Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №9 2005 (190,00 руб.)

0   0
Страниц162
ID212515
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2005 .— №9 .— 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212515 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История и теория непрерывной военно-профессиональной подготовки ..... <...> Но есть немало публикаций и о том, как быстрее вписаться в Болонский процесс, какие выгоды это нам сулит. <...> Однако следует тщательно осмыслить не только и не столько многочисленные аспекты влияния Болонского соглашения на отечественное образование, сколько возможные последствия его для страны в целом. <...> Если говорить кратко, то цели Болонского соглашения состоят во введении двухуровневой системы образования – бакалавра и магистра, взаимном признании вузовских дипломов, образовательных кредитов и кредитных трансфертов, создании единых европейских стандартов качества препода- вания в системе высшего образования, выработке мер, облегчающих доступ населения к высшему образованию. <...> По Болонскому протоколу ученые степени бакалавра и магистра являются академическими квалификациями. <...> Болонское соглашение устанавливает самостоятельность вузов в составлении набора изучаемых дисциплин и определении их содержания. <...> В принципе, это вроде бы более современный подход, который позволяет перейти от системы субъект (педагог) – объект (студент) к реальному превращению студента в активного и ответственного участника (субъекта) образовательного процесса. <...> Одновременно Болонский протокол предполагает слияние образовательной и научной деятельности, вовлечение в нее студентов, а значит – принципиально иной уровень руководства ими со стороны педагогов. <...> Как в Болонском протоколе, так и в различных документах, сопровождающих Болонский процесс, много говорится о том, что каждая страна должна сохранить то ценное, что есть в ее национальной системе образования и в то же время воспринять все лучшее, что есть у других стран. <...> Это, прежде всего, ректорский корпус, который в своем подавляющем большинстве настроен решительно против реформы образования «по Болонскому варианту». <...> С заимствованное из игорного лексикона слово «ставка» применительно <...>
Высшее_образование_в_России_№9_2005.pdf
Журнал издается с 1992 года А. ЗАПЕСОЦКИЙ. Ставка – будущее России. Азартная игра – Болонский процесс ...................................................................................3 Л. ГРЕБНЕВ. «АнтиБолонья»: позиция или поза?...................................8 Г. ПИВЕНЬ, Ю. ПАК. Казахстанская высшая школа и Болонский процесс .................................................................................15 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Энциклопедия. Энциклопедизм. Высшее образование Круглый стол журнала «Высшее образование в России» и В. СЕНАШЕНКО, В. КУЗНЕЦОВА. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза ............................................................................................................39 Д. МАСЛОВ, А. МАЗАЛЕЦКАЯ, К. СТИД. Модель совершенствования EFQM ....................................................................48 Г. ИГНАТЬЕВА. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога ....................................................56 Е. АЛЕНИЧЕВА, В. МАМУГИНА. О проблеме системного конструирования учебного процесса .................................................60 И. САННИКОВА. Интегрированная модель непрерывного экономического образования ...............................................................63 В. ИЩЕНКО, З. САЗОНОВА. Опыт технологической практики на производстве ...........................................................................................67 Института человека РАН (часть вторая) ...........................................20 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Н. ПОЛЯНСКИЙ. Кузница кадров для полиграфии и книгоиздания ...........................................................................................73 И. БУЛАНОВ, Г. БАЗАНЧУК. Русская школа инженеров (концепция выставки) .............................................................................79 ЮБИЛЕЙ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова Л.Ю. Одинокова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrus@hiedu.ru Подписано в печать с оригиналмакета 18.08.2005 Усл. п. л. 12. Тираж 2500 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127650, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. СМИ В. ЛЕОНТЬЕВА. Вытеснит ли экранная культура книжную?...........................................88 С. РАСПОПОВА. В журналисты б я пошел… .....93 В. ИЛЬИН. Интернет как СМИиК .......................97 ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ А. КИСЕЛЕВ. Антибольшевик (Иван Ильин) ..100 КРУГОЗОР Т. МИШАТКИНА, В. ПОРУС. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию ......................................................111 В. ШАПОВАЛОВ. Миссия университета ..........123 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Б. ТЕБИЕВ, С. КУЛИНА. Гражданином быть обязан…(Из истории российского студенчества) ...................................................128 О. ШИРОКИХ. Подготовка учителя на рубеже XIХ–ХХ веков .................................................137 В. МАСЯГИН. История и теория непрерывной военнопрофессиональной подготовки .....140 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Е. ГОРЕНКОВ. Сельский учитель.......................144 Т. СИДЕЛЬНИКОВА. «Лучше один раз увидеть…» ........................................................146 М. МАЗНИЧЕНКО. Когнитивные схемы в про фессиональной подготовке ...........................150 Б. ГНИЛОВ. «Фортепианный концерт» в учебном курсе ..................................................................155 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ Г. ЛОНЦОВА. Курс физики: о законах природы – живым языком .............................159 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ От редакции Мы продолжаем дискуссию по концептуальным и практическим аспектам вхожде ния России в европейское образовательное пространство. Сегодня обсуждение выхо дит на новые уровень, о чем свидетельствует содержание и стилистика (по просьбе авторов редакторская правка не проводилась) публикуемых ниже статей, с разных позиций освещающих данную тему. Приглашаем к участию в дискуссии. А. ЗАПЕСОЦКИЙ, доктор куль турологических наук, профессор, членкорреспондент РАО, ректор СанктПетербургский гумани тарный университет профсоюзов В последний год в тематике публикаций по проблемам педагогики на одно из первых мест вышли различные материалы, посвященные так называемому «Болонско му процессу». Доминирует, как представляется, точка зрения, которую можно сформулировать следующим образом: «Ничего хорошего это все не сулит, но раз соглашение Россией подписано, то чтото делать нужно, и воп рос – как сделать так, чтобы и соглашение выполнить, и ничего особенно в образова нии не менять». Но есть немало публика ций и о том, как быстрее вписаться в Болон ский процесс, какие выгоды это нам сулит. Наконец, есть и открытые противники «обо лонивания» России. Думается, что все значительно сложнее и опаснее, чем это кажется на первый взгляд. Известный афоризм «Взмах крыла бабочки в Китае может привести к урагану в Америке» весьма применим к системе об разования. Образование представляет собой одну из важнейших подсистем жизни об щества, влияющую на другие подсистемы и общество в целом. Влияние это проявляет ся чаще всего опосредованно и не сразу, а порой в очень отдаленной перспективе. Со ответственно и любое действие в сфере об Ставка – будущее России. Азартная игра – Болонский процесс разования также имеет ряд отдаленных и не всегда прогнозируемых последствий. Например, в середине ХIХ века во Фран ции проходит школьная реформа, которая вводит обязательное начальное образование для мальчиков и стандартизирует в единый французский язык господствующие в раз ных концах страны диалекты. В период с 1839 по 1852 гг., в течение всего 14 лет, в столице Франции рождаются сразу восемь будущих Нобелевских лауреатов1 . В 1910–1920е гг. в США реализуются обширные социальные программы, вводит ся государственная поддержка системы образования. В течение 31 года, с 1911 по 1941, в Большом НьюЙорке рождаются 32 будущих Нобелевских лауреата2 . Понятно, что значение подобных фак тов нельзя абсолютизировать. Например, в Бельгии бесплатное всеобщее образование было введено задолго до Франции, но рож дений Нобелевских лауреатов в последую щие годы там не наблюдалось. Тем не менее у нас нет оснований такого рода зависимос ти полностью игнорировать. Скорее всего, они как раз и иллюстрируют тот самый «эф фект Баттерфляй», который говорит о том, что ураган вследствие взмаха крыла бабоч ки «может быть»…
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.