Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №8 2008 (190,00 руб.)

0   0
Страниц176
ID212550
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2008 .— №8 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212550 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Подготовка педагога к воспитанию межнациональной толерантности ..................... 141 КРУГОЗОР <...> В Федеральной целевой программе (ФЦП) развития обра6 зования на 2006–2010 гг. имеется конкрет6 ное положение о выделении в системе выс6 шего образования общенациональных и системообразующих вузов. <...> Д.А. Медведевым указ № 716 «О федераль6 ных университетах» придаст дополнитель6 ный импульс динамике процесса системной модернизации высшего профессионально6 Практика модернизации го образования, упорядочению структуры высшей школы. <...> Принимая во внимание существенно более низкие требования к конкурсному отбору студентов договорной формы обу6 чения, можно говорить о снижении рабо6 чего потенциала студенческой группы, ее способности к обучению. <...> Похоже, в высшей школе снова зашла речь о введении государственных именных фи6 нансовых обязательств (ГИФО). <...> На деле введение ГИФО приведет к перераспределению го6 сударственных обязательств между госу6 дарственной и негосударственной сферами высшего образования. <...> Серьезными социальными последстви6 ями введения ГИФО станут ослабление го6 сударственной сферы образования, изме6 нение подходов, определяющих доступ6 ность образования для населения. <...> Однако если сейчас госу6 дарство целенаправленно размещает свой заказ в ГОУ, оплачивая его из бюджета, то при введении ГИФО возникает опасность потери контроля расходования государ6 ственных средств в интересах государства. <...> В настоящее время количество реализуемых в вузах образова6 тельных программ бакалавров и магистров не превышает соответственно 8 и 3% от общего числа реализуемых ОП. <...> Высокая тревож6 ность, вызванная неопределенностью буду6 щего положения в «табели о рангах», при6 водит к низким конкурсам на образователь6 ные программы бакалавров в технических вузах. <...> В результате сни) жается мотивация и качество труда преподавателя по основному месту ра) Практика модернизации <...>
Высшее_образование_в_России_№8_2008.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Н. САЛЬНИКОВ, С. БУРУХИН. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы .................................................................. 3 В. ПЕТРОВ, В. СТОЛБОВ, М. ГИТМАН. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации........................................................................ 13 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В. СЕНАШЕНКО, В. КУЗНЕЦОВ, В. КУЗНЕЦОВА. Введение зачетных единиц как организационнопедагогическая проблема ........................................... 20 О. МИХАЙЛОВ. «Подводные камни» рейтинговой системы ............................ 29 НАВСТРЕЧУ МЕЖДУНАРОДНОМУ СИМПОЗИУМУ Верю в будущее отечественного инженерного образования (Интервью с академиком РАН Ю.В. Гуляевым) ................................................................ 35 Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Ю. ВЕТРОВ, И. ИГРОПУЛО. Из опыта работы СевероКавказского центра инженерной педагогики ................................. 42 А. СОЛОВЬЕВ, З. САЗОНОВА. Довузовская подготовка – условие повышения качества инженерного образования .............................................................. 46 О. ХАЦРИНОВА, В. ИВАНОВ. Педагогическая подготовка как фактор конкурентоспособности будущего инженера.............................................. 51 EDUCATION ONLINE Н. ШЕВЕЛЕВ, Т. КУЗНЕЦОВА. ДОТ как инструмент индивидуализации обучения ........................................................................................................... 55 Е. ПАТАРАКИН. Построение учебной среды из множества личных «кирпичиков» .................................................................................................. 59 В. ЮДИН. Педагогические основы eLearning ................................................... 65 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА ИНЭКА: в интересах отрасли и региона (Интервью с ректором В.Г. Шибаковым) ............................................................................................. 70 Р. БИКУЛОВ, Р. БИКТИМИРОВ, И. ГАРАЕВ. Зачем нужна система качества для вуза? ........................................................................................... 79 Г. МАВРИН, Р. ХАБИБУЛЛИН, И. МАКАРОВА, Г. АХМЕТЗЯНОВА. Профильные инженерные классы ................................................................. 82 А. РОЗЕНЦВАЙГ, Ю. СМИРНОВ. Об инновациях в системе образования .................. 88 Р. ЗАЙНИЕВ. Непрерывное инженернотехническое образование: опыт ИНЭКА ................................................................................................... 93 Р. КУЛОВА. Из опыта работы центра содействия трудоустройству выпускников.................................................................................................. 100
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова ответственный секретарь: Т. В. Гордеева зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Корректор: М. В. Куликова Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 23.07.2008 Усл. п. л. 11. Тираж 2550 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Г. МУХАМЕТЗЯНОВА. Проектноцелевой подход – императив формирования профессиональной компетентности .................................................... 104 Н. НАУМКИН. Олимпиадная среда как условие формирования СИИД .......................................... 111 Е. ИЛЯСОВ, В. ЛЕБЕДЕВ. Становление системы содей ствия трудоустройству выпускников................. 116 Г. ЕРОФЕЕВА, Ю. КРЮЧКОВ, Ю. ТЮРИН, И. ЧЕРНОВ. Опыт проектноорганизованного обучения на фундаментальной основе .................................... 122 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В. ЯРСКАЯ, Е. ЯРСКАЯСМИРНОВА. Международные образовательные программы в области социальной работы............................................... 128 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ О. ОПАРИНА. Об информационных компетенциях преподавателя....................................................... 136 Д. ХМЕЛЬНИК, С. ПЕРМИНОВА. Лидерство как фактор ментальной культуры студента управленца ............................................................ 139 Г. АХКИЯМОВА. Подготовка педагога к воспитанию межнациональной толерантности ..................... 141 КРУГОЗОР Н. РОСТОВА. Жития юродивых Христа ради в философском дискурсе ....................................... 145 В. БАЖАНОВ. Призрак казненного инженера ........ 150 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В. ВЛАСОВ, Л. ЗОЛЬНИКОВА, Б. МОЙЗЕС. Концепция системы НРУНИРСНТИТМ ........................... 153 И. СЫРВАЧЕВА, С. ЗУЕВ. «Физическая культура»: технология опережающего обучения ................ 156 Г. ЕРОХИНА, А. КОРЖУЕВ, В. ДМИТРИЕВА. Ретро спекция в содержании вузовского обучения ...... 160 Ю. БЕЗБОРОДОВА. Кейсметод ................................. 163 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ О. СЕРДЮЦКАЯ. Преподаватель как государственный служащий: становление российской модели.... 166 Н. ЕРЕГИНА. Высшая медицинская школа России в годы Гражданской войны .................................... 172 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ Н. САЛЬНИКОВ, профессор, ректор С. БУРУХИН, доцент, проректор Обнинский государственный технический университет атомной энергетики В начале 90х гг. прошлого столетия был дан старт реформированию системы образования России. Имеющиеся статисти ческие данные позволяют проанализировать современное состояние и проблемы постпе рестроечной российской высшей школы. Высшая школа претерпела существен ные структурные изменения. Как видно из табл. 1, показатель численности студентов на 10 тыс. населения практически утроился. Количество государственных (ГОУ) и него Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы сударственных (НОУ) высших учебных за ведений выросло с 748 до 2039, а их филиа лов – со 123 до 1407. Таким образом, на се годняшний день количество субъектов, ока зывающих образовательные услуги, вырос ло почти в 4 раза [1–3]. Неконтролируемый рост числа вузов, а также демографическая проблема российского общества привели к сопоставимости числа учебных мест в вузах и числа выпускников средних школ. Про изошел переход к массовому, общедоступ Таблица 1 Современное состояние структуры высшего образования в России Показатель 1993 1 Численность студентов, чел. на 10 тыс. населения (включая негосударственные вузы) 2 3 Численность профессорско-преподавательского состава вузов России, имеющего ученую степень кандидата/доктора наук, тыс. чел. Количество студентов на единицу профессорскопреподавательского состава, имеющего ученую степень кандидата/доктора наук (тыс. чел/на единицу ППС) 4 Количество государственных /негосударственных высших учебных заведений 5 Количество государственных/негосударственных филиалов высших учебных заведений 6 Количество государственных/негосударственных высших учебных заведений и их филиалов 7 Количество студентов (тыс. чел.), обучающихся в государственных (ГОУ) и негосударственных (НОУ) высших учебных заведениях Количество студентов, обучающихся в ГОУ Количество студентов, обучающихся в ГОУ на бюджетной основе Количество студентов, обучающихся в ГОУ на договорной (платной) основе Количество студентов, обучающихся в НОУ (на платной основе) 8 Доля обучающихся в ГОУ на платной основе, % 9 Доля обучающихся на платной основе в головных вузах/филиалах вузов 2007 178 517 117,4/18 156,6/38 22,3/145,2 41,5/167,6 (в 1998 г.) 23,1 548/78 682/666 200/45 1357/741 748/123 2039/1407 2543 6319 2543 3242 3077 530 (в 1998 г.) - 70 1317 57 55/80
Стр.3