2010 год
НАГЛЯДНОСТЬ КАК МЕТОД ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Методам обучения, от которых в немалой степени зависит
результативность учебной работы, посвящен не один десяток фундаментальных
исследований, как в общей педагогике, так и в теории обучения детей младшего
школьного возраста, и в частных методиках преподавания отдельных
предметов. <...> Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований,
проблема методов обучения в начальной школе остается по-прежнему
актуальной. <...> Проблема наглядности в начальном образовании всегда интересовала
исследователей. <...> По мнению Я.А.Коменского, обосновавшего данный принцип
обучения, «…необходимо, чтобы начало познания исходило из внешних
чувств, следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо
перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов» [4;
157]. <...> Поэтому познание любого предмета, любого явления должно начинаться с
непосредственного его восприятия органами чувств. <...> Но не всегда учитель
может организовать изучение самих предметов, самих явлений. <...> На большое значение наглядности в обучении указывал В.Ф. Зуев. <...> Применение наглядности делает естественно-научное
образование младшего школьника доступным и более интересным, поскольку
ребенок данного возраста мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями
вообще» [1; 83]. <...> Он с живым любопытством воспринимает окружающую
жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. <...> Учеником
начальной школы безошибочно запоминается материал интересный,
конкретный и яркий. <...> Использование наглядности обогащает и расширяет
непосредственное восприятие, чувственный опыт, развивает наблюдательность,
помогает изучить конкретные свойства предметов, создает условия для
перехода к абстрактному мышлению, для самостоятельного учения и
систематизации изученного. <...> В начальной школе естественно-научные знания составляют существенную
часть предмета «Окружающий <...>
НАГЛЯДНОСТЬ_КАК_МЕТОД_ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
Мусс Г.Н.
2010 год
НАГЛЯДНОСТЬ КАК МЕТОД ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Методам обучения, от которых в немалой степени зависит
результативность учебной работы, посвящен не один десяток фундаментальных
исследований, как в общей педагогике, так и в теории обучения детей младшего
школьного возраста, и в частных методиках преподавания отдельных
предметов. Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований,
проблема методов обучения в начальной школе остается по-прежнему
актуальной. До настоящего времени продолжаются попытки создать научную
систему методов обучения и разработать технологические подходы к их
применению в школе.
Проблема наглядности в начальном образовании всегда интересовала
исследователей. По мнению Я.А.Коменского, обосновавшего данный принцип
обучения, «…необходимо, чтобы начало познания исходило из внешних
чувств, следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо
перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов» [4;
157]. Поэтому познание любого предмета, любого явления должно начинаться с
непосредственного его восприятия органами чувств. Но не всегда учитель
может организовать изучение самих предметов, самих явлений. В этом случае
«можно употребить замену их, то есть копии или картины, заготовленные для
учебных целей» [4; 166].
На большое значение наглядности в обучении указывал В.Ф. Зуев. Он
советовал изучать предметы природы не со слов, а «…при рассуждении о
показывает оную в самой натуре или , по крайней мере, на картине, почему при
каждом народном училище в сем классе должно стараться иметь таковых
вещей собрание, которая в натуре, которая в рисунках» [3; 117].
Познание человеком мира осуществляется через ощущение, восприятие,
представление. Применение наглядности делает естественно-научное
образование младшего школьника доступным и более интересным, поскольку
ребенок данного возраста мыслит «формами, красками, звуками, ощущениями
вообще» [1; 83]. Он с живым любопытством воспринимает окружающую
жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Учеником
начальной школы безошибочно запоминается материал интересный,
Стр.1