Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Высшее образование в России

Высшее образование в России №5 2009 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID212559
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2009 .— №5 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212559 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности ............... 42 <...> Читательский семинар в гуманитарном университете ...... 113 Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. <...> Прежде всего отметим следующий интересный факт: когда в Китае приK ступили к восстановлению порушенK ной в годы «культурной революции» системы образования, первым приняK тым законом стало «Положение КНР об ученых степенях» (1980 г.), которое вводило в систему высшего образоваK ния подготовку выпускников по трем уровням: бакалавриат, магистратура и докторантура. <...> Как известно, для советской (росK сийской) высшей школы была харакK терна модель подготовки специалисK тов с высшим профессиональным обK разованием (ВПО) по непрерывным программам сроком от 5 до 6 лет. <...> ВмеK сте с тем многоуровневая структура со степенями бакалавра и магистра не явK ляется для отечественной системы обK разования чемKто новым. <...> ПраK во присуждения академической степеK ни магистра было предусмотрено усK тавами трех российских университеK тов – Московского, Харьковского и Казанского [1]. <...> Таким образом, он фиксировал наK личие трех ступеней в высшем професK сиональном образовании. <...> Причем, что особенно важно в свете последующих изменений в законодательстве, основK ные образовательные программы ВПО могли быть реализованы как непрерывK но, так и по ступеням, что давало возK можность построить программу подгоK товки дипломированного специалиста либо непрерывно, либо через бакалавK риат. <...> Эта схема была особенно эффекK тивна при сроке подготовки специалиK стов в вузе 5,5 лет и 6 лет (рис. <...> Практика модернизации лась система высшего профессиональK ного образования, которая состояла из двух образовательных подсистем: неK прерывной подготовки дипломированK ных специалистов с квалификацией по более чем 530 специальностям ВПО и двухступенчатой <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2009.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И.Б. ФЕДОРОВ, С.В. КОРШУНОВ, Е.В. КАРАВАЕВА. Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве Российской Федерации ..................................................................................... 3 Е.В. ЧУПРУНОВ, Б.И. БЕДНЫЙ, А.А. МИРОНОС, Т.В. СЕРОВА. О подготовке кадров высшей квалификации в области нанонауки и нанотехнологий .... 15 Б.С. КАРАМУРЗОВ. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе ....................................................................... 27 УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Р.Г. МИНЗАРИПОВ, Г.В. ИВШИНА. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности ............... 42 М.И. РОМАНОВА. Инкубатор гениев или конвейер менеджеров? ................... 51 Н.В. ХИСАМУТДИНОВА. Федеральный университет на Дальнем Востоке: прошлое и будущее ......................................................................................... 62 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА На пути к исследовательскому университету Ю.Ф. ГОРТЫШОВ, Г.Л. ДЕГТЯРЕВ. КГТУ им. А.Н. Туполева: итоги реализации инновационной образовательной программы ............... 69 Б.П. ПАВЛОВ, Ю.Ф. ГОРТЫШОВ, Г.Ф. МИНГАЛЕЕВ, В.В. МЕЛЬНИЧНОВ, Р.И. САЛИМОВ. Полипрофессиональная проектная подготовка: от концепции к внедрению.............................................................................. 77 С.А. МИХАЙЛОВ, А.Г. ДЕГТЯРЕВ, В.М. ТРЕГУБОВ. «Электронный университет» . 87 В.А. КОСТИН, Р.Г. НАСЫРОВА. Целевая контрактная подготовка для высокотехнологичных производств ....................................................... 92 Э.Р. БЕРДНИКОВА, В.А. ЧИСТОУСОВ, И.С. ХАЛИТОВА. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера ......... 98 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ С.Н. БАТРАКОВА. Образовательный потенциал педагога как «человека культуры» .................................................................................... 105 В.А. БУЦИК. Какими могут быть государственные образовательные стандарты? ....................................................................... 109 Е.О. ГАЛИЦКИХ. Читательский семинар в гуманитарном университете ...... 113
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 24.04.2009 Усл. п. л. 11. Тираж 2450 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ А.Л. АРЕФЬЕВ. Российские студенты в китайских вузах .......................................................................118 Б. РИФКИН. О новых тенденциях в высшем образовании США................................................127 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Д.В. ЗАЙЦЕВ. В центре внимания – студентинвалид 134 А.Р. ШАЙДУЛЛИНА. Принципы интеграции «ссуз – вуз – производство» в условиях непрерывного профессионального образования ......................140 О.В. КУЗНЕЦОВ. Направления модернизации ДПО государственных служащих......................145 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ А.В. КАКУН. Культура межличностных отношений в педагогическом коллективе ..............................150 З.З. УТЯГАНОВА. «Образ будущего» как условие самореализации студента ....................................154 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА П.Н. ОСИПОВ, Х.Р. КАДЫРОВА. Реализация идеи непрерывного профессионального образования в условиях малого города ...................................157 Н.Э. КАСАТКИНА, Е.В. ФИЛАТОВА. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования ......................................................... 160 В.И. ИВАЩЕНКО. Условия связи начального и профессионального уровней в графо геометрической подготовке инженеров ............166 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И.С. БОЛОТИН. Тезаурусы как инструмент преподавателя.......................................................169 И.Е. ЗАДОРОЖНЮК. Об одной конференции по продуктивности конфликта ...........................172 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И.Б. ФЕДОРОВ, академик РАН, ректор С.В. КОРШУНОВ, проректор Е.В. КАРАВАЕВА, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве Российской Федерации В статье рассмотрен ход обсуждения поправок в законодательство Российской Федерации в области образования, касающихся уровневого высшего профессиональ ного образования и структуры федерального государственного образовательного стандарта. Акцентируется внимание на необходимости разработки ряда норматив ноправовых документов и проведения административных процедур для эффектив ного перехода российской высшей школы на новую систему подготовки кадров. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, зако нопроект, система «бакалавр – магистр», законодательство в сфере высшего обра зования. Прежде всего отметим следующий интересный факт: когда в Китае при ступили к восстановлению порушен ной в годы «культурной революции» системы образования, первым приня тым законом стало «Положение КНР об ученых степенях» (1980 г.), которое вводило в систему высшего образова ния подготовку выпускников по трем уровням: бакалавриат, магистратура и докторантура. Как известно, для советской (рос сийской) высшей школы была харак терна модель подготовки специалис тов с высшим профессиональным об разованием (ВПО) по непрерывным программам сроком от 5 до 6 лет. Вме сте с тем многоуровневая структура со степенями бакалавра и магистра не яв ляется для отечественной системы об разования чемто новым. Она суще ствовала в дореволюционной России и в первые годы советской власти. Пра во присуждения академической степе ни магистра было предусмотрено ус тавами трех российских университе тов – Московского, Харьковского и Казанского [1]. В 1871 г. Д.И. Менделеев выдвинул идею непрерывного образования, ко торое должно быть многоступенчатым, причем на каждой ступени учащийся получает сумму знаний и практических навыков, позволяющих ему зарабаты вать на жизнь полезным трудом. При этом, по его мнению, в зависимости от способностей, потребностей и воз можностей человеку должен быть все гда открыт путь к более высокой сту пени образования. В 1960х гг. Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин в кон тексте разработки концепции эконо мической реформы высказывался за введение в систему высшей школы ба калавриата и магистратуры. 13 марта 1992 г. вышло Постановле ние Комитета по высшей школе Мини стерства науки и технической полити ки РФ № 13 «О введении многоуров невой структуры высшего образования в Российской Федерации», согласно которому в вузах России вводилась многоуровневая система образования. За последние годы принят ряд по правок в Законы РФ «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Стр.3