2
Публикуется по решению редакционно-издательского совета
Оренбургского государственного педагогического университета
Рецензенты:
В.Г. Рындак, доктор педагогических наук, профессор
Л.Д. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент
Кудинова М.И.
Формирование начального образования в России конца XIX-начала XX века
В монографии рассмотрены вопросы формирования начального образования
в России конца XIX-начала XX века. Уточнена сущность понятия
«начальное образование», определены важнейшие факторы,
влияющие на развитие начального образования в России конца
XIX- начала XX века, выявлены типы начальных школ этого периода
и основные направления в их деятельности, показана роль передовых
школ нового типа по формированию начального обр азования.
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
При разработке и совершенствовании современной системы
образования обращаемся к историческому опыту, к тем педагог ическим
ценностям прошлого, без изучения которых нельзя глубоко
научно понять истоки решения современных педагогических
проблем.
Одна из самых ярких страниц истории педагогики в России -
60-е годы XIX века: отмена крепостного права, развитие промышленности,
торговли, транспорта, связи, банков потребовали подъема
культурного и образовательного уровня населения. Только
школа с новыми целями и задачами, формами и методами обуч ения
и воспитания могла удовлетворить растущие потребности
народа. В это время получает развитие
педагогическое движение в области народного образования,
смысл которого в том, что необходимо утверждение в общественном
сознании новых взглядов на народное образование и народную
школу как на дело большой культурно-исторической значимости.
Высказываются мысли о том, что общеобразовательная
школа должна преследовать основную задачу – воспитать человека,
развить его природные способности. Общественный подъем,
рост частной и общественной инициативы в деле просвещения
рождали прогрессивные изменения в области народного образования.
Возникают новые типы начальных школ, разрабатываются
новые методики обучения, новые учебные книги.
Актуальным в педагогической науке становится изучение
сущности образования. Эволюция содержания образования пр ослеживается
по четырем аспектам: образование как ценность (государственная,
общественная, личностная), образование как систеобщественно
Стр.3
4
ма, образование как процесс, образование как результат. Пр оанализировать
эти качественные изменения, проследить их дальнейшее
развитие помогут современные подходы к теории и практике
образования, которые отражены в трудах Ю.К.Бабанского,
Б.М.Бим-Бада,
Е.В.Бондаревской,
Б.С.Гершунского,
М.А.Данилова, А.Н.Джуринского, Т.А.Ильиной, А.А.Касьяна,
Ф.Ф.Королева, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, А.В.Петровского,
П.И.Пидкасистого,
М.Н.Скаткина,
В.А.Сластенина,
Л.А.Степашко, И.Ф.Харламова, И.Е.Шварц, Г.И.Щукиной и др.
Изменение сущности понятий «образование», «начальное о бразование»
в конце XIX- начале XX века определяет новый подход
к целям и задачам, объему и содержанию, формам и методам
обучения в начальной народной школе. Видя в народной школе
первую ступень одинакового для всех начального общего образ ования,
Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, Л.Н.Толстой не только организ овывали
начальные школы нового типа, но и разрабатывали методику
обучения, издавали учебники и руководства для учителей,
являлись учителями-практиками. Решительно протестуя против
схоластических основ казенной педагогики, они проводили большую
опытную работу по внедрению нового содержания и новых
методов обучения, пытаясь их обосновать данными психологич еской
науки о возрастных особенностях младших школьников. Вопросы
методов обучения освещались в работах В.П.Вахтерова,
В.И.Водовозова, М.И.Демкова, П.Ф.Каптерева и др.
Выявлению типов начальных школ дореволюционной России
и характеристике некоторых из них значительное место отвод илось
в трудах исследователей второй половины XIX-начала XX
века Е.Н.Медынского (102), В.И.Фармаковского (205),
В.И.Чарнолуского (205), Н.В.Чехова (209). Этот же вопрос затр а
Стр.4
5
гивают современные педагоги: Д.И.Латышина (97), А.В.Ососков
(124), Н.М.Ушакова (19) и др. Из всех типов начальных школ
А.В.Ососков, Н.М.Ушакова, Н.В.Чехов выделяли наиболее распространенные
к началу XX века: городские и сельские училища
министерства народного просвещения, земские училища и церковно-приходские
училища. Важную роль в развитии начальной
народной школы и начального образования передовые деятели
народного образования конца XIX – начала XX вв. Н.А.Корф,
В.И.Чарнолуский, Н.В.Чехов и др. отводили земской школе, подчеркивая
ее общественно-прогрессивную направленность. Они
отмечали, что педагогическая постановка земской народной школы
оказала большое влияние на все остальные категории начальных
школ.
Высокие результаты учения в начальных школах передовых
земских губерний; поддержка и вера в перспективу земских школ
(Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф, К.Д.Ушинкий и др.); во зрождение
земского движения в начале 90-х годов XX века
(49,8,134,204), одним из направлений деятельности которого я влялось
развитие земского образования; организация современных
земских школ – все это дает основания для необходимости более
глубокого и всестороннего изучения опыта работы передовых
земских начальных школ как новой формы образования народа.
Проанализированные диссертационные исследования К.В.Вераско
(38), М.К.Елисафенко (64), М.В.Михайловой (113), В.А.Петрова
(140), М.Ф.Соловьевой (174) посвящены истории развития и опыту
работы земских школ, их роли в развитии начального образ ования.
Эта же проблема затрагивается в работах Л.Д.Гошуляк
(51), В.И. Никулина (120), О.В.Тургановой (190), М.Р.Юсупова
(218), изучающих историю земств, их культурно
Стр.5
6
просветительскую деятельность. Мысль о том, что опыт работы
передовых земских школ стал одним из условий, повлиявших на
формирование начального образования, нашла отражение в исследованиях
А.М.Вежлева (31), Л.П.Михайловой (111), А.В.Ососкова
(125), Н.М.Ушаковой (191), Т.А.Шаптукаевой (211) и др.
Особая роль Оренбургской губернии в истории России об уславливала
своеобразный характер развития образования и всей
системы школьного дела в этом крае. Здесь были учреждены такие
начальные учебные заведения, которых не было во многих других
частях страны. Развитие начального образования в Оренбургской
губернии рассматривалось Р.З.Алмаевым (6), Т.М.Аминовым (7),
Е.Г.Ревковой (153), Л.М.Коневым (84). Классификацию начальных
школ на Южном Урале (в том числе и в Оренбургской губернии)
дает М.Н.Фархшатов (199). История татарских, русско-татарских,
русских начальных школ Оренбуржья получила многоплановое
освещение в монографиях М.Ф.Рахимкуловой (151, 152). Автором
собран большой фактический материал об особенностях препод авания,
учителях, о создании местных учебных книг.
Вопросы развития просвещения, школы, образования (в том
числе начального), были и остаются актуальными для истории педагогики
России. В историко-педагогических исследованиях важное
место занимают труды ученых XX века: Т.К.Ахаян,
В.М.Величкиной, М.М.Вольфсона, Ш.И.Ганелина, Э.Д.Днепрова,
С.Ф.Егорова,
Н.А.Константинова, Н.А.Лавровского,
Г.Е.Жураковского, Ю.М.Колягина,
Е.Н.Медынского,
В.М.Миронова, А.В.Ососкова, М.Ф.Рахимкуловой, З.Г.Сафоновой,
В.Я.Струминского, М.Ф.Шабаевой и др.
Стр.6