного, научного, политического, педагогического, массмедийного и многих других видов дискурса). Конечность дискурсивного пространства возникает тогда, когда в него вводится временнóе измерение, а также субъективный фактор – автор дискурсов. «Смерть автора», в постмодернистской терминологии, то есть абстрагирование от конкретных авторов при классификации дискурсов, создает протяженные, все более и более расширяющиеся дискурсивные пространства. Фрактальное заполнение дискурсивного пространства состоит в том, что уже актуализированная структура создает место для еще не возникшей виртуальной структуры, которая актуализируется вслед за ней при последующем развитии системы (структурирование хаоса) [Плотникова, 2011, с. 132]. Фрактальный анализ, как метод исследования, это определение самоподобия объектов по мере того, как они изменяются по шкале измерения, для дискурсов – по мере их возникновения в дискурсивном пространстве. Рассматривая вновь возникший дискурс, следует определить, принадлежит ли он к данному дискурсивному пространству, то есть самоподобен ли он всем имеющимся в нем дискурсам, а именно: «повторяет» ли он эти дискурсы (алгоритм итерации), «возвращает» ли он нас, кругообразно, к этим дискурсам (алгоритм рекурренции). Фрактальные дискурсивные пространства самоорганизуются по принципу живого растущего знания и сами выдвигают из себя тот когнитивный аспект, который и является базовым для их формирования [Плотникова, 2011, с. 133].
Стр.5