Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611271)
Контекстум
Высшее образование в России

Высшее образование в России №3 2003 (190,00 руб.)

0   0
Страниц178
ID212485
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2003 .— №3 .— 178 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212485 (дата обращения: 09.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Речь идет о стратегии управления высшей школой, о путях влияния на качественный уровень профессорско-преподавательского состава. <...> Первое – это старение профессорско-преподавательского состава, и в особенности кадров высшей квалификации. <...> Поэтому необходимо правильно оценить и сделать прогноз изменения численности и возрастной стратификации кадрового состава вузов. <...> Чтобы оценить современное положение профессорско-преподавательского состава, выявить существующие проблемы и найти пути их решения, необходимо детально анализировать взаимосвязь научно-образовательных структур: «высшая школа – аспирантура». <...> С этой целью мы обратились к математическому моделированию процес- нализ современного уровня профессорско-преподавательского состава высшей школы Российской Федерации и выявление основных тенденций и возможных путей повышения его потенциала является на сегодняшний день, без всякого сомнения, одной из актуальных задач управления современным образованием. <...> В связи с этим возникает важная проблема прогноза состояния и разви- 4 Âûñøåå îáðàçîâàíèå â Ðîññèè • ¹ 3, 2003 сов изменения численности, возрастной стратификации и эффективности функционирования кадрового состава вузов различных регионов и России в целом. <...> Прогноз различных тенденций динамики численности и возрастной стратификации профессорско-преподавательского состава базируется на ранее построенной математической модели, представленной в наших публикациях [3, 5]. <...> Пока что мы останавливались на прогнозе возрастной стратификации, 9 численности и среднего возраста профессорско-преподавательского состава высшей школы РФ. <...> ческая и организационно-педагогическая работа (участие в различных формах организационно-педагогической деятельности, организация конференций, семинаров и т.п.); Ø научно-квалификационные показатели (наличие ученых степеней, званий, научных наград и званий); Ø научные показатели (число опубликованных <...>
Высшее_образование_в_России_№3_2003.pdf
КУРСОМ РЕФОРМ М. СТРИХАНОВ, Д. ТРУБЕЦКОВ, А. КОРОНОВСКИЙ, А. ХРАМОВ. Анализ и прогноз изменений научно педагогического потенциала высшей школы ........................................3 Д. ДЕСЯТОВ, Н. МИТИНА, Б. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Т. ТОЛСТЫХ. Риски в инновационной деятельности..................................................18 В. СЕНАШЕНКО, Г. ТКАЧ. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций ..........................................................25 С. ЕРКОВИЧ, С. СУВОРОВ. Целостная система многоступенчатого образования ...........................................................35 САНКТПЕТЕРБУРГ. 300 ЛЕТ А. ЗАПЕСОЦКИЙ. Какого человека должна сформировать сегодня система образования?....................................44 ВОЕННАЯ КАФЕДРА В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ. Подготовка офицеров запаса в гражданских вузах.................................................................................61 В. КАРПЕКИН. Студенты и военная служба.............................................68 Л. ШАРЫЙ. Непрерывное военнопрофессиональное образование ...72 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ И. БОЛОТИН, А. КИРИНЮК. Открытое образование. Дистанционное….......................................................................................75 А. ЕЛЯКОВ. Оборотная сторона информационной революции ...........82 М. ИГНАТЬЕВ, А. НИКИТИН, А. ОВОДЕНКО. Петровские традиции и виртуалистика ......................................................................87 Ю. ВЕТРОВ, И. ИГРОПУЛО. Новая парадигма управления – отказ от «рационализма»? ......................................................................91 Л. КУРАКОВ, Л. ЕФРЕМОВ. Путь к модернизации образования...........96 В. БОНДАРЕНКО, В. КРАСИЛЬНИКОВА. Образовательная среда учебного округа .............................................................................99 А. КИРЬЯКОВА. VI фестиваль гуманитарных наук...............................104 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 Главный редактор Б. Г. Яковлев Редакционная коллегия: В. М. Жураковский В. А. Зернов В. Г. Кинелев В. В. Козлов Л. П. Кураков Г. В. Майер Э. А. Манушин А.М. Матвеенко В.Л. Матросов С. В. Мищенко Ю. А. Новиков М. А. Пальцев Н. Д. Подуфалов В. М. Приходько В. П. Савиных В. А. Садовничий М.Б. Сапунов П. Д. Саркисов А. Ф. Хохлов А. М. Цыганенко В. Д. Шадриков Редакция: зам. главного редактора Н.П. Огородникова ответственный секретарь М.Б. Сапунов С. Ю. Ахмаков (компью терная верстка) Редакторы: А. М. Банкетов Е. А. Гогоненкова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 14.05.2003. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 14. Тираж 2350 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550. Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № © Высшее образование в России ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ И. ЦАТУРОВА. Каким видится языковое образование ...................................................... 105 А. БАРОН, М. МАТЛИН. Рабочие тетради ........ 106 А. ГЛЕБОВ, О. ДОЛМАТОВ. «Науки о земле» .. 110 Р. ПЕТРУНЕВА. Социоинженерные задачи ..... 115 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ В. МАНУЙЛОВ, И. ФЕДОРОВ, М. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ. Современные технологии в инженерном образовании ..... 117 П. ТЕРЕХОВ. Педагогическая компетентность в сфере культуры ............... 124 О. ЛОМАКИНА. Этапы проектирования деятельности ..................................................... 127 Г. ЕПАНЧИНЦЕВА. Из истории тестов............. 131 Т. НИКОЛАЕВА. Управление процессом обучения в техническом вузе......................... 132 СУДЬБЫ А. КИСЕЛЕВ. Нравственные уроки профессора Тюкавкина .................................. 134 Н. БАРАНЕЦ. О репутациях и авторитетах в университетском сообществе ..................... 140 КРУГОЗОР Л. ГОЛУБЕВА. Владимир Соловьев: эстетика природы ............................................................. 148 Т. ДАВЫДОВА. А. Фет и музыка......................... 152 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА Т. ДМИТРЕНКО. Профессионально ориентированные технологии ....................... 159 В. ВАСИЛЬЕВ, Т. ЯМСКИХ. Дистанционное обучение: деятельностный подход ............... 162 С. ЕЛОВСКАЯ. Фонетические категории .......... 164 Н. ГРЕБЕНЮК. От педагогического постмодерна к классике.................................. 166 Н. АХМЕРОВА. Подготовка социального педагога: культура и этнос ............................. 167 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ Н. ЗЫК. Новейшие пособия для студентов химиков .............................................................. 169 Т. ЗАКАУРЦЕВА. Пособие для дипломата ....... 171 С. ЛЕБЕДЕВ. К новому мировоззренческому комплексу .......................................................... 173
Стр.2
КУРСОМ РЕФОРМ М. СТРИХАНОВ, профессор Министерство образования Россий ской Федерации Д. ТРУБЕЦКОВ, чл.корр. РАН, ректор А. КОРОНОВСКИЙ, доцент А. ХРАМОВ, доцент Саратовский государственный уни верситет им. Н.Г. Чернышевского нализ современного уровня про фессорскопреподавательского состава высшей школы Российской Фе дерации и выявление основных тенден ций и возможных путей повышения его потенциала является на сегодняшний день, без всякого сомнения, одной из актуальных задач управления совре менным образованием. От состояния высшей школы, от того, насколько эф фективно она будет функционировать, зависит будущее молодого поколения страны и в итоге судьба дальнейшего развития России. А Особо важная роль при этом отво дится аспирантуре как системе подго товки научнопедагогических кадров высшей квалификации. Эффективно работающая аспирантура должна обес печивать высшую школу высококвали фицированными специалистами и в ко нечном счете определить качество учебнообразовательного процесса. Высшая школа, в свою очередь, также влияет на деятельность аспирантуры, на уровень подготовки аспирантов, их мотивации и готовности к дальнейшей профессиональной деятельности. Большая ответственность в процессе подготовки аспиранта лежит на науч ном руководителе, преподавателе вуза высшей квалификации. В связи с этим возникает важная проблема прогноза состояния и разви Анализ и прогноз изменений научнопедагогического потенциала высшей школы тия научнопедагогического потенци ала высшей школы как на ближайшее, так и на отдаленное будущее. Речь идет о стратегии управления высшей шко лой, о путях влияния на качественный уровень профессорскопреподаватель ского состава. Здесь важно отметить два обстоя тельства, связанных с этой проблемой. Первое – это старение профессор скопреподавательского состава, и в особенности кадров высшей квалифи кации. Поэтому необходимо правиль но оценить и сделать прогноз измене ния численности и возрастной страти фикации кадрового состава вузов. Второе – относится к системе подго товки кадров высшей школы (в докто рантуре и аспирантуре). Именно вопрос об уровне и эффективности функцио нирования высшей школы представля ется центральным при анализе ее совре менного состояния и прогноза дальней шего развития (см., например, [1–5]). Чтобы оценить современное поло жение профессорскопреподаватель ского состава, выявить существующие проблемы и найти пути их решения, необходимо детально анализировать взаимосвязь научнообразовательных структур: «высшая школа – аспиран тура». С этой целью мы обратились к мате матическому моделированию процес
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически