# 1
2001
высшее
образование
в РОССИИ
Научнопедагогический журнал
Министерства образования Российской Федерации
НАШ ХРОНОГРАФ
Б. ЯКОВЛЕВ. Татьянин день.......................................................................................3
КУРСОМ РЕФОРМ
В. ФИЛИППОВ. Высшая школа России перед вызовами XXI века......................5
А. РЫЖКИН, Н. ЕФРЕМОВА. Современные измерители знаний
(Опыт тестирования)..........................................................................................15
В. ЛОГАЧЕВ. Система качества для образовательных услуг ..............................20
П. СИДОРОВ. От антикризисных мер – к инновационным стратегиям ............24
В. ШАДРИКОВ, Е. ГЕВОРКЯН, С. КАЛАБИН, А. КИРИНЮК, В. НАВОДНОВ,
Г. МОТОВА, М. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ. О процедуре комплексной
оценки вуза ..........................................................................................................29
МИР И МЫ
А. НЫСАНБАЕВ, В. КУРГАНСКАЯ. Философия и образование:
поиск согласия ....................................................................................................39
В. ЛЕОНТЬЕВА. «Контркультура» и культуротворчество ................................53
Г. КИРИЛЕНКО. «Говорящее» сословие? .............................................................63
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В. БУРОВ, М. САПУНОВ, Ю. ДУЛИМОВА, А. КУЛИКОВСКАЯ
Психологическая культура и общество..........................................................76
Э. ВИТОЛ. Насущная идеология науки .................................................................81
Е. ВОЛОДАРСКАЯ, С. ЛЕБЕДЕВ. Управление научной деятельностью
(Социальнопсихологические аспекты) ..........................................................85
ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ
Э. ФАУСТОВА. Религиозность студентов и наркомания ...................................95
Л. ВОЛЧАНСКАЯ. О договоре возмездного оказания образовательных
услуг .................................................................................................................. 100
Стр.1
Учредитель:
Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии
В. М. Жураковский
Главный редактор
Б. Г. Яковлев
Редакционная коллегия:
В. А. Зернов
В. Г. Кинелев
В. В. Козлов
Н. В. Колкунов
Г. В. Майер
Э. А. Манушин
С. В. Мищенко
Ю. А. Новиков
М. А. Пальцев
Н. Д. Подуфалов
В. М. Приходько
В. П. Савиных
В. А. Садовничий
П. Д. Саркисов
А. Н. Тихонов
А. Ф. Хохлов
А. М. Цыганенко
В. Д. Шадриков
Г. К. Шестаков
Редакция:
ответственный секретарь
М. Б. Сапунов
Редакторы:
А. М. Банкетов,
М. С. Сергеева
Заведующая редакцией:
Е. В. Смехова
Компьютерная верстка:
С. Ю. Ахмаков
Художник: С. С. Водчиц
Адрес редакции:
103045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 309.
Тел./факс: 2089304.
Подписано в печать
с оригиналмакета 31.01.2001.
Формат 70´100/16.
Бумага офсетная.
Усл. п. л. 13. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом».
127550. Москва,
ул. Прянишникова, д. 2а.
Заказ №
Л. БАУМГАРТЕН. О трудоустройстве инвалидов –
выпускников МИИ................................................ 102
А. ФЕДОРОВ, Н. ДУДКИН. Принцип
альтернативности в обучении .............................. 103
Л. ГЛУХОВСКАЯ. Духовный климат Магадана ........ 107
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Н. СОРОКИНА. Инновационные методы
обучения: проблемы внедрения .......................... 116
Ю. КУДРЯВЦЕВ. Второе высшее образование
офицеров................................................................. 119
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Е. АЛЕНИЧЕВА, Н.МОНАСТЫРЕВ. Электронный
учебник (Проблемы создания и оценки
качества) ................................................................. 121
М. КУПРИЯНОВ, О. ОКОЛЕЛОВ. Дидактический
инструментарий новых образовательных
технологий.............................................................. 124
В. ДЕМКИН, Е. ГУЛЬБИНСКАЯ. Особенности
дистанционного обучения иностранным
языкам..................................................................... 127
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В. ЗМЕЕВ. Созидательный смысл эволюции ............ 130
В. ДРАГОМИР. Люди МГТУ........................................ 141
РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
В. ГВОЗДАННЫЙ. Пособие по деловой этике ......... 148
Л. ЛОГУНОВА, О. ХАЛУТОРНЫХ. Экспедиция
в гениальность ........................................................ 149
В. ГАВРИЩУК, Ф. СЕЙРАНЯН. Практическая
политология ........................................................... 153
Указатель статей, опубликованных в журнале
«Высшее образование в России» за 2000 г. ....... 154
Стр.2
НАШ ХРОНОГРАФ
Б. ЯКОВЛЕВ
Татьянин день
У
студентов бывает раз в году свой фамильный праздник – Татьянин день! И
дело тут не в официальном его признании, что само по себе уже немалое собы
тие, а в том освященном давней традицией ореоле вокруг него, который своим
особым сиянием вносит светлые, мажорные краски в суровую студенческую по
вседневность.
Татьяна, погречески – повелительница, а по своей христианской судьбе вели
комученица, от природы лишенная коварства и зла, одарила молодых людей на все
века днем жизненных радостей и удовольствий, бесшабашного озорства и веселья.
Такой день непременно должен был стать и уже снова стал своим, родным не
только для студентов Московского университета, где он, по милости графа
И.И.Шувалова, зародился, а для всей учащейся братии университетов и акаде
мий, институтов и колледжей – вплоть до школ, училищ и гимназий.
Студенчество – уникальная социальная группа. Впрочем, даже не группа и не
профессионально ориентированная молодежная аудитория, а особый стиль жиз
ни, если хотите – складывающийся тип жизненного поведения. И всё это проис
ходит в атмосфере неутихающих споров, борьбы мнений, выявления собствен
ных позиций, первых серьезных влюбленностей, закладывания семейных основ.
Всем этим дорога, событийно насыщена и таинственно увлекательна студен
ческая жизнь.
Помнится, известный журналист спросил у боевого заслуженного генерала, какие
годы тот считает самыми дорогими. И генерал ответил: «когда был лейтенантом!».
Вот так же и для прославленных академиков, и для быстро седеющих профессо
ров, выдающихся деятелей науки и техники, литературы и искусства лучшие
годы связаны с живым «бродильным» веществом, имя которому – студенчество.
Чтобы не было сомнений, приведем свидетельство из другого времени: оно при
надлежит одному из ярчайших людей XIX века – Константину Сергеевичу Акса
кову, с 15ти лет «поступившего в студенты:
«В эпоху студенчества, о которой говорю, первое, что обхватывало молодых
людей, это общее веселие молодой жизни, это чувство общей связи товарище
ства; конечно, этото и было первым мотивом студенческой жизни; но в то же
время слышалось, хотя не сознательно, и то, что молодые эти силы собраны всё
же во имя науки, во время высшего интереса истины... Не все мои товарищи спо
собны были понимать истину и даже ценить ее; но все они были точно молоды, не
по одному числу лет; все были постоянно шумны и веселы; ни одного не было ни
истощенного, ни вытертого... Спасительны эти товарищеские отношения, в ко
торых только слышна молодость человека, и этот человек здесь не аристократ и
не плебей, не богатый и не бедный, а просто человек. Такое равенство, в силу
человеческого имени, давалось университетом «званием студента».
К.А. Аксаков особо отмечает, что значение университетского образования
огромно в жизни целой страны: «с одной стороны, играющая молодая жизнь, как
Стр.3