www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Индикаторы эффективности
аспирантских программ в области точных и естественных наук ............... 11
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ <...> УМО по образованию в области рыбного хозяйства ........... 64 <...> Возможности сервисов
web 2.0 для формирования персональных образовательных сфер............ 95
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. <...> Новые международные
стандарты электронного обучения ........................99
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Классический университет в условиях реформы
вузовской системы (Интервью с ректором ОГУ <...> А.А. ФАТКУЛИН, профессор,
ректор
Дальневосточный государствен$
ный технический университет
ДВГТУ: в преддверии
Саммита АТЭС
Дальний Восток России демонстрирует сегодня грандиозные государственI
ные программы развития. <...> Именно с него в 1899 г. началась
славная история высшего образования в регионе: 110 лет назад по Указу импераI
тора Николая II в нынешнем главном корпусе ДВГТУ открылось первое на ДальI
нем Востоке высшее учебное заведение – Восточный институт. <...> Сегодня ДВГТУ – это ведущий техниI
ческий вуз Дальнего Востока России, крупнейший научноIобразовательный
центр Дальневосточного и ВосточноIСибирского регионов, обеспечивающий
подготовку специалистов в области технических, экономических и гуманитарI
ных наук. <...> В апреле 2010 г. Ученым советом утверждена первая очередь из 10 маI
Практика модернизации
5
лых инновационных
предприятий. <...> Мы обсудили с ректором ХНТИ возможность нашеI
го участия в проектах по созданию новых производств и внедрению современI
ных технологий в области энергетики, горного дела и техники, машиностроеI
Практика модернизации
7
ния. <...> В ближайшей перспективе соI
трудничества наших вузов – взаимные ознакомительные и производственные
практики студентов, дальнейшее развитие языковых стажировок, научных и кульI
турных обменов, продолжение обучения <...>
Высшее_образование_в_России_№7_2010.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.А. ФАТКУЛИН. ДВГТУ: в преддверии Саммита АТЭС.................................... 3
Б.И. БЕДНЫЙ, С.Н. ГУРБАТОВ, А.А. МИРОНОС. Индикаторы эффективности
аспирантских программ в области точных и естественных наук ............... 11
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В.А. АДОЛЬФ, И.Ю. СТЕПАНОВА. Обновление профессиональной
подготовки педагогов – необходимая утопия? ............................................ 24
И.Л. ЛОГВИНОВА. Взаимное страхование ответственности
российских вузов ...........................................................................................30
А.Т. КАЮМОВ. Социальные основания проблем современной высшей школы... 38
П.В. МИНЕЕВ, Т.В. СОЛОВЬЕВА. Реализация индивидуальной
образовательной траектории ......................................................................... 44
ЮБИЛЕЙ
Калининградскому государственному техническому университету – 80 лет
В.Е. ИВАНОВ. Форпост высшего технического образования на Западе России... 50
А.Л. ГУДКОВ, В.И. УСТИЧ. Расширение спектра образовательных программ:
от института к университету .......................................................................... 52
В.В. БРЮХАНОВ. Развитие научной и инновационной деятельности ............... 56
А.А. НЕДОСТУП. УМО по образованию в области рыбного хозяйства ........... 64
В.Ф. ЗАЙЦЕВА. Организация воспитательной работы в техническом вузе .... 69
А.В. ЗАГОРОДНИЙ. КГТУ в европейском инновационном пространстве........ 73
Т.П. КОЛИНА. Система менеджмента качества ................................................. 77
В.Г. НЕВЕРОВ. Из опыта работы отдела ............................................................... 80
М.В. ВАРЕНИЦЫНА. Научнотехническая библиотека – синтез традиций
и новаций .......................................................................................................... 83
EDUCATION ONLINE
В.А. ЛЕДНЕВ. “MOSCOW Education Online”: конференция, клуб
единомышленников, творческая лаборатория идей .................................... 86
В.А. КУКЛЕВ. Мобильное обучение: от теории к практике................................ 88
В.А. СТАРОДУБЦЕВ, А.Ф. ФЕДОРОВ, А.А. КИСЕЛЕВА. Возможности сервисов
web 2.0 для формирования персональных образовательных сфер............ 95
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
В. В. Платковский
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Ионова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495) 6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 24.06.2010
Усл. п. л. 11. Тираж 2200 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
Б.М. ПОЗДНЕЕВ, Ю.А. КОСУЛЬНИКОВ,
И.А. КУПРИЯНЕНКО. Новые международные
стандарты электронного обучения ........................99
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Классический университет в условиях реформы
вузовской системы (Интервью с ректором ОГУ
В.П. Ковалевским)................................................ 102
А.Д. ПРОСКУРИН. Образовательный процесс в ОГУ:
состояние и перспективы..................................... 108
Т.П. ПЕТУХОВА. Университет и школы:
образовательный кластер .................................... 113
С.Н. ЛЕТУТА. Об организации научно
исследовательской деятельности в классическом
университете ......................................................... 121
В.В. БЫКОВСКИЙ. Информационноаналитическая
система университета .......................................... 125
А.В. КОСТРЮКОВ. Университет и социум (некоторые
аспекты социальновоспитательной работы) .... 132
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
А.В. КОНЫШЕВА. Групповой метод обучения......... 139
В.Б. ЯСИНСКИЙ. Физика для бакалавров технического
профиля .................................................................. 146
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Л.М. ЗОЛЬНИКОВА, Б.Б. МОЙЗЕС, И.И. СКВИРСКАЯ.
Аспирант как научный руководитель НИРС..... 151
М.А. ХУСАИНОВ, Т.Д. ХЛЕБНИКОВА, Д.О. МЕДВЕДЕВА.
Комплексный подход к обеспечению
качественного набора студентов ........................ 155
О.В. НЕМИРОВИЧ. ESP как средство
гуманитаризации образования............................ 158
СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ
Е.А. КУЛИКОВА, О.В. ШИНКОРЕНКО. Морское
образование и гуманитарная традиция .............. 161
Всероссийская конференция по ДПО.................. 165
Наши авторы.................................................... 167
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.А. ФАТКУЛИН, профессор,
ректор
Дальневосточный государствен
ный технический университет
ДВГТУ: в преддверии
Саммита АТЭС
Дальний Восток России демонстрирует сегодня грандиозные государствен
ные программы развития. В ближайшие 10 лет планируется освоить более 9 трлн.
рублей. Особенное значение это имеет в преддверии Саммита АТЭС, который
пройдет в 2012 г. во Владивостоке. Приморский край переживает реальный эко
номический подъем, а это значит, что производству уже сегодня остро требуют
ся инновационные технологии и кадры с новыми компетенциями. И то и другое
рождается в недрах высшего технического образования. На Дальнем Востоке
РФ роль локомотива в инновационном движении взял на себя Дальневосточный
государственный технический университет. Именно с него в 1899 г. началась
славная история высшего образования в регионе: 110 лет назад по Указу импера
тора Николая II в нынешнем главном корпусе ДВГТУ открылось первое на Даль
нем Востоке высшее учебное заведение – Восточный институт. Именно с ним
она продолжается и поныне.
Создание Восточного института было вызвано сложившейся политической
ситуацией, темпами роста экономики и высокой потребностью в квалифициро
ванных специалистах. С первых дней существования он стал средоточием куль
турной жизни русского Дальнего Востока. Сегодня ДВГТУ – это ведущий техни
ческий вуз Дальнего Востока России, крупнейший научнообразовательный
центр Дальневосточного и ВосточноСибирского регионов, обеспечивающий
подготовку специалистов в области технических, экономических и гуманитар
ных наук. Университет представляет со
бой многоуровневый образовательный
комплекс, в состав которого входят: 17
институтов, 91 кафедра, 12 филиалов и
11 представительств в различных горо
дах России и за рубежом, Институт до
полнительного профессионального об
разования, аспирантура и докторантура,
научнообразовательные центры, учеб
нопроизводственные лаборатории, на
учноисследовательский институт, кон
структорские бюро, проектные подраз
деления, внедренческие научнопроиз
водственные центры, экспертные и кон
салтинговые подразделения.
Будущее ДВГТУ тесно связано со
стратегией социальноэкономического
развития Дальнего Востока, укреплени
ем позиций России в АзиатскоТихоо
Стр.3