Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №4 2003 (190,00 руб.)

0   0
Страниц178
ID212486
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2003 .— №4 .— 178 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212486 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.И. Лобачевского А ктивизация подготовки специалистов высшей квалификации для научной и научно-педагогической деятельности, в том числе повышение эффективности аспирантуры, – центральная проблема модернизации государственной системы послевузовского профессионального образования [1]. <...> На фоне падения интереса молодежи к науке и снижения численности научных кадров за последние годы в стране наблюдается значительный рост численности аспирантуры (см., например, [4]). <...> Современная российская аспирантура – это система, удовлетворяющая (в основном за счет средств госбюджета) потребности населения в высшем уровне образования и интеллектуального развития личности, а ее традиционные функции подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации сведены до минимума. <...> В связи с этим возникает необходимость в разработке, теоре- тическом обосновании и практическом использовании специальных науковедческих методик, обеспечивающих многоаспектную диагностику системы подготовки научных кадров по различным отраслям наук, а также в проведении сравнительного анализа деятельности вузов в области подготовки и аттестации научных кадров. <...> Вместе с тем для мониторинга процесса послевузовского профессионального образования, как правило, применяются традиционные статистические показатели, такие, как численность аспирантуры, фактический выпуск аспирантов (в том числе с защитой диссертации), отношение числа аспирантов к 100 студентам приведенного контингента. <...> Для характеристики состояния вузовской системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации мы предлагаем новую латентную переменную, названную нами – «потенциал подготовки научных кадров» (ППНК). <...> [12] ППНК вводится для многомерной характеристики различного рода ресурсов, необходимых при подготовке специалистов высшей квалификации (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных, инфраструктурных <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2003.pdf
КУРСОМ РЕФОРМ Б. БЕДНЫЙ, Е. КОЗЛОВ, Г. МАКСИМОВ, А. ХОХЛОВ. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза .....................................3 С. ДВОРЕЦКИЙ, Н. ПУЧКОВ, Е. МУРАТОВА. Формирование проектной культуры ................................................................................15 Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, В. МОИСЕЕВ. Непрерывное образование. Второе высшее ..........................................................................................22 И. БЛЯХЕРОВ, С. РУДНЕВ, Э. СОКОЛОВ, Н. ФРОЛОВ. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход.................................................................................27 ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И. ФЕДОРОВ, С. ЕРКОВИЧ. Разумно использовать мировой опыт .....39 Л. ГРЕБНЕВ, В. КРУЖАЛИН, Е. ПОПОВА. Модернизация структуры и содержания инженерного образования ..........................................46 А. ПЕТРОВ, В. МАНУЙЛОВ, В. ПРИХОДЬКО, И. ФЕДОРОВ. Методология и организация элитной подготовки ............................56 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ В. ШУКШУНОВ. More scholastico ...............................................................66 А. ПЛОТНИКОВ. Развитие моделей финансирования научно инновационной деятельности университетских комплексов.........73 И. МАЙБУРОВ. Объективный процесс ......................................................80 ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ А. МИТИНА. Рефлексивноигровая технология обучения ..................86 Б. СПАСЕННИКОВ. «Психология» и «психиатрия» в юридическом вузе ..............................................................................................................90 Г. МАТУШАНСКИЙ, А. ФРОЛОВ. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов ...............................92 ИНТЕРВЬЮ Е. ПУГАЧЕВА. В поисках языка научного общения и понимания .......96
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Главный редактор Б. Г. Яковлев Редакционная коллегия: В. М. Жураковский В. А. Зернов В. Г. Кинелев В. В. Козлов Л. П. Кураков Г. В. Майер Э. А. Манушин А.М. Матвеенко В.Л. Матросов С. В. Мищенко Ю. А. Новиков М. А. Пальцев Н. Д. Подуфалов В. М. Приходько В. П. Савиных В. А. Садовничий М.Б. Сапунов П. Д. Саркисов А. Ф. Хохлов А. М. Цыганенко В. Д. Шадриков Редакция: зам. главного редактора Н. П. Огородникова ответственный секретарь М. Б. Сапунов Редакторы: С. Ю. Ахмаков А. М. Банкетов Е. А. Гогоненкова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 16.07.2003. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 14. Тираж 2350 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550, Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © «Высшее образование в России» ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ Ю. ВЕТРОВ, И. ИГРОПУЛО. Подготовка педагога в аспирантуре.................................. 101 С. ЛЕБЕДЕВ. Философия в курсе КСЕ.............. 104 Л. КНИГИН. Кадры управления и менеджмента .................................................... 115 Л. УРУБКОВА. Гипертекст – путь в мир двуязычия .......................................................... 120 А. БУЛКИН. «Новые» модели и «старый» принцип.............................................................. 123 КРУГОЗОР Е. ЛАПТЕВА. Россиеведение: стереотипы и мифы ................................................................... 126 В. БОРЗЕНКОВ. Теория Ч. Дарвина – ядро современной биологии ................................... 132 ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ А. КИСЕЛЕВ. «Чем была жива Россия и для чего она жила» (Георгий Федотов) ............. 139 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА С. КАРПЕНКОВ. Математика и гармония природы ............................................................. 152 Е. САХАРЧУК. Коллективный субъект образовательного процесса .......................... 154 Ю. ИЛЬИН. Образование: муниципальный контекст ............................................................. 157 РЕЦЕНЗИИ В. МИРОНОВ. Идеи и Люди ................................ 160 Г. СИЛЛАСТЕ. Образование и общество: без их единства прогресс невозможен.............. 164 Б. САПУНОВ. Как говорим, так и живем.......... 167 Э. ЛАВРИК. Новое введение в философию ..... 169 В. КАЗАРЯН. В помощь философскому образованию ..................................................... 172 И. ЗАДОРОЖНЮК. Экономика знаний и социология образования................................ 174 Н. ОГОРОДНИКОВА. Книга о Жуковском педагоге ............................................................. 175
Стр.2
КУРСОМ РЕФОРМ Б. БЕДНЫЙ, профессор Е. КОЗЛОВ, аспирант Г. МАКСИМОВ, профессор, проректор А. ХОХЛОВ, профессор, ректор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского А ктивизация подготовки специали стов высшей квалификации для на учной и научнопедагогической дея тельности, в том числе повышение эф фективности аспирантуры, – централь ная проблема модернизации государ ственной системы послевузовского профессионального образования [1]. Падение социального статуса уче ных, общественного престижа научной и научнопедагогической деятельнос ти существенно затрудняют привлече ние молодежи в науку. Согласно дан ным госстатистики [2], в 1999 году доля выпускников вузов, принятых на рабо ту в научные организации, составляла 1,1% от общей численности занятых исследованиями и разработками. На основе анализа динамики возрастной структуры исполнителей грантов РФФИ авторы статьи в газете «Поиск» [3] отмечают, что такого рода оценки вряд ли следует считать алармистски ми: ведь уже сегодня средний возраст кандидатов наук в России – 53 года, а докторов наук – 61 год. На фоне падения интереса молоде жи к науке и снижения численности научных кадров за последние годы в стране наблюдается значительный рост численности аспирантуры (см., например, [4]). По сведениям той же госстатистики [2], в 1991 году в России на каждые 100 человек, занятых иссле дованиями и разработками, приходи лось 5 человек, подготавливаемых к на Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза учной деятельности или повышающих научную квалификацию в аспирантуре. Сегодня на 100 исследователей прихо дится почти 30 аспирантов. Эти данные, а также результаты сравнительного анализа структуры и динамики кадро вого потенциала науки и системы по слевузовского профессионального об разования свидетельствуют о суще ственной трансформации основных функций аспирантуры. Современная российская аспирантура – это систе ма, удовлетворяющая (в основном за счет средств госбюджета) потребнос ти населения в высшем уровне образо вания и интеллектуального развития личности, а ее традиционные функции подготовки научных и научнопедаго гических кадров высшей квалификации сведены до минимума. Относительная доступность бес платного послевузовского професси онального образования и ценность ученой степени на современном рынке труда в условиях функционального кризиса науки неизбежно приводят к трем последствиям [1, 2, 46]: • к деформации спектра подготав ливаемых специалистов по отраслям наук (снижение доли аспирантов, спе циализирующихся в области точных, естественных и технических наук, – за счет преимущественного роста числен ности экономистов и гуманитариев); • к массовой «утечке» выпускни ков аспирантуры из науки и сферы об
Стр.3