# 4
2001
высшее
образование
в РОССИИ
Научнопедагогический журнал
Министерства образования Российской Федерации
КУРСОМ РЕФОРМ
А. РАКИТОВ, Л. РОМАНКОВА. Кадры высшей школы: молодежная
политика......................................................................................................3
Г. СИМУХИН. Стандартизация профессионального образования:
история, опыт, проблемы .......................................................................13
Т. ЛОПУХОВА. Диагноз качества подготовки специалиста..................28
М. ЛИСАУСКЕНЕ. На образовательном рынке .......................................34
МИР И МЫ
Г. ГАЧЕВ. Гуманитарный комментарий.....................................................43
А. РАЗУМОВ. О вере и неверии...................................................................67
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
А. ЕЛЯКОВ. Современное информационное общество..........................77
Г. ИЛЬИН. Проективное образование и становление личности...........85
Т. ВЛАСОВА. Нужна ли «педагогическая антропология»? ...................93
А. САННИКОВ, З. КОЛЕНОВА. Информатика в медицинском вузе.....96
ВЫСШАЯ ШКОЛА: ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА
Е. ЯРСКАЯСМИРНОВА. Неравенство или мультикультурализм? .....102
В. ВДОВЮК, С. РЫКОВ. Гендерные исследования в педагогике .........110
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии
В. М. Жураковский
Главный редактор
Б. Г. Яковлев
Редакционная коллегия:
В. А. Зернов
В. Г. Кинелев
В. В. Козлов
Л. П. Кураков
Г. В. Майер
Э. А. Манушин
А.М. Матвеенко
В.Л. Матросов
С. В. Мищенко
Ю. А. Новиков
М. А. Пальцев
Н. Д. Подуфалов
В. М. Приходько
В. П. Савиных
В. А. Садовничий
П. Д. Саркисов
А. Ф. Хохлов
А. М. Цыганенко
В. Д. Шадриков
Редакция:
заместитель главного
редактора Н.П. Огородникова
ответственный секретарь
М. Б. Сапунов
Редакторы:
А. М. Банкетов,
С. Ю. Ахмаков
(компьют. верстка),
Е.А. Гогоненкова
Художник: С. Лемешко
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 309.
Тел./факс: 2089304.
Подписано в печать
с оригиналмакета 31.07.2001.
Формат 70´100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 13. Тираж 2200 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом».
127550. Москва,
ул. Прянишникова, д. 2а.
Заказ №
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
А. ШУЛУС. Воспитание профессионалов ......... 118
В. БОГДАНОВ, В. ПОНОМАРЕВ, А. СОЛОВОВ.
Физкультура «на расстоянии» ...................... 121
В. ДЕНИСОВ, Н. СЕРЕБРЕННИКОВА,
В. МОРОЗОВ. Подготовка химиков .............. 125
А. ПИЧУГИН. «АИСфакультет»....................... 127
Л. ГОЛУБ, В. ГОЛУБ. Параллельное
образование ..................................................... 129
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Ю. ПОПОВ, В. ПОДЛЕСНОВ, В. САДОВНИКОВ,
Е. АНДРОСЮК, В. КУЧЕРОВ. Рейтинговая
система .............................................................. 131
Д. АХМЕТОВА, Л. ГУРЬЕ. Преподаватель вуза
и инновационные технологии....................... 138
В. БУГЛАЕВ, О. ГОРЛЕНКО, В. ПОПКОВ. Вузы
в стратегии регионов....................................... 145
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В. АФАНАСЬЕВ. Проектирование
педтехнологий.................................................. 147
В. КРОЛЬ. «Ловушки» общения,
гипертекстовая среда, средства навигации. 151
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
С. КАРПЕНКОВ. Субъективные заметки........... 157
И. КОСТЕНКО. Смена парадигмы? .................... 159
Новые книги ................................. 42, 92, 130, 137, 160
Стр.2
КУРСОМ РЕФОРМ
А. РАКИТОВ, гл. научный
сотрудник ИНИОН РАН
Л. РОМАНКОВА, доктор
социологических наук
кадров в науку и вузы – решающий
фактор конкурентоспособности эко
номики и национального благосостоя
ния.
Приток молодых исследовательских
К настоящему моменту удалось пре
одолеть кризис в развитии российской
системы высшего образования середи
ны 90х годов, когда возникла тенден
ция к снижению контингента студен
тов. Сегодня в государственных вузах
обучается 4,27 млн. человек, что на 51%
больше, чем в 1990/1991 учебном году,
и на 44% больше, чем в 1985/1986 учеб
ном году. В негосударственном секто
ре высшего образования обучается
470,6 тыс. студентов. При увеличении
приема в вузы почти в два раза по срав
нению с 1985 г. конкурс на вступитель
ных экзаменах постоянно держится на
достаточно высоком уровне: число аби
туриентов, претендующих на дневное
обучение в государственных вузах, бо
лее чем в два с половиной раза превы
шает количество мест для конкурсно
го зачисления: в 2000 году на 100 мест
претендовали 268 человек. В столичных
вузах этот показатель составляет 312
абитуриентов на 100 конкурсных мест.
В 2000 году конкурс на мехмат, ВМК,
экономфак МГУ им. М.В. Ломоносова
был 5,6 человек на место, в МГТУ
им. Н.Э. Баумана – 34 человека на ме
сто, в другие технические университе
Кадры высшей
школы
*
политика
ты г. Москвы (МАИ, МЭИ, МАДИ,
МИСиС, Университет путей сообще
ния) – 34 человека на место.
Прием в аспирантуру высших учеб
ных заведений за прошедшее десятиле
тие увеличился почти в 2,5 раза. При
этом в 2000 году прием в аспирантуру
вузов превысил показатели приема в
аспирантуру в 1985 году на 24,9 тыс.
человек.
Общий выпуск из аспирантуры в
2000 году составил 24,8 тыс. человек, в
том числе из аспирантуры высших
учебных заведений – 21,0 тыс. человек,
из аспирантуры НИИ – 3,8 тыс. чело
век. Выпуск из вузовской аспирантуры
почти в 2 раза превышает показатели
1985 года и в 2,5 раза – показатели 1994
года. Причем среди выпускников аспи
рантуры возросла доля тех, кто защи
щает диссертацию в срок.
Общая численность профессорско
преподавательского персонала, докто
ров и кандидатов наук, работающих в
вузах, также возросла. В 2000 году ос
новной профессорскопреподаватель
ский состав государственных вузов на
считывал 265,2 тыс. человек, что на
29,3% больше, чем в 1985 году. Среди
них ученую степень доктора наук име
ют 28,0 тыс. человек (10,6%), кандида
та наук – 125,4 тыс. человек (47,3%). Но
численность научных работников в си
стеме высшего образования и в стране
* Сведения взяты из: Статистические данные по системе образования. Материалы к колле
гии ... – М., 2001.
: молодежная
Стр.3