Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2011 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212582
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2011 .— №4 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212582 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Индивидуально"ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования ....................... 10 <...> Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров .................... 86 <...> Любой менеджер в ответ на вопрос: Практика модернизации «Что такое качество?» – отошлет к классическим учебникам по квалимет" рии, по теории управления качеством, где дается такое простое определение: качество – это степень соответствия норме. <...> Норма качества в высшем (а теперь, с введением ФГОС, и в среднем, и в общем) профессио" нальном образовании устанавливает" ся государственными образователь" ными стандартами. <...> И как в этом случае оценивать качество образова" тельных программ?! <...> Иначе говоря, считаю абсо" лютно неизбежным (и полезным) раз" работку и последующее введение уни" фицированного экзамена по разным предметам для желающих поступать в магистратуру – своеобразный «ЕГЭ» для бакалавров. <...> Практика модернизации Ничего принципиально нового по сравнению со вступительными испы" таниями в магистратуру или «канди" датскими» экзаменами нет, кроме того что это единый и стандартизо" ванный для всей страны письменный экзамен со всеми его плюсами и ми" нусами. <...> Весьма информативным представля" ется рейтинг качества приема в вузы, рассчитываемый ГУ–ВШЭ по среднему баллу ЕГЭ зачисленных на образова" тельную программу (http://www.hse.ru/ org/hse/ex/). <...> Это показатель популяр" ности вуза и соответствующей обра" зовательной программы. <...> На мой взгляд, такой рейтинг качества «входного материа" ла», дополненный результатами «вы" пускных ЕГЭ» типа GRE, давал бы впол" не реальную картину качества подго" товки бакалавров в различных вузах России, вводя при этом и характерис" тику «добавленной стоимости» обра" зовательной программы. <...> А вот все, что сверх этого минимального га" рантированного уровня, и должно ра" зыгрываться на конкурсной основе в Практика модернизации <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2011.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. О «качестве» и «количестве» образования ............... 3 Б.А. САЗОНОВ. Индивидуальноориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования....................... 10 А.А. ШЕХОНИН, Е.В. КАРАВАЕВА, И.В. АРЖАНОВА. Компетенции выпускников в образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых университетами ................................................................ 25 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Ю.Б. РУБИН. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнесмоделям (часть 2) .................................... 33 Т.А. ХАГУРОВ. Высшее образование: между служением и услугой................. 47 Х.Г. ТХАГАПСОЕВ. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт? ............................................................................... 58 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА Путь длиною в 115 лет… (Интервью с ректором Национального исследовательского Томского политехнического университета) ............. 62 П.С. ЧУБИК, С.Б. МОГИЛЬНИЦКИЙ. Комплексная программа развития национального исследовательского университета ...................................... 70 А.И. ЧУЧАЛИН, Е.Г. ЯЗИКОВ, М.А. СОЛОВЬЕВ. Образовательная деятельность ТПУ........................................................................................... 74 В.А. ВЛАСОВ. Наука и инновации томских политехников ................................ 81 П.С. ЧУБИК, А.И. ЧУЧАЛИН, А.В. ЗАМЯТИН. Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров.................... 86 И.В. СЛЕСАРЕНКО. Подготовка по иностранным языкам в техническом университете: от студента к преподавателю ................................................ 90 А.В. ЗАМЯТИН, И.В. КОКАРЕВА, Г.Ф. БЕНСОН. Международная образовательная деятельность ...................................................................... 95 В.В. ЛАРИОНОВ, А.М. ЛИДЕР, Е.В. ЛИСИЧКО. Непрерывный образовательный процесс на основе проектноориентированного обучения ......................... 99
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова Зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 29.03.2011 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ППП «Типография “Наука”». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ Г.С. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В.Ф. ПУГАЧ. Мобильные студенты в высшем образовании России ............................................. 104 Е.В. ЛЕОНОВА. Педагогическое мастерство и личность преподавателя ................................... 112 А.А. ГРИБАНЬКОВА. Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью............................................. 116 В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ Н.И. МАРТИШИНА. «История и философия науки»: практическая значимость курса ......................... 121 А.С. РОБОТОВА. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее ............................ 127 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ А.Л. МАРЧЕНКО. Опыт разработки интерактивных методических средств .......................................... 134 Е.А. КОРЧАГИН, И.М. АЙТУГАНОВ, Л.Н. САМОЛДИНА, Р.С. САФИН. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию................................................. 138 В.А. АДОЛЬФ, Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт ... 143 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА О.Н. ГАВРИШИНА, Е.В. ФИЛАТОВА. Профессионально ориентированная информационная среда обучения ....................... 148 Н.Г. БАЖЕНОВА. О воспитании духовно нравственной культуры студентов ..................... 152 Е.В. ЕВПЛОВА. Этапы формирования конкуренто способности будущего специалиста .................. 156 Наши авторы.................................................... 159 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, профессор, ректор Тверской государственный университет О «качестве» и «количестве» образования Рассмотрены проблемы оценки качества и количества массового высшего образо вания, даны рекомендации по введению единого государственного экзамена для бака лавров типа GRE subject test. Высказаны соображения по поводу оптимальной струк туры формирующейся национальной сети ведущих университетов. Ключевые слова: качество образования, ЕГЭ, инновационный потенциал, массифи кация, национальная сеть ведущих университетов. Вряд ли кто станет оспаривать тот факт, что конкурентоспособность от дельного человека на рынке труда на прямую зависит от уровня и качества его образования. Образование, среди про чего, определяет инновационный по тенциал человека, и чем он выше, тем лучше его готовность к генерации и ос воению инноваций. Точно так же кон курентоспособность отдельного реги она на национальном рынке зависит от уровня и качества образования трудо способного населения, проживающего в регионе. Аналогично конкуренто способность страны на международном рынке зависит от уровня и качества об разования ее граждан. В современной постиндустриальной экономике, в усло виях глобализации низкая конкурентос пособность страны эквивалентна поте ре ею суверенитета. Иначе говоря, «ко личество» и «качество» образования являются фактором национальной бе зопасности. Таким образом, долгосрочная поли тика повышения уровня и качества об разования населения страны является коренным национальным интересом. Для ее успешной реализации необхо димо оперировать измеряемыми вели чинами, индикаторами достижения це левых показателей. Если с измерени ем «количества» образования более менее понятно, то с оценкой его «ка чества» все оказывается непросто. «Количество» образования, т.е. обра зовательный ценз населения, между народными методиками связывается с относительным количеством людей старше 25 лет, имеющих диплом о не коем международно признанном уров не образования. В этом отношении мы семимильными шагами наверстываем отставание от стран ЮгоВосточной Азии, Северной Америки и Западной Европы. При этом демографическая «яма» подводит нас вплотную к “все общему” высшему образованию (чис ло бюджетных мест в вузах страны пре вышает половину количества выпуск ников школ). Массовость высшего образования – это хорошо или плохо? На мой взгляд, очень хорошо; это говорит о широком общественном понимании, что получе ние высшего образования является не обходимым условием старта на рынке труда. Современный технологический уклад требует значительного образо вательного ценза общества, причем не только для созидателей новых знаний и разработчиков технологий, но и для обычных их потребителей и пользова телей. Да и международные исследова ния показывают высокую положитель ную корреляцию между образователь ным цензом общества и ВНП на душу населения, средней продолжительно
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.