Е.Н. ЛАДОША, Д.С. ЦЫМБАЛОВ, О.В. ЯЦЕНКО
(Донской государственный технический университет)
В целях выбора адекватного описания процессов впрыска, распыливания и испарения моторных топлив в
дизелях предложена иерархия соответствующих моделей. <...> Характеристики распыливания–испарения согласно (13), (24)–(25), (24):
а – средняя поверхность капель <m(t)>2/3; б – количество жидкого топлива в камере сгорания;
– описание при помощи системы ОДУ (24)–(25); – модель, использующая одно ОДУ (24)
12
Вестник ДГТУ. <...> YATSENKO
(Don State Technical University)
To settle upon the appropriate description of such processes as fuel injection, dispersion and vaporation in the
diesel engines, a hierarchy of the corresponding models is offered. <...> 57
ПРОСТРАНСТВА БЕРГМАНА, ХАРДИ И СОПРЯЖЕННЫЕ К НИМ
В.Г. РЯБЫХ
(Южный федеральный университет),
Г.Ю. РЯБЫХ
(Донской государственный технический университет)
Доказано, что пространство H 1 строго нормировано, а H 1 не является ни строго нормированным, ни
равномерно выпуклым. <...> Основными результатами работы являются: пространство Харди не равномерно
выпукло и не строго нормировано; пространство Бергмана H1’ строго нормировано; дано
аналитическое представление ограниченных линейных функционалов над пространством
Бергмана. <...> 2
Наряду с равномерной выпуклостью в дальнейшем окажется полезным понятие строго
нормированного пространства. <...> Пусть X – строго нормированное банахово пространство и
l (x ) – линейный непрерывный функционал, определенный на этом пространстве. <...> Так как f (z ) есть равномерный предел частичных сумм соответствующего
ей степенного ряда, и линейный функционал непрерывен, то
N <...> RYABYKH
(Don State Technical University)
It is proved that H 1 space is strongly notmed, and H 1 is neither strongly notmed, nor uniformly convex. <...> 1
УДК 519.216:004.9:616.12-008.331.1-08
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДВУХФАЗНОГО ГОМЕОСТАЗА
НА ПРИМЕРЕ СИСТОЛИЧЕСКОГО АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ*
М.С. ГАВРИЛОВА
(Ульяновский государственный университет)
Построены математическая и имитационная модели циркадианного ритма систолического артериального
давления <...>
Вестник_Донского_государственного_технического_университета_№1_2012.pdf
Вестник ДГТУ. 2012. № 1(62), вып. 1
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 519.6:501
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПЫЛИВАНИЯ И ИСПАРЕНИЯ
МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ*
Е.Н. ЛАДОША, Д.С. ЦЫМБАЛОВ, О.В. ЯЦЕНКО
(Донской государственный технический университет)
Введение. Вклад автотранспорта в загрязнение воздушной среды мегаполисов превышает 90 %.
Кроме того, рост российского автопарка примерно на 60 % обусловлен его старением. Отсюда
и потребность оценивать энергоэкологические характеристики двигателей внутреннего сгорания
(ДВС) в зависимости от технического состояния, в частности состояния топливной системы, а
также состава моторного топлива [1 – 3]. Реалистичное компьютерное моделирование выступает
действенным инструментом, позволяющим совершенствовать существующие и создаваемые
транспортные ДВС.
Постановка задачи и описание моделей. Способы формирования заряда в ДВС в значительной
степени определяются агрегатным состоянием и другими физико-химическими свойствами
топлива. Если в качестве энергоносителя используется каменный уголь, требуется произвести
предварительную специальную обработку и подготовить топливо к сжиганию: измельчить его до
пылеобразного состояния и смешать с жидким горючим или транспортной средой (водой) в
эмульсию (суспензию). Двухфазную систему – однородную взвесь призмовидных твердых частиц
углерода в жидкости [4] – впрыскивают в камеру сгорания (КС) через форсунки. Таким образом,
технология сжигания в ДВС твердых угольных топлив представляет собой модификацию рабочего
процесса с внутренним смесеобразованием.
При внешнем смесеобразовании в КС попадает сравнительно однородная по химическому
и фазовому составу топливно-воздушная смесь, что позволяет квалифицировать динамику такого
процесса как вырожденный случай внутреннего смесеобразования – с бесконечно быстрыми фазовыми
переходами и гомогенизацией в начале такта сжатия. Поэтому, выбрав в качестве базовой
модель внутрикамерного смесеобразования с твердыми частицами в составе топлива, мы
предусматриваем все практически реализуемые ситуации.
Подача топлива в цилиндр осуществляется из трубопровода высокого давления Pт, а ее
. Последнее служит парадинамика
определяется изменением во времени проходного сечения
метром управления процессами в ДВС с внутренним смесеобразованием. Массовая скорость
впрыска составляет [5]:
F(t) = (t) [2(Pт – P)/]1/2 (2Pт/)1/2(t),
где P – давление рабочего тела в КС; – плотность.
* Работа выполнена при финансовой поддержке фонда
.
5
(1)
В ц я н ы о н в
д и ж е з
ел
з о ем р а о
и , а п в у о сл
и ра е
я х п а о ы с
н с н о п
х в редн
ел с
в п н т в
о х щ и а
е я :
д ыв в а б ы
о ем е
елран о в
ч
з и юн л
К
о ж а в д ы ра
ы л й с м ч к
к ры
б о н т о н ,
о ред х и с
ра а
д а и л в в в в
ек
н х н о п ж е,
в ераю у к и а
а
о о о х н ю . с
о и н д ь и и
т р о и м а и
г я с ы
и
ен э о е х с
в мо д ей з ло и
ц х
л г па ы
п о р о
и т у г то ерн
о с н
с в а
а ет в о
и тя п у и н мк и
н с н б о
о
в ены й
ц щи с ен а
р ю я о и
е
с
х в т
п
о о тд н д ра
с х м с х и
ч н ц
а
а ы и
рен
и
п е м ф ч
в в ел ы и б
е
,
а с, р л з ц р
с . И ро ен п
ры й и ф е
с о н ьн с
а ед о а ц
к
п вы а ы
с и
и а и х д
л н м ы а
с
в
п ер о
о
ра
с
п
в и о
г
ред
е
д л е
л
ен
и
е
п
а он б а ра ел
и
и л та а в
о
р
а
я и и ь п о . а
с
п
с к ен с
н ей
з
м
т ж ие й р
, у з
с
ера
м
.
ренм ед о
а ри р О з
и ен н о н
ен н с шб ре
е н е
о ет а с и
о я д в о и п
я м и н в н
т
рн аы ьн н л -
а о а
х т о т ьо -
о
п й м ,
л ои -в в
в
ы а ы
л ри п с
о
х н м
A
L
C
O
A
Стр.1