www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
С.А. ПИЯВСКИЙ. Реализация компетентностной парадигмы в вузе ... 3
Л.С. ГРЕБНЕВ. «Результаты обучения»: опыт преподавания
экономики юристам .............................................................................. 13
И.В. ГРОШЕВ, В.М. ЮРЬЕВ. Вуз как объект брендинга ......................... 23
ЮБИЛЕЙ
Аэрокосмическое образование в Сибири
Г.П. БЕЛЯКОВ. СибГАУ: от заводавтуза к исследовательскому
университету ......................................................................................... 31
В.П. НАЗАРОВ, В.Ю. ЖУРАВЛЕВ. Интегрированная система
аэрокосмического образования.......................................................... 39
Ю.Ю. ЛОГИНОВ. Развитие НИР в космическом
исследовательском университете ...................................................... 49
В.А. КУРЕШОВ. Университет на пути к международной интеграции.... 56
В.В. КОЛЬГА. Аэрокосмическая школа ................................................... 62
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
А.С. РОБОТОВА. Целесообразны ли «внутренние волнения души»? ... 67
Г.В. ДАНИЛОВ, Н.Д. ЦХАДАЯ, Т.И. ФИЛИПСОНС. Классификация
сбоев в системе делопроизводства вуза ........................................... 75
В.А. АДОЛЬФ, Н.Ф. ИЛЬИНА. Инновационная деятельность
в образовании: проблемы становления ............................................. 81
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
«Профессионализм. Действенный гуманизм. Высокая
ответственность»
В.А. ЛАЗАРЕНКО. КГМУ: от института до университета ................... 89
А.И. КОНОПЛЯ. Компетентностная модель подготовки
специалистамедика.............................................................................. 98
П.В. КАЛУЦКИЙ, Т.М. ЛИТВИНОВА. Роль научноисследовательской
работы в подготовке медицинских кадров ..................................... 102
В.А. ЛАЗАРЕНКО, О.И. ОХОТНИКОВ. Взаимодействие вуза
и практического здравоохранения................................................... 105
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
В. В. Платковский
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Ионова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495) 6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 25.12.2009
Усл. п. л. 11. Тираж 2050 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
Т.А. ОЛЕЙНИКОВА, А.И. ОВОД, А.И. КОНОПЛЯ,
Н.И. ПАНКОВА. Внутривузовская система
менеджмента качества .................................108
И.Г. КОМИССИНСКАЯ, В.Н. МИШУСТИН.
Организация последипломного
образования ....................................................113
Н.Б. ДРЕМОВА. Совершенствование
педагогического мастерства
преподавателя ................................................117
Н.С. СТЕПАШОВ. Воспитательное
пространство вуза .........................................120
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Л. АРЕФЬЕВ. Экспорт российского
образования: основные показатели
и тенденции.....................................................125
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
В.К. ВОРОБЬЕВ. Внутрифирменное
обучение персонала в регионе .....................142
М.М. ЕГОРОВА. О методике совершенствования
речевой культуры студентов .......................146
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
М.К. ТОЛЕТОВА, А.Н. ЛЯМИН.
Профессиональные задачи в методической
подготовке учителя .......................................151
А.Р. САДЫКОВА, А.В. КОРЖУЕВ. Эвристика
и послевузовское профессиональное
образование ....................................................153
ИНФОРМАЦИЯ
«Кадры высшей школы инновационной России:
вызовы и решения» .................................. 157
Международный форум по интернационализации
высшего образования................................. 160
Наши авторы............................................... 167
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
С.А. ПИЯВСКИЙ, профессор
Самарский государственный
архитектурностроительный
институт
Реализация
компетентностной
парадигмы в вузе
Предлагаются мероприятия, необходимые для полноценной реализации компетен
тностной парадигмы, лежащей в основе ФГОС ВПО. К ним относятся включение в
учебный план сквозного наддисциплинарного курса и создание автоматизированной
информационной Интернетсистемы, обеспечивающей еженедельный мониторинг
учебной, внеучебной и творческой деятельности студентов.
Ключевые слова: инфокоммуникационная среда, высшее образование, компетент
ностная парадигма, образовательный стандарт.
В соответствии с Концепцией мо
дернизации российского образования до
2010 года основная цель профессиональ
ного образования состоит в подготов
ке «…квалифицированного работни
ка… конкурентоспособного на рынке
труда, компетентного, ответствен
ного, свободно владеющего своей про
фессией и ориентирующегося в смеж
ных областях деятельности, способно
го к эффективной работе по специаль
ности на уровне мировых стандартов,
который самостоятельно принимает
ответственные решения в ситуации
выбора, прогнозируя их возможные по
следствия, способен к сотрудничеству,
обладает развитым чувством ответ
ственности за судьбу страны, посто
янно повышает собственный образова
тельный и профессиональный уровни в
течение всей жизни».
Компетентностноориентирован
ные ФГОС ВПО, стремясь отойти от
«знаниевого» подхода, ставят в осно
ву образовательной программы компе
тенции, всесторонне характеризую
щие личность выпускника. Например,
проект стандарта по направлению под
готовки 230200 «Информационные си
стемы и технологии» (размещен на
сайте СанктПетербургского государ
ственного университета технологии и
дизайна), наряду с обучением, предус
матривает воспитание у личности та
ких качеств, как «…целеустремлен
ность, организованность, трудолюбие,
ответственность, самостоятельность,
гражданственность, приверженность
этическим ценностям, добросовест
ность, доброжелательность, коммуни
кабельность, способность к позитив
нокритическому восприятию новой
информации, к приращению общих и
профессиональных знаний, к выдви
жению новых конкурентоспособных
идей, к нахождению решения нестан
дартных задач и новых методов реше
ния традиционных задач, к использо
ванию знаний для практической реали
зации новшеств, общекультурные по
требности, творческие способности,
социальная адаптация, коммуникатив
ность, толерантность». Устанавлива
ется, что при самостоятельной разра
ботке вузом основной образователь
ной программы (ООП) должны быть
определены возможности вуза в фор
мировании социальноличностных
компетенций выпускников.
Выполняя требования ФГОС ВПО,
«вуз обязан сформировать социокуль
турную среду, создать условия, необ
ходимые для всестороннего развития
личности, способствовать развитию
Стр.3