ПРОГРАММЫ
ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДИНИЙ
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ЕДИНОМУ КУРСУ
«МАТЕМАТИКА 1-6» (Н.Б. ИСТОМИНА)
Оренбург
2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ЕДИНОМУ КУРСУ
«МАТЕМАТИКА 1-6» (Н.Б. ИСТОМИНА)
По направлению
050100 «Педагогическое образование»
(профиль «Начальное образование»)
Оренбург
2011
2
УДК
ББК
Рецензенты <...> В пособии представлена программа спецкурса (темы
лекций, краткое содержание, темы практических занятий, вопросы к зачету,
литература, а так же анкеты, тестовые задания, примерные конспекты
уроков, схема анализа современного урока ). <...> Проблемы преемственности обучения математике как
многоаспектное явление. <...> Преемственность в изучении линии числа, алгебраического
материала, элементов геометрии и при решении задач в 1-6 классах......... 15
Тема 9. <...> Система учебных заданий и их реализация в едином курсе
«Математика 1-6». <...> Преемственность в использовании методических приемов
обучения решению задач учащихся начальных и 5-6 классов. <...> Организация учебной деятельности младших школьников и
учащихся 5-6 классов посредством использования продуктивного
повторения. <...> Организация учебной деятельности младших школьников и
учащихся 5-6 классов с использованием проблемных заданий. <...> Изучение спецкурса осуществляется после усвоения курса методики
преподавания математики и направлено на углубление и расширение знаний,
умений студентов, полученных в основном курсе. <...> Актуальность спецкурса обусловлена не только наличием параллельно
действующих единых курсов по математике в современной школе, но,
прежде всего – проблемами практического характера, как то: недостаточной
сформированностью
у
студентов
–
будущих
учителей
умения
самостоятельно осуществлять выбор учебника и низкой степенью готовности <...>
СПЕЦИФИКА_РАБОТЫ_ПО_ЕДИНОМУ_КУРСУ_«МАТЕМАТИКА_1-6»_(Н.Б._ИСТОМИНА).pdf
УДК
ББК
Рецензенты
Н.Б. Истомина, доктор педагогических наук, профессор.
Е.П. Виноградова, кандидат педагогических наук, доцент.
Мендыгалиева А.К.
Специфика работы по единому курсу «Математика 1-6» (Н.Б. Истомина)
Учебное пособие предназначено для студентов факультета дошкольного и
начального образования и педагогических колледжей, учителей начальной и
основной школы. В пособии представлена программа спецкурса (темы
лекций, краткое содержание, темы практических занятий, вопросы к зачету,
литература, а так же анкеты, тестовые задания, примерные конспекты
уроков, схема анализа современного урока ).
3
Стр.3
Содержание
1. Пояснительная записка ................................................................................. 6
1.1 Цель и задачи дисциплины ...................................................................... 7
1.2 Требования к уровню освоения содержания курса.................................. 7
1.3 Объем дисциплины и виды учебной работы ........................................... 8
2. Учебно-тематический план лекционных и практических занятий ............... 9
2.1 Разделы дисциплины и виды занятий ...................................................... 9
2.2 План самостоятельной работы............................................................... 11
3. Содержание курса ....................................................................................... 12
Тема 1. Актуальные вопросы современного математического образования.
..................................................................................................................... 12
Тема 2. Программа по математике для начальной и основной школы.
Стандарт начального образования. ............................................................. 12
Тема 3. Проблемы преемственности обучения математике как
многоаспектное явление. Проблема создания единого курса «Математика
1-6» (Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истомина)........................................................... 12
Тема 4. Основное содержание единого курса «Математика 1-6» (Н.Б.
Истомина). ................................................................................................... 13
Тема 5. Логика построения курса «Математика 1-6» (Н.Б. Истомина). ...... 13
Тема 6. Особенности содержания и структуры учебников. Специфика
методического аппарата. ............................................................................. 14
Тема 7. Организация учебной деятельности учащихся в начальной и
основной школе. .......................................................................................... 14
Тема 8. Преемственность в изучении линии числа, алгебраического
материала, элементов геометрии и при решении задач в 1-6 классах. ........ 15
Тема 9. Система учебных заданий и их реализация в едином курсе
«Математика 1-6». Учебные задания как средство формирования УУД. ... 16
Тема 10. Преемственность в использовании методических приемов
обучения решению задач учащихся начальных и 5-6 классов. ................... 16
4
Стр.4
Тема 11. Опыт организации уроков математики в начальной и основной
школе с учетом идеи преемственности в обучении. ................................... 17
Тема 12. Организация учебной деятельности младших школьников и
учащихся 5-6 классов посредством использования продуктивного
повторения. ................................................................................................. 17
Тема 13. Организация учебной деятельности младших школьников и
учащихся 5-6 классов с использованием проблемных заданий. ................. 18
Тема 14. Пути совершенствования мониторинга при обучении математике
учащихся начальной и основной школы. .................................................... 18
4. Программа зачета по спецкурсу ................................................................. 19
6. Анкеты для учителей начальной и основной школы .................................. 22
7. Тестовые задания для учащихся ................................................................. 30
8. Конспекты уроков по математике (1-6 классы) .......................................... 41
8.1 Конспект урока математики по УМК "Гармония" в 1-м классе по теме
"Смысл сложения. Выражение. Равенство" ................................................ 41
8.2 Конспект урока математики по УМК «Гармония» во 2-м классе по теме
«Трёхзначные числа» .................................................................................. 48
8.3 Конспект урока математики по УМК «Гармония» в 3-м классе по теме
«Единицы площади» (1см²) ......................................................................... 59
8.4 Конспект урока математики по УМК «Гармония» в 4-м классе по теме
«Числовые и буквенные выражения».......................................................... 62
8.5 Конспект урока математики в 5-м классе по теме «Простые числа.
Признаки делимости».................................................................................. 69
8.6 Конспект урока математики в 6-м классе по теме «Действия с дробями»
..................................................................................................................... 71
9. Анализ современного урока........................................................................ 79
10. Рекомендуемая литература. ...................................................................... 89
5
Стр.5