Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611608)
Контекстум
Высшее образование в России

Высшее образование в России №7 2004 (190,00 руб.)

0   0
Страниц162
ID212501
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2004 .— №7 .— 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212501 (дата обращения: 16.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, доцент Поволжская академия государственной службы В последнее время все чаще говорят о том, что система профессионального образования должна удовлетворять постоянно изменяющимся потребностям рынка труда в специалистах. <...> Прогнозируя дальнейшее развитие рынка труда и его структуры, можно с достаточным основанием утверждать, что при сохранении отмеченных тенденций к 2010–2015 годам использование персонала в качестве основного фактора устойчивого экономического роста потеряет свою актуальность. <...> Техническая отсталость системы рабочих мест в России трансформируется в неквалифицированную занятость, характеризующуюся высоким уровнем текучести (не менее 25% среднесписочного состава), экономической неэффективностью затрат работодателя на профессиональное обучение работников и устойчивостью воспроизводства. <...> Частичность этого фактора объясняется снижением качества образовательного процесса, что выражается в ухудшении качества рабочей силы, впервые выходящей на рынок труда, длительности адаптации к трудовым функциям, высоком уровне текучести кадров, низкой ответственности и производительности труда. <...> Стоит задуматься: либо система образования меняется слишком быст- <...> Потребности современного рынка труда зачастую – низкоквалифицированная рабочая сила, для которой не нужна серьезная подготовка. <...> И если вся система профессионального образования будет строго следовать рыночным потребностям общества, это может привести к резкому снижению профессионального мастерства выпускников образовательных учреждений, квалификационного уровня подготовки и, в конечном итоге, к снижению культурного и образовательного потенциала страны. <...> Из всего набора предлагаемых услуг на образовательном рынке в первую очередь овладеть определенными компетенциями помогает система высшего образования. <...> Отвечая на вопрос о возможности получения их детьми платного высшего образования, почти половина опрошенных <...>
Высшее_образование_в_России_№7_2004.pdf
Журнал издается с 1992 года И. ИВАНОВА. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? .......................................................................................... 3 Г. БОРЛИКОВ. Калмыцкий образовательный округ...................... 11 Н. ХУДОЛИЙ. Модель интегрированного образовательного учреждения...................................................................................... 15 ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ А. РУТКЕВИЧ. Высшее образование: «доступное» и/или «платное»?............................................................................ 19 Е. ЯРСКАЯСМИРНОВА, П. РОМАНОВ. Высшее образование инвалидов: политика и опыт ......................................................... 38 Л. ТУМИНА. Риторика делового общения ..................................... 50 В. МАНУЙЛОВ, И. ФЕДОРОВ. Модели формирования готовности к инновационной деятельности ............................... 56 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Готовим инженеровпедагогов .............................................. 65 В. ЭЙДЕЛЬНАНТ. О педагогических кадрах для профессионального образования ................................................ 66 Е. БУРЦЕВА. Организация учебнометодической работы .............. 71 Л. БУРНЯШЕВА. Пути и методы студенческого воспитания ....... 80 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В. НЕЧАЕВ, С. ШАРОНОВА. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии ............................................................................. 86 А. АНДРЕЕВ. Гуманитарное образование: очередной кризис? ..... 95 ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И. ЗАДОРОЖНЮК, Е. ЗАДОРОЖНЮК. Европейские социал демократы о путях к «обществу знаний».................................. 104
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь Е. А. Гогоненкова зам. председателя редколлегии, обозреватель Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов К. А. Рыбалко Корреспондент: Ю. Г. Седова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. email: vovrussia@umail.ru Подписано в печать с оригиналмакета 15.06.2004. Усл. п. л. 14. Тираж 2450 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» В. ШАМШУРИН. О духовности русского просвещения (заметки политолога) ........109 И. КОСТИКОВА. О консерватизме образования................................................ 116 МИР И МЫ В. ВАСИЛЬЕВ, М. СУХОРУКОВА. Информационное общество и образование ................................................122 Л. ГРИБОВ. Век актёра, или «хлеба и зрелищ».......................................................129 СВЯЗЬ ВРЕМЕН А. КИСЕЛЕВ. «Революция пронеслась: в крови утоплена классовая злоба...» (Г. Федотов) ................................................133 Г. БЫКОВСКАЯ. Из истории отечественной научнотехнической политики ................146 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА О. ВИШТАК. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов ....................................................151 Г. БОКАРЕВА, С. МОЙСЕЕНКО. Педагогическая подготовка преподава телей ............................................................154 Г. АСКАРОВА. «Триединая» система воспитания..................................................155 Г. ГАБДУЛЛИН. Воспитательный потенциал учебного предмета .....................................157 А.И. ЗИМИН А.Ф. КИСЕЛЕВ председатель Л.С. ГРЕБНЕВ И.С. БОЛОТИН В.А. БОНДАРЕНКО В.Н. БУЛАТОВ Л.А. ГРИБОВ В.М. ДОМБРОВСКИЙ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ В.А. ЗЕРНОВ С.Х. КАРПЕНКОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК А.К. КУСАИНОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ С.С. НАБОЙЧЕНКО В.Н. НЕВОЛИН Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ Н.Е. ПОКРОВСКИЙ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ М.Б. САПУНОВ Г.М. СЕРГЕЕВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ Э.Н. ФЕТИСОВ И.И. ХАЛЕЕВА А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Г.А. ЯГОДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И. ИВАНОВА, доцент Поволжская академия государ ственной службы В последнее время все чаще говорят о том, что система профессио нального образования должна удовлет ворять постоянно изменяющимся по требностям рынка труда в специалис тах. Ситуация образовательного про странства показывает другую тенден цию – выбор специальности и учебно го заведения зачастую не связывается с последующим трудоустройством (или ориентирован лишь частично). В этом, на наш взгляд, и заключается пробле ма: рынок труда требует от образова ния удовлетворения своих социально экономических потребностей в квали фицированной рабочей силе, а рынок образования удовлетворяет личност ные потребности индивидов в получе нии образования. Насколько актуальна необходи мость совместить потребности обще ства и индивида в сфере труда и обра зования, какой уровень образования дол жен быть ориентирован на запросы об щества, а какой – на потребности лич ности, или же рыночные отношения предполагают субъектную направлен ность конкретной сферы обществен ной жизни на получение собственных выгод? На наш взгляд, необходимо про анализировать не только собственно профессиональноквалификацион ный дисбаланс рынка труда, но и ра зобраться в преобразованиях, проис ходящих в системе образования как социальном институте, позволяющих удовлетворять или не удовлетворять актуализированные социальные и Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс?1 личностные образовательные по требности. Причинами ухудшения структуры, состава и качества человеческого фак тора, сказавшегося на результатах экономической деятельности, являют ся падение реальной заработной пла ты, рост удельного веса теневых ис точников денежных доходов, сниже ние трудовой мотивации. Проблему актуализирует сдвиг экономики в сто рону добывающей промышленности, отраслей, связанных с первичной пе реработкой природных ресурсов. Как следствие этих процессов возрастает потребность рынка труда в низкоква лифицированном персонале, занятом на устаревшем оборудовании (в про мышленности износ основных фондов по крупным и средним предприятиям составил к 2000 году около 55%, а сред ний возраст оборудования – более 15 лет) [1]. К проблемам региональной эконо мики добавляется отсутствие на феде ральном и региональном уровнях про мышленной, инвестиционной и струк турной государственной политики и сильная сегментация, с нарастанием тенденции к дальнейшей дифференци ации отдельных субъектов РФ по уров ню социальноэкономического разви тия. Отмеченные явления, на наш взгляд, являются типичными признака Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке программы Ев ропейского университета в СанктПетербур ге «Развитие социальных исследований обра зования в России» и Фонда Спенсера (США). 1
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически