Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №12 2012 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212602
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2012 .— №12 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212602 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Моделирование удовлетворенности потребителей образовательными услугами высшей школы ........................37 ЮБИЛЕЙ Университетский комплекс Прииртышья (Интервью с ректором ОмГТУ <...> Л. Ю. Одинокова Высшее образование в России и Германии: болонские реформы продолжаются .................. 125 <...> № © «Высшее образование в России» Особенности внедрения системы зачетных единиц в технических вузах Казахстана ............ 131 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ <...> М.В. Ломоносова Готовность вузов к реализации ФГОС ВПО (организационный аспект) Статья продолжает презентацию результатов мониторинга эффективности вне дрения ФГОС ВПО 1. <...> Приводятся данные об организационной готовности вузов к реа лизации ФГОС, даётся оценка состояния этой готовности, определяются «болевые точки» на этом пути и формулируются выводы, нацеленные на помощь вузам в опре делении ориентиров и параметров попадания в темп и ритм образовательной дея тельности, регламентируемой ФГОС. <...> В качеH стве критериев такой оценки были опреH делены: а) организация перехода на уровH невую систему подготовки кадров на основе ФГОС; б) разработка нормативноH правового и организационноHметодическоH го обеспечения для проектирования и реH ализации ООП на основе ФГОС; в) подгоH товка профессорскоHпреподавательского и учебноHметодического персонала к реаH лизации ФГОС; г) обеспечение ООП треH буемыми материальноHтехническими и инH формационными ресурсами; д) создание механизмов гарантии качества образоваH тельных программ, реализуемых на осноH ве ФГОС. <...> 4 Высшее образование в России • № 12, 2012 дений о наличии в вузе утвержденной проH граммы перехода, её доступности и времеH ни утверждения. <...> 1) о наличии в вузе указанной програмH мы заявили в целом по России более 97% вузов, при этом в семи федеральных окруH гах (ФО) вариация ответов составляет от 100 до 96%, только в СевероHЗападном чуть ниже – 92%; <...> 2) представленность ее на сайтах вузов оказалась в среднем 72%, в Южном ФО – 85%, в СевероHЗападном, Центральном, СевероHКавказском <...>
Высшее_образование_в_России_№12_2012.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В.В. ЗЫРЯНОВ, И.Б. КОТЛОБОВСКИЙ, А.В. СИНЯКОВ. Готовность вузов к реализации ФГОС ВПО (организационный аспект) .....................................3 З.В. ЯКИМОВА, В.И. НИКОЛАЕВА. Оценка компетенций: профессиональная среда и вуз............................................................................................................13 В.А. ГУРТОВ, Л.М. СЕРОВА, Е.А. ФЕДОРОВА. Трудоустройство по специальности с позиции выпускника........................................................22 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ А.О. ГРУДЗИНСКИЙ, А.Б. БЕДНЫЙ. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдра ......................................................................29 А.К. КОЛЕСНИКОВ, И.П. ЛЕБЕДЕВА. Моделирование удовлетворенности потребителей образовательными услугами высшей школы ........................37 ЮБИЛЕЙ Университетский комплекс Прииртышья (Интервью с ректором ОмГТУ В.В. Шалаем) .......................................................................................................46 А.В. КОСЫХ. ОмГТУ – инновационная среда для технической элиты .............52 А.В. МЫШЛЯВЦЕВ, О.В. КРОПОТИН. Опыт технического университета по подготовке инженерных кадров .................................................................62 Л.В. ЛЕТОВА. Модель измерения профессиональной деятельности преподавателей ...................................................................................................68 В.Д. ПОЛКАНОВ. Войной рожденный ....................................................................75 С.П. ШАМЕЦ, М.С. КНЯЗЕВА. Олимпиадное движение на базе вуза: поиск и раскрытие талантов .........................................................................................79 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Ю.Д. АРТАМОНОВА, А.Л. ДЕМЧУК. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС ......................................................................................86 В.Ш. КАГАНОВ. Особенности деятельности вузов на рынках корпоративного обучения ..............................................................................................................96
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова Ответственный секретарь: Л. Ю. Одинокова Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201 Тел./факс: (495) 6089304 email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 23.11.2012 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ППП «Типография “Наука”». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ К.В. АНТИПОВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ Г.С. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ О.В. НАЗАРОВА. Мотивационная сфера преподавателя вуза с позиции менеджмента организаций........................................................... 101 В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ А.М. НОВИКОВ. Как стать ученым? .......................... 107 С.Д. РЕЗНИК. Барьеры на пути становления молодого преподавателя ..................................... 112 Ж.К. ЗАГИДУЛЛИН. Роль неявного знания в подготовке ученого............................................ 118 ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Т.О. КОЧЕТКОВА, М.В. НОСКОВ, В.А. ШЕРШНЕВА. Высшее образование в России и Германии: болонские реформы продолжаются .................. 125 А.М. ГАЗАЛИЕВ, В.В. ЕГОРОВ, И.В. БРЕЙДО. Особенности внедрения системы зачетных единиц в технических вузах Казахстана ............ 131 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ Е.Я. КУЗЬМИН. Рынок труда и профессий для молодых специалистов: проблемы и пути их решения................................................. 138 Г.В. НИКИТИНА. Потенциал социальной практики ................................................................ 141 СУН ЛЭЙ. Дебаты как инновационная образовательная технология .............................. 145 Наши авторы ............................................................ 147 Contents ............................................................ 148 Указатель статей, опубликованных в 2012 г. .. 149 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Е.Н. ИВАХНЕНКО Н.С. КИРАБАЕВ В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Н.И. МАКСИМОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В.В. ЗЫРЯНОВ, доцент И.Б. КОТЛОБОВСКИЙ, доцент А.В. СИНЯКОВ, зав. учебной лабораторией МГУ им. М.В. Ломоносова дрения ФГОС ВПО 1 Готовность вузов к реализации ФГОС ВПО (организационный аспект) Статья продолжает презентацию результатов мониторинга эффективности вне . Приводятся данные об организационной готовности вузов к реа лизации ФГОС, даётся оценка состояния этой готовности, определяются «болевые точки» на этом пути и формулируются выводы, нацеленные на помощь вузам в опре делении ориентиров и параметров попадания в темп и ритм образовательной дея тельности, регламентируемой ФГОС. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), мониторинг, эффективность внедрения ФГОС, критерии эффективности, индикаторы эффективности, организация перехода на ФГОС, нормативноправовая база, повышение квалификации, материальнотехнические и информационные ресур сы, гарантии качества образовательных программ. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС ВПО, осуществлявшийся по зада нию Минобрнауки РФ в октябре–ноябре 2011 г. и марте–сентябре 2012 г., был при зван дать оценку деятельности вузов по организации внедрения ФГОС и созданию механизмов гарантии качества реализуе мых образовательных программ. В каче стве критериев такой оценки были опре делены: а) организация перехода на уров невую систему подготовки кадров на основе ФГОС; б) разработка нормативно правового и организационнометодическо го обеспечения для проектирования и ре ализации ООП на основе ФГОС; в) подго товка профессорскопреподавательского и учебнометодического персонала к реа лизации ФГОС; г) обеспечение ООП тре буемыми материальнотехническими и ин формационными ресурсами; д) создание механизмов гарантии качества образова тельных программ, реализуемых на осно ве ФГОС. Каждый критерий раскрывала соответствующая система индикаторов, позволяющая оценить состояние готовно сти вузов к работе по ФГОС в сфере, обо значенной критерием. На обоих этапах мониторинга анализ проводился на основе данных заочного ан кетирования в учреждениях ВПО, очных интервью, а также результатов просмотра сайтов вузов. Исходный посыл оценки готовности вузов к переходу на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС заклю чался в том, что он затрагивает все аспекты деятельности вузов, поэтому осуществля ется тем успешнее, чем более конкретны представления о содержании преобразова ний, их последовательности, взаимосвязях и сроках – как у руководства, так и у всех служб и подразделений вуза, у каждого преподавателя и сотрудника. Определённое представление о степени осознанности и планомерности осуществ ления этого перехода мы составили из све 1 См.: Высшее образование в России. 2012. № 8/9, 10.
Стр.3