Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №12 2008 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID212554
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2008 .— №12 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212554 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Лингводидактическая тестология: ретроспектива и опыт адаптации в России ......... 108 EDUCATION ONLINE <...> Условия персонифицированного обучения в информационной среде ................... 116 <...> Педагогическая компетентность родителей в профессионально4замещающей семье 148 <...> Практи4 чески это означает основательную пе4 рестройку деятельности образова4 тельных учреждений для нахождения лучшего, более дешевого, более эффек4 тивного способа реализации образо4 вательного процесса. z Переход от дисциплинарно4вре4 менной к компетентностной модели обучения, основанной на достижении поставленных целей и формировании заданных компетенций вместо учета прослушанных часов занятий. <...> Ответом на многие вопросы может стать существенное повышение эф4 фективности образования, т. е. спо4 собности производить больше хоро4 шего продукта при потреблении мень4 шего удельного количества ресурсов. <...> Первой техно4 логической революцией, положившей начало процессу массовизации высше4 го образования, было изобретение пе4 чатного станка Иоганном Гутенбер4 гом. <...> Так было с появлением телевизионных образова4 тельных программ и целых дистанци4 онных курсов, или, совсем недавно, с Практика модернизации активным распространением дистан4 ционных компьютерных технологий обучения. <...> Введение кредитно4модульной системы органи4 зации учебного процесса – это ради4 кальное изменение существующей об4 разовательной системы, которое отра4 зится и на образовательной програм4 ме, и на характере учебных материа4 лов, и на преподавателях, и на студен4 тах, и на самом учебном заведении. <...> Аналогичным и до сих пор столь же успешным решением в российском об4 разовательном пространстве являлась деятельность государственно4обще4 ственной системы учебно4методичес4 ких объединений (УМО) и научно4ме4 Практика модернизации тодических советов (НМС) вузов РФ по образованию в конкретных областях. <...> . Может ли система УМО, в <...>
Высшее_образование_в_России_№12_2008.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года А. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Саморегулируемые организации в высшем профессиональном образовании: «прогноз погоды» .................................... 3 ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А. ЧУЧАЛИН. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ............................................................................ 10 В. СУЧКОВ, Р. САФИН, Е. КОРЧАГИН, И. АЙТУГАНОВ. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов........ 19 Магистратура: состояние и перспективы И. БОЙКО. Магистратура в СанктПетербургском государственном университете .................................................................................................... 28 СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ Ю. МАЛЕНКОВ. Проблемы подготовки магистров с высокой добавленной ценностью......................................................................................................... 33 Н. КОЛЕСОВ. Повышать уровень теоретической и методологической подготовки бакалавров и магистров.............................................................. 41 О. ТРОФИМЕНКО. Опыт международного сотрудничества при реализации магистерских программ ...................................................... 46 В. ХАЛИН. О финансировании подготовки магистров в высшей школе России ................................................................................... 50 Муниципальный вуз в региональной системе непрерывного образования Д. КРЮКОВ. ЮУПИ: вектор развития ................................................................ 62 А. БАЗАЕВ. Профессиональное образование и социальное партнерство .... 67 Д. КРЮКОВ, И. ВАСИЛЬЕВА. Автоматизированная система управления учебным процессом вуза................................................................................. 72 Итоговый документ ............................................................................. 58 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА И. ДЕВЯТОВА. Наука в современном вузе: две ипостаси .................................. 77 Т. БОГДАНОВА. Информационная среда образовательного комплекса......... 82 Л. ГАЛКИНА. Самоуправление – путь к формированию социально значимых компетенций ................................................................................... 87 Л. КОЛЕСНИКОВА. Компетентностный подход на основе маркетинга рынка труда ...................................................................................................... 92 О. ФРОЛОВА. ЮУПИ: анатомия бренда ............................................................. 96 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Н. МАЛИВАНОВ, Ю. ПОЛЬСКИЙ, Б. ПАВЛОВ. Система высшего технического образования и инновационное развитие экономики России .................... 100
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 22.11.2008 Усл. п. л. 11. Тираж 2520 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ Ю. БАБИН, Е. ЕЛИСЕЕВА, К. САФОНОВА, Л. ТЕКУТЬЕВА. Инновационная межкафедральная выпускная квалификационная работа ............... 104 С. БАЛУЯН. Лингводидактическая тестология: ретроспектива и опыт адаптации в России......... 108 EDUCATION ONLINE В. ЧАРУШНИКОВ. ЕLearning: плюсы и минусы..... 113 О. ИЛЬЧЕНКО. Условия персонифицированного обучения в информационной среде ................... 116 Т. ПЕТУХОВА, М. ГЛОТОВА. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции ......................................................... 121 Г. БОЙКО, Н. ЗОТОВ, М. ПОЛУЭКТОВ. Классификация и особенности создания электронных тестов ... 127 В. ПУХАЛЬСКАЯ. Подкастинг – новый образовательный ресурс ...................................... 130 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ В. КАЗАНЦЕВА. Информационная культура личности ................................................................ 134 С. АХМАКОВ. Лингвистический энциклопедический словарь: уникальный опыт .................................. 136 А. СИРАЗЕЕВА. Реализация человекоцентрированного подхода в учебном процессе ............................... 139 С. МАЗАЕВ. Мужество быть ученым ........................ 141 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА О. КРЫСАНОВА. Инновационная активность как компетенция современного учителя .................. 145 Н. ХРУСТАЛЬКОВА. Педагогическая компетентность родителей в профессиональнозамещающей семье 148 И. ЗАДОРОЖНЮК. Возможна ли работа на опережение? .................................................... 151 В. ТИМОФЕЕВА. Межкорпоративный отраслевой образовательный комплекс ................................. 154 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И. БОЛОТИН, Л. ГЕГЕЛЬ. Региональная молодежная политика в социологическом измерении ........... 157 А. ХОВРИН. Социальная адаптация «проблемной молодежи»: роль образования............................ 159 А. БОБКОВ. Вузы получили госзаказ: кадры для ОПК..................................................... 161 Указатель статей за 2008 год........................... 164 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ А. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, профессор, проректор по УМО Российский государственный гидрометеорологический университет Современные тенденции. Высшее профессиональное образование (ВПО) в России находится на этапе глубоких перемен, связанных со значительными преобразованиями в технологическом укладе общества и принятыми обяза тельствами по интеграции в европей ское образовательное пространство. Кардинальным образом меняются со циокультурные условия функциониро вания системы высшего образования, причем как глобальные, действующие во всех промышленно развитых странах, так и локальные, в большей степени ха рактерные для нашей страны. Рассмот рим вначале тенденции в граничных ус ловиях, а затем уже попытаемся стро ить фазовые траектории возможнос тей развития. Глобальные мировые тенденции 1. «Массовизация» высшего образо вания. Доля взрослых людей с высшим образованием в развитых странах вы росла с 22% в 1975 г. до 40% в 2000 г. Сейчас феномен «массовизации» рас пространяется по всему миру. В Китае и Индии количество студентов в 90е годы удвоилось, в России за последние 15 лет оно почти утроилось. По резуль татам переписи 2002 г. в России эта доля чрезвычайно низка, всего лишь 18%. Однако, учитывая потребности нового технологического уклада, мы уже стоим на пороге всеобщего выс шего образования – подобно тому, как в начале XX в. решение задач индуст Саморегулируемые организации в высшем профессиональном образовании: «прогноз погоды» риализации определяло необходи мость введения всеобщего среднего образования. 2. Возникновение «общества зна ний». Высшие учебные заведения яв ляются важными элементами экономи ки знаний: с одной стороны, они гото вят для нее «рабочую силу», с другой – сами выступают генераторами новых знаний. Современная модель образо вания должна подготавливать людей к деятельности, которая сегодня, может быть, даже еще не изобретена. Иначе говоря, к «пожизненному» обучению. 3. Глобализация. Исчезновение фи зического расстояния для обмена идея ми, знаниями и возможности получения международных степеней и сертифика тов радикально меняют академический мир. Хотя отношение работодателей к международным степеням и сертифи катам, особенно полученным дистанци онно, с использованием Интернеттех нологий, пока еще остается сдержан ным, в некоторых отраслях, особенно в секторе информационнокоммуника ционных технологий (ИКТ), степень их признания постоянно растет. 4. Конкуренция и коммерциализа ция образования. Вузы вынуждены бо роться за студентов и научные гранты, делать свои образовательные про граммы привлекательными, в том чис ле и с коммерческой точки зрения, вы двигая новые для системы образования критерии качества типа «затраты – результат».
Стр.3