Н.В. ЛИТВИНЕНКО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Монография
УДК 371
ББК 88.8
Л64
Публикуется по решению редакционно-издательского совета Оренбургского
государственного педагогического университета
Автор:
Литвиненко Наталья Валерьевна, канд. пед. наук, доцент
Научный редактор:
Кирьякова Аида Васильевна, д-р пед. наук, профессор
Рецензенты:
Соколова Л.Б., д-р пед. наук, профессор;
Кузнецова Л.Д., канд. пед. наук, доцент
Литвиненко Н.В. <...> Л64
Социально-психологическая адаптация школьников при переходе из
начальной в основную школу. <...> Социально-психологическая адаптация,
обеспечивающая гармоничное соотношение между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, интересами, ценностными
ориентациями личности, создает благоприятные условия для ее полноценного функционирования, развития и самореализации в новых условиях. <...> В
это время школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющимся условиям учебной деятельности, к более широкому свободному
кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия
и трудности становления самооценки, самосознания и формирования ОбразаЯ. <...> ). В меньшей степени исследованы особенности социально-психологической адаптации младших подростков (М.Р.Битянова, <...> Особое внимание в ней уделено индивидуальнотипологическим особенностям младших подростков с различным уровнем
5
адаптации и характером протекания затрудненной адаптации. <...> На основе анализа теоретических источников и полученных экспериментальных данных в
монографии обосновывается комплекс психолого-педагогических условий
преодоления затрудненной адаптации школьников при переходе из начальной в основную школу: осуществление системы диагностических мер, выявляющих уровень адаптации, характер затрудненной адаптации; реализация
личностно-ориентированного подхода к обучению школьников; актуализация ценностного <...>
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_АДАПТАЦИЯ_ШКОЛЬНИКОВ_ПРИ_ПЕРЕХОДЕ_ИЗ_НАЧАЛЬНОЙ_В_ОСНОВНУЮ_ШКОЛУ.pdf
УДК 371
ББК 88.8
Л64
Публикуется по решению редакционно-издательского совета Оренбургского
государственного педагогического университета
Автор:
Литвиненко Наталья Валерьевна, канд. пед. наук, доцент
Научный редактор:
Кирьякова Аида Васильевна, д-р пед. наук, профессор
Рецензенты:
Соколова Л.Б., д-р пед. наук, профессор;
Кузнецова Л.Д., канд. пед. наук, доцент
Литвиненко Н.В.
Л64
Социально-психологическая адаптация школьников при переходе из
начальной в основную школу. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 141с.
ISBN 5-89144-729-0
ББК 88.8
ISBN 5-89144-729-0
© Литвиненко Н.В.
© ООО «Творческий центр Сфера», 2006
2
Стр.2
Введение
Монография посвящена актуальной проблеме в теории и практике современного
образования – особенностям социально-психологической адаптации
школьников при переходе из начальной в основную школу.
Актуальность исследования определяется несколькими тенденциями,
характерными для современной социальной ситуации развития общества в
целом и ребенка школьного возраста в частности.
Интенсивное социальное развитие общества, радикальные экономические
и политические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и
будущего в значительной мере обострили проблему формирования личности,
способной быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся
условия макро и микросреды. Современные условия жизни требуют не
столько "приноравливания", "приспособления", сколько развития личности,
раскрытия ее индивидуальности. Социально-психологическая адаптация,
обеспечивающая гармоничное соотношение между требованиями изменившейся
социальной ситуации и потребностями, интересами, ценностными
ориентациями личности, создает благоприятные условия для ее полноценного
функционирования, развития и самореализации в новых условиях.
Кардинальные изменения в жизни общества осложнили социальную
ситуацию развития современного школьника, характеризующуюся ростом
дезадаптивных проявлений. По данным различных авторов дезадаптация отмечается
у 10-12% школьников (по Е.В.Шиловой, 1999), у 35-45% школьников
(по А.К.Маан, 1995). Приведенные данные свидетельствуют о росте отклонений
в процессе социально-психологической адаптации современного
школьника, препятствующих его вхождению в новую социальную среду и
блокирующих создание благоприятных условий для полноценного личностного
развития ребенка.
Преобразование и переосмысление в современном обществе многообразных
отношений "человек-мир" способствовали появлению в образовании
в качестве приоритетных новых задач, связанных с обеспечением условий
для становления социально адаптированного и личностно устойчивого субъекта
жизнедеятельности. Решение этих задач требует, прежде всего, оптимизации
системы "образовательная среда – ребенок", направленной на постоянное
здоровьесберегающее развитие, оптимальную организацию учебной деятельности,
под которой понимается не только приспособление к успешному
функционированию в образовательной среде, но и способность к дальнейшему
психологическому, личностному, социальному развитию индивида.
С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса адаптации
особое значение приобретают периоды перехода от одного возрастного
этапа к другому, позволяющие изучать кризисные, переломные моменты
формирования личности, когда происходит резкое изменение социальной ситуации
развития. Установлена своеобразная цикличность в напряжении адаптационных
механизмов, ответственных за психическое здоровье школьников
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................3
Глава I. Теоретические предпосылки изучения проблемы
преодоления школьниками затруднений в адаптации. .7
§1. Современные подходы к изучению адаптации как психологопедагогического
явления. .................................................................... 7
§2. Психолого-педагогические особенности процесса адаптациидезадаптации
школьника-подростка.................................................. 21
§3. Затрудненная адаптация школьников при переходе из начальной в
основную школу как предмет педагогического исследования. ......... 34
Выводы ....................................................................................... 50
Глава II. Педагогические условия преодоления школьниками
затрудненной адаптации при переходе из начальной в
основную школу. .......................................................... 53
§1. Диагностика затруднений в адаптации - необходимое педагогическое
условие снятия трудностей взросления. ............................................ 53
§2. Типологизация затрудненной адаптации - основа
дифференцированного педагогического подхода.............................. 68
§3. Актуализация личностного потенциала младшего подростка в
условиях "Школы социальной адаптации". ....................................... 82
§4. Специализированная программа-тренинг преодоления затрудненной
адаптации для младших подростков. ................................................. 94
§5. Прогностика преодоления школьниками затрудненной адаптации. 101
Выводы ..................................................................................... 121
Заключение .............................................................................. 124
Список литературы: ................................................................ 126
140
Стр.140