Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Педагогическая практика на заочном отделении филологического факльтета (110,00 руб.)

0   0
Первый авторФролова Анна Васильевна
АвторыШвецова Ольга Анатольевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц37
ID213276
АннотацияПедагогическая практика на филологическом факультете - необходимый компонент обучения. Она призвана приобщить студентов к непосредственной практической деятельности, сформировать у них умения разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся, развить профессиональную педагогическую культуру, организаторские способности, вызвать потребность в самообразовании и личностном развитии.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5-го и 6-го курсов заочного отделения филологического факультета
Фролова, А. В. Педагогическая практика на заочном отделении филологического факльтета / О. А. Швецова; А. В. Фролова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 37 с. — 37 с. — URL: https://rucont.ru/efd/213276 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: <...> О.А. Швецова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 20 декабря 2010 года, протокол № 4 Рецензент канд. филол. наук, доц. <...> Рекомендуется для студентов 5-го и 6-го курсов заочного отделения филологического факультета. <...> Она призвана приобщить студентов к непосредственной практической деятельности, сформировать у них умения разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся, развить профессиональную педагогическую культуры, организаторские способности, вызвать потребность в самообразовании и личностном развитии. <...> Разрабатывать все виды уроков, составлять их конспекты и развёрнутые планы. <...> Отбирать и использовать при подготовке к урокам различную методическую литературу: рекомендации по разработке соответствующей темы урока, сборники диктантов, изложений и т.д. <...> Чётко, с правильным начертанием букв писать на доске, уметь планировать запись на доске и в тетрадях учеников. <...> Права и обязанности студента во время педагогической практики Студент имеет право: – выбрать класс для прохождения практики из предложенных в школе; – посещать уроки всех преподавателей в этом классе (с их разрешения); 3 – посещать уроки своего учителя в других классах; – давать уроки не только в своем классе, но и в других (по согласованию с учителем); – посещать уроки своих сокурсников; – пользоваться библиотекой и методкабинетом школы и университета; – получать квалифицированную <...>
Педагогическая_практика_на_заочном_отделении_филологического_факльтета.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: А.В. Фролова, О.А. Швецова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
Педагогическая практика на филологическом факультете – необходимый компонент обучения. Она призвана приобщить студентов к непосредственной практической деятельности, сформировать у них умения разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся, развить профессиональную педагогическую культуры, организаторские способности, вызвать потребность в самообразовании и личностном развитии. В процессе проведения учебной работы студенты филологического факультета должны приобрести следующие методические умения и навыки: 1. Разрабатывать все виды уроков, составлять их конспекты и развёрнутые планы. 2. Подбирать к урокам необходимый дидактический материал из художественных произведений, газет и т. д. 3. Отбирать и использовать при подготовке к урокам различную методическую литературу: рекомендации по разработке соответствующей темы урока, сборники диктантов, изложений и т.д. 4. Проводить уроки различных типов: сообщения новых знаний, закрепления, повторения пройденного, контрольные уроки и уроки по развитию речи. 5. Изготовлять необходимые наглядные пособия. 6. Использовать на уроках технические средства обучения. 7. Овладеть формами опроса учащихся и научиться адекватно оценивать из знания по русскому языку и литературе. 8. Научиться качественно проверять тетради учеников. 9. Чётко, с правильным начертанием букв писать на доске, уметь планировать запись на доске и в тетрадях учеников. 10. Правильно определять объём и содержание домашней работы учащихся. 11. Осуществлять на уроках русского языка связь с литературой и другими школьными предметами. 12. Развивать у учащихся интерес к урокам русского языка и литературы, использовать различные занимательные материалы. 13. Уметь подбирать необходимый материал к внеклассным мероприятиям, составлять их конспекты и проводить с учащимися. 14. Уметь анализировать свои уроки и уроки товарищей. Кроме того, каждый студент должен в период практики провести мероприятие по внеклассному руководству. Права и обязанности студента во время педагогической практики Студент имеет право: – выбрать класс для прохождения практики из предложенных в школе; – посещать уроки всех преподавателей в этом классе (с их разрешения); 3
Стр.3
• научился профессионально формулировать цели урока и в соответствии с ними строить уроки русского языка и литературы; • не допускал на уроках фактических ошибок; • провёл зачётные уроки по каждому предмету на «отлично»; • правильно оценивал собственные уроки и уроки коллег; • активно участвовал в текущей работе учителя-предметника и классного руководителя (проверял тетради, дневники и т.п.); • своевременно сдал правильно оформленную отчётную документацию. 2. Оценка «хорошо» ставится, если студент: • выполнил программу пассивной практики (изучил класс, посещал уроки учителей в выбранном классе); • составил психолого-педагогическую характеристику одного учащегося; • успешно провёл воспитательное мероприятие; • разрабатывал планы-конспекты своих уроков, но делал это не всегда тщательно; • научился формулировать и достигать познавательные цели уроков, но не решал воспитательные цели, или не пытался формировать мотивацию учебной деятельности учащихся, или совершил на уроках иные негрубые методические просчёты; • не допускал на уроках грубых фактических ошибок; • провёл зачётные уроки по каждому предмету на «хорошо»; • в основном правильно оценивал собственные уроки и уроки коллег; • активно участвовал в текущей работе учителя-предметника и классного руководителя; • своевременно сдал отчётную документацию. 3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент: • выполнил программу пассивной практики без прилежания (например, не делал записей во время посещения уроков учителей и т.п.); • составил психолого-педагогическую характеристику одного учащегося; • успешно провёл воспитательное мероприятие; • недостаточно серьёзно готовился к урокам (готовил план вместо плана-конспекта и т.п.); • не допускал срывов уроков, но давал недостаточно продуманные и потому малоэффективные уроки; • допускал на уроках грубые фактические ошибки; • провёл все зачётные уроки не ниже удовлетворительной оценки; • не справлялся с анализом собственных уроков и/или был пассивен при оценке уроков других студентов; 6
Стр.6
• недостаточно помогал учителю-предметнику и классному руководителю в текущей работе; • несвоевременно сдал отчётную документацию. 4. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент: • не выполнил программу пассивной практики; • и/или не составил психолого-педагогическую характеристику на одного учащегося; • и/или не провёл воспитательного мероприятия; • и/или приходил на урок без конспектов (практикант в этом случае не допускается до урока, но за зачётный урок получает «неудовлетворительно»); • и/или срывал уроки или проводил их неудовлетворительно; • и/или не провёл зачётные уроки по каждому предмету; • допускал на уроках фактические ошибки; • не мог правильно оценить собственные уроки, не участвовал в обсуждении уроков других студентов; • не участвовал в текущей работе учителя-предметника и классного руководителя; • не сдал отчётную документацию. Урок как форма организации учебной деятельности Урок – форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы. Каждый урок тесно связан с предыдущим и последующим, является составной частью системы уроков по какой-либо ученой теме или по предмету в целом. Требования к уроку определяются типом и задачами школы, закономерностями и принципами обучения и условно подразделяются на дидактические (образовательные), воспитательные, организационные. Дидактические требования включают в себя определение задач урока в целом и его элементов, места данного урока в общей системе; определение содержания урока в соответствии с учебной программой и уровнем подготовки учащихся; выбор методики обучения; установление межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку обусловлены задачами формирования мировоззрения учащихся; обеспечения связи обучения с жизнью; формирования и развития познавательных интересов учащихся, положительных мотивов учения, навыков самообразования. 7
Стр.7
Основными признаками урока являются: 1) постоянный состав учащихся; 2) регламентированность временем (40–45 мин) и включённость в расписание; 3) систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, обеспечивающееся руководящей ролью учителя; 4) сочетание фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы; 5) многообразие методов обучения; 6) наличие систематического текущего индивидуального контроля. Федеральным базисным планом предусмотрено следующее количество часов для изучения русского языка и литературы: Предмет 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Русский язык Литература 6 ч 2 ч 5 ч 3 ч 5 ч 2 ч 3 ч 2 ч 2 ч 3 ч Подготовка к уроку литературы 1. Сформулируйте тему урока. Как правило, тема урока выбирается из перечня тем, предлагаемого Программой по литературе для данного класса. Студент может дать свой вариант формулировки темы (обязательно согласовав его с учителем). В этом случае практикант должен четко представлять себе возрастные особенности восприятия детьми данного произведения, уровень литературного развития класса, умения и навыки учащихся, а также идею урока, т. е. главную мысль (познавательную цель), к которой он хочет привести детей. 2. Определите объем материала, который выносится на урок (это может быть художественный текст, литературно-критическая статья, материал учебника и пр.) и проанализируйте его. Этап анализа необходим, так как он позволяет выявить проблемные точки материала и определить идею урока. В дальнейшем при планировании работы (подготовке конспекта) учитель ориентируется на намеченный вывод по уроку. Можно сказать, что разработка плана-конспекта урока начинается с конца. 3. Определите цели урока. На уроке литературы ставится три цели: А) Воспитывающая (например, воспитывать любовь к родине, к природе, активную жизненную позицию и пр.). Эта цель главная на уроке литературы, она направлена на формирование мировоззрения учащихся. Планируя урок, студент должен четко представлять, какие нравственные проблемы можно затронуть на уроке. Воспитывающая цель обязательно смыкается с темой и идей разговора на уроке. 8 10 класс 1 ч 3 ч 11 класс 1 ч 3 ч
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.