Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы социолингвистики (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШерстяных Инна Валерьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц160
ID212921
АннотацияПособие включает учебную программу дисциплины «Основы социолинг-вистики», планы семинарских занятий, содержащие вопросы, рассматриваемые на занятиях, задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов. Задания для работы на семинарских занятиях практического характера, направлены на анализ языковых процессов, происходящих в социуме, интерпретацию влияния общественных явлений на функционирование языка. Задания для самостоятельной работы предполагают аналитическое прочтение, конспектирование соответствующей учебной, научной и справочной литературы. Отдельно в пособии представлены контрольно-измерительные материалы, включающие терминологический минимум, тесты для проведения текущего контроля по дисциплине, а также вопросы для подготовки к зачету.
ISBN978-5-91344-364-9
УДК41(075)
ББК81.001.2я73
Шерстяных, И. В. Основы социолингвистики / И. В. Шерстяных .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2012 .— 160 с. — ISBN 978-5-91344-364-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/212921 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. Шерстяных ОСНОВЫ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ Учебное пособие Иркутск 2012 УДК 41(075) ББК 81.001.2я73 Ш50 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Рецензенты: канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, методики и общего языкознания ФГБОУ ВПО «ВСГАО» Ц.Ц. Огдонова; канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, литературы и языкознания ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Е.А. Ряжских. <...> ISBN 978-5-91344-364-9 Пособие включает учебную программу дисциплины «Основы социолингвистики», планы семинарских занятий, содержащие вопросы, рассматриваемые на занятиях, задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов. <...> Тематика семинарских занятий разработана на основе учебников и учебных пособий по дисциплине «Социолингвистика» (В.Д. Бондалетов, <...> Развитие социолингвистики и связанное с этим включение в лингвистический анализ еще одного измерения, социального, дает возможность глубже проникнуть в саму природу языка, полнее выявить условия его функционирования и динамику его развития, позволяет представить в новом свете антологическую картину языка как общественного явления. <...> 3) владеть: – понятийным и терминологическим аппаратом из области социолингвистики; – аппаратом описания языковой ситуации в конкретном регионе, используя социолингвистические данные для оценки устойчивости языковой ситуации, степени опасности языкового сдвига. <...> СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Семестр Неделя семестра Лекции Семинарские занятия СРС Общая трудоемкость дисциплины «Социолингвистика» составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. <...> Вспомогательные международные языки и их типы 10 15 – 2 2 <...> Этапы становления и развития социолингвистики в России (исследования начала ХХ века: Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский, Б.А. Ларин, А.М. Селищев, Г.О. Винокур, Р.О. Шор; подъем социолингвистики в 50-е гг. <...> Диахроническая социолингвистика как направление, изучающее историю языка <...>
Основы_социолингвистики.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Основы_социолингвистики.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.В. Шерстяных ОСНОВЫ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ Учебное пособие Иркутск 2012
Стр.1
УДК 41(075) ББК 81.001.2я73 Ш50 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Рецензенты: канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, методики и общего языкознания ФГБОУ ВПО «ВСГАО» Ц.Ц. Огдонова; канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, литературы и языкознания ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Е.А. Ряжских. Ш50 Шерстяных, И.В. Основы социолингвистики [Текст] : учеб. пособие / И.В. Шерстяных. – Иркутск: ИГЛУ, 2012. – 160 с. ISBN 978-5-91344-364-9 Пособие включает учебную программу дисциплины «Основы социолингвистики», планы семинарских занятий, содержащие вопросы, рассматриваемые на занятиях, задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов. Задания для работы на семинарских занятиях практического характера, направлены на анализ языковых процессов, происходящих в социуме, интерпретацию влияния общественных явлений на функционирование языка. Задания для самостоятельной работы предполагают аналитическое прочтение, конспектирование соответствующей учебной, научной и справочной литературы. Отдельно в пособии представлены контрольно-измерительные материалы, включающие терминологический минимум, тесты для проведения текущего контроля по дисциплине, а также вопросы для подготовки к зачету. Для работы на семинарских занятиях и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. ISBN 978-5-91344-364-9 © Шерстяных И.В., 2012 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2012 2
Стр.2
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................ 4 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ....................................................... 6 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ .............................................................. 23 Семинар 1. СОЦИОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА ............................................ 23 Семинар 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ .................................................................................................... 30 Семинар 3. МЕТОДЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ..... 42 Семинар 4. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО. ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ ........................... 55 Семинар 5. ЯЗЫКОВАЯ НОРМА КАК СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ............................................. 59 Семинар 6. ДИГЛОССИЯ И ДВУЯЗЫЧИЕ. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ ....................................... 71 Семинар 7. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЯЗЫКА .............................. 78 Семинар 8. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЯЗЫКОВ ........................ 95 Семинар 9. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯЗЫКИ И ИХ ТИПЫ ............................................................................................................. 109 Семинар 10. ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ КАК СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ............................................ 116 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .................................. 138 Терминологический минимум ............................................................................... 138 Тест 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ .......................................... 141 Тест 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ ..... 150 Вопросы для подготовки к зачету ......................................................................... 159 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время очевидно отсутствие учебных пособий, которые могли бы помочь студентам практически освоить связи языка, культуры и общества. Предлагаемое пособие призвано восполнить существующую лакуну в учебно-методическом обеспечении общелингвистических дисциплин. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. В учебном плане основной общеобразовательной программы дисциплина «Основы социолингвистики» входит в вариативную (профильную) часть профессионального цикла. Специфика учебного пособия «Основы социолингвистики» определяется подчеркнутой ориентацией социолингвистики на изучение статики и динамики социальных структур сквозь призму связанных с ними языковых явлений и процессов. Тематика семинарских занятий разработана на основе учебников и учебных пособий по дисциплине «Социолингвистика» (В.Д. Бондалетов, А.Д. Швейцер, Л.Б. Никольский, В.И. Беликов, Л.П. Крысин, Н.Б. Мечковская, Н.Б. Вахтин и др.). Цель учебного пособия – развитие у студентов умения интерпретировать влияние общественных явлений на функционирование языка. Кроме того, студенты должны получить представление об основных понятиях, используемых социолингвистикой, а также об основных направлениях, методах, приемах и процедурах социолингвистического исследования. Представленная в пособии система заданий нацелена на реализацию нескольких взаимосвязанных учебных задач. Одной из центральных задач является формирование у студентов знаний о выходе языка в речевую практику, социальной стратификации языка, речевом общении в лингвистически и социально неоднородной среде, особенностях языковых процессов в социуме. Для будущего преподавателя русского или иностранного языка необходимы знания теоретических и практических основ современной социолингвистики, ее основных проблем и способов их решения. Учебное пособие призвано раскрыть характер социальных факторов, детерминирующих развитие языка и определяющих его общественную природу, показать неразрывную связь языка с культурой говорящего на нем коллектива и детерминированность функционирования языка социально-культурными факторами. Надеемся, что реализация собственно учебных задач, связанных с профессиональной компетенцией педагога, будет способствовать формированию социолингвистической компетенции, в том числе личного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими людьми, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной сфере и современном обществе. Целевая установка пособия обусловила как его содержание, так и структуру. 4
Стр.4
Пособие включает учебную программу дисциплины «Основы социолингвистики», в которой раскрываются цели и задачи освоения курса; определяется место дисциплины в структуре общеобразовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование; характеризуются компетенции, формируемые у студентов в результате освоения дисциплины «Основы социолингвистики»; представлена структура и основное содержание дисциплины, объем учебной работы по разделам, ресурсное обеспечение. Учебная программа сопровождается довольно обширным списком рекомендуемой учебной и научной литературы, информационных ресурсов, который даст студентам возможность выбора источников для подготовки к той или иной теме. Список призван оказать помощь при подготовке к зачету по дисциплине, написании рефератов, докладов, выпускных квалификационных работ. Планы семинарских занятий содержат вопросы, рассматриваемые на занятиях, задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов. Каждая тема сопровождается списком литературы и информационных ресурсов по теме семинарского занятия. Задания для работы на семинарских занятиях практического характера, направлены на анализ языковых процессов, происходящих в социуме, интерпретацию влияния общественных явлений на функционирование языка. Задания для самостоятельной работы предполагают аналитическое прочтение, конспектирование соответствующей учебной, научной и справочной литературы. Задания в большинстве случаев алгоритмизированы. Отдельно в пособии представлены контрольно-измерительные материалы, включающие терминологический минимум, тесты для проведения текущего контроля по дисциплине, а также вопросы для подготовки к зачету. Задания текущего контроля предназначены для проверки и самопроверки понимания основных положений отдельных тем, для углубленной проработки теоретического материала. 5
Стр.5
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Основы социолингвистики» является формирование у будущих бакалавров педагогического образования представления об одном из направлений современного языкознания, стоящего на стыке нескольких наук (собственно лингвистики, социологии, социальной психологии, этнографии и др.), выработка необходимых навыков и умений по анализу ситуаций общения с применением полученных знаний. Задачи дисциплины: – знакомство студентов с основными направлениями и методами современной социолингвистики, – характеристика ключевых понятий социолингвистики; – установление взаимосвязи между социальными и языковыми процессами; – исследование специфики отражения социальных процессов в языковых структурах; – формирование представления об общих и специальных законах речевого общения в различных видах деятельности; – демонстрация возможности использования социолингвистического знания в проблемных областях современной коммуникации; – развитие у студентов навыка интерпретации социальных явлений с учетом полученных лингвистических знаний. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Основы социолингвистики» входит в вариативную (профильную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 г. Актуальность введения в учебный процесс курса «Основы социолингвистики» обусловлена необходимостью изучения особенностей языковых процессов в социуме. Развитие социолингвистики и связанное с этим включение в лингвистический анализ еще одного измерения, социального, дает возможность глубже проникнуть в саму природу языка, полнее выявить условия его функционирования и динамику его развития, позволяет представить в новом свете антологическую картину языка как общественного явления. Изучению дисциплины предшествует освоение в данной ОПП таких курсов, как «Культура русской речи», «Основы языкознания», «Функциональная 6
Стр.6
стилистика», «Русская диалектология». При реализации ОПП материал дисциплины будет использоваться для изучения курсов «Общее языкознание», «Современный русский язык», «Методика преподавания русского языка как иностранного». Дисциплина «Основы социолингвистики» является неотъемлемой частью компетентностной модели бакалавра педагогического образования в общем и социолингвистической компетенции в частности. Социолингвистическая компетенция бакалавра педагогического образования достигается посредством формирования личного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими людьми, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной сфере и современном обществе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы социолингвистики» В результате изучения дисциплины студент должен: 1) знать: – базовые понятия социолингвистики, этапы развития социолингвистики, связь социолингвистики с другими лингвистическими дисциплинами; – круг проблем, связанных с социальной природой языка, его общественной функцией и той ролью, которую язык играет в жизни общества; – методики проведения социолингвистических исследований; 2) уметь: – ориентироваться в основных методиках проведения социолингвистических исследований; – характеризовать речевую ситуацию в многообразии ее социолингвистических признаков (коммуникативный и социальной статус адресата и адресанта, код, тема, контекст и т. д.); – использовать лингвистические данные в изучении социальной стратификации общества; – использовать социолингвистические знания при анализе проблемных областей современной коммуникации; – моделировать межличностное взаимодействие, характер которого определяется коммуникативными интенциями партнеров и стратегиями их достижения (сотрудничество, соперничество, конфликт и т. д.), детерминируемыми социокультурными, психологическими и лингвистическими особенностями соответствующих социумов; 3) владеть: – понятийным и терминологическим аппаратом из области социолингвистики; – аппаратом описания языковой ситуации в конкретном регионе, используя социолингвистические данные для оценки устойчивости языковой ситуации, степени опасности языкового сдвига. 7
Стр.7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ четных единицы, 72 часа. Общая трудоемкость дисциплины «Социолингвистика» составляет 2 заВиды учебной № Раздел дисциплины работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации 1. Социолингвистика как наука 2. Направления социолингвистических исследований 3. Методы социолингвистических исследований 4. Язык и общество. Языковая ситуация 5. Языковая норма как социолингвистическая категория 6. Диглоссия и двуязычие. Интерференция как следствие двуязычия 7. Социальная дифференциация языка 8. Функциональное разнообразие языков 9. Вспомогательные международные языки и их типы 10 1-2 10 3-4 10 5-6 10 7-8 10 9 10 1011 10 1213 10 14 10 15 2 2 2 2 – 2 2 – – 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Опрос. Проверка практических заданий. 4 Опрос. Проверка практических заданий. 4 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. 4 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. 4 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. 4 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. 4 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. 4 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. Проверка теста. 2 Опрос на занятии. Проверка практических заданий. 8 Семестр Неделя семестра Лекции Семинарские занятия СРС
Стр.8
10. Владение языком как социолингвистическая проблема 72 Всего часов 10 1617 2 14 2 20 38 6 Опрос. Проверка практических заданий. зачет Основное содержание дисциплины Раздел 1. Социолингвистика как наука Статус социолингвистики как научной дисциплины. Объект исследования, цели и задачи социолингвистики как науки. Функции языка, релевантные для социолингвистики. Социолингвистика как междисциплинарная наука, изучающая обусловленность языковых явлений и использование языковых единиц социальными факторами. Истоки социолингвистики как науки. Общие предпосылки появления социолингвистики. Противопоставление языка и речи как основа функционального изучения языка (идеи В. фон Гумбольдта, Г. Пауля, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра). Этапы становления и развития социолингвистики в России (исследования начала ХХ века: Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский, Б.А. Ларин, А.М. Селищев, Г.О. Винокур, Р.О. Шор; подъем социолингвистики в 50-е гг. ХХ в.; марризм и отход от социолингвистической проблематики; возобновление социолингвистических исследований после 1988 года). Московская школа функциональной социолингвистики. Социолингвистические исследования начала XXI в. Переход от работ общего плана к экспериментальным исследованиям в области социолингвистики во второй половине XX века. Место социолингвистики в системе смежных дисциплин: социолингвистика – языкознание, социолингвистика – этнология, социолингвистика – семиотика. Место социолингвистики среди других лингвистических дисциплин. Раздел 2. Направления социолингвистических исследований Два основных подхода к изучению социальной дифференциации языка: традиционный (опирающийся лишь на социальную стратификацию общества, обслуживаемого данным языком) и новый (учитывающий, помимо собственно социальных факторов, факторы ситуативные, а также статусные и ролевые характеристики носителей языка как участников тех или иных коммуникативных актов). Синхроническая социолингвистика как направление, изучающее отношения и процессы, касающиеся связей языка и общества. Диахроническая социолингвистика как направление, изучающее историю языка в связи с историей народа и государства. Макросоциолингвистика как 9
Стр.9
направление по изучению крупномасштабных процессов и отношений, имеющих место в языке и обусловленных социально. Проблемы социальной дифференциации языка; двуязычия; языковой интерференции; нормализации и кодификации языка. Микросоциолингвистика как направление, изучающее закономерности использования языка в малых социальных общностях. Связь микросоциолингвистики и психологии общения. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Эксперимент как необходимый этап социолингвистического исследования. Социолингвистика и социология языка: интегральные и дифференциальные признаки. Проблематика прикладной социолингвистики: обучение родному и иностранному языкам; принципы и методы языковой политики; сохранения языков малочисленных народов и т.д. Раздел 3. Методы социолингвистических исследований Методы социолингвистики как синтез лингвистических и социологических процедур. Методическая «всеядность» социолингвистики (В.А. Звегинцев). Общенаучные методы социолингвистики. Эмпирический характер социолингвистических исследований. Методы сбора материала (наблюдение, скрытое наблюдение, включенное наблюдение, устное интервью, анкетирование, тесты). Анализ письменных источников. Обработка и представление статистических результатов. Корреляционный анализ как метод обработки социолингвистических данных. Социальная стратификация информантов. Характеристика социальных признаков, влияющих на речевое поведение информантов. Корреляции (положительные или отрицательные) социальных признаков и языковых явлений по социальному параметру. Проблема отбора информантов. Понятия генеральной и выборочной совокупности. Способы получения выборочной совокупности. Виды выборки: репрезентативная, квотная пропорциональная, целевая, кластерная, стратифицированная случайная, многоступенчатая. Соотношение направлений и методов социолингвистических исследований. Раздел 4. Язык и общество. Языковая ситуация Языковое сообщество. Критерии выделения языковых сообществ. Языковой код в теории коммуникации. Лингвистическое понимание кода. Понятие субкода как коммуникативного средства меньшего объема, более узкой сферы употребления, меньшего набора функций, чем код. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ