СОДЕРЖАНИЕ
Мордовскому университету 75 лет .......................................................... 3
Мониторинг образования
Научно-методический
журнал
¹ 3
(44)
(июльсентябрь)
2006
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени
Í. Ï. Îãàðåâà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Н. П. Макаркин
главный редактор
главного редактора
Ñ. Â. Полутин
заместитель
Ñ. Â. Гордина
ответственный
секретарь
Ã. À. Балыхин
П. Ф. Анисимов
В. Л. Матросов
Ë. Ï. Кураков
Â. È. Курилов
Â. Ï. Савиных
Â. À. Поляков
Â. Â. Конаков
Â. Â. Кадакин
Í. Å. Фомин
А. А. Папышев. Математическая задача как средство интеграции
в различных аспектах умственной äåÿòåëüíîñòè........................... 56
Л. Ю. Фомина, О. В. Левин. Изучение нормативной правовой
терминологии в целях формирования действенной системы
правового стимулирования в Ðîññèè.............................................. 59
Н. К. Сорокина, Т. В. Золина. Методологические основы
моделирования физических процессов в высшей школе ............. 62
С. Б. Верещак. Некоторые проблемы изучения становления
жилищного права в Советской России (19171991 ãã.) в курсе
истории отечественного государства и ïðàâà................................ 64
В. Д. Черкасов, С. И. Пахомов. Молодежные творческие коллективы
как основа научно-исследовательской, проектно-конструкторской
и изобретательской работы студентов ............................................ 69
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2006
К. Н. Нищев, И. Н. Евтеева. Мониторинг и диагностика качества
знаний студентов в условиях рейтинговой системы оценивания
их учебной äåÿòåëüíîñòè..................................................................... 6
Н. К. Нуриев, Л. Н. Журбенко. Интеллектуальная ориентация
специалиста и закономерности развития его проектноконструктивных
способностей ......................................................... 13
Ю. А. Шихов. Диагностический инструментарий для мониторинга
качества подготовки в системе «øêîëà âòóç» .......................... 18
И. В. Филиппова. Сравнительный анализ существующей практики
формирования в российских вузах систем менеджмента качества
образовательной деятельности ........................................................ 20
Методология образования
И. А. Соловцова. Гуманитарно-целостный подход как основа для
интеграции идей православной и светской педагогики в сфере
духовного воспитания ....................................................................... 27
М. А. Якунчев, И. Ф. Маркинов. Интеграция как принцип
определения содержания естественно-научного
материала в системе формирования экологической
культуры школьников ....................................................................... 31
Непрерывное образование
С. А. Карпов. Интеграция в сфере профессионального образования
Ðîñàòîìà: возможности и ïåðñïåêòèâû........................................... 35
В. Н. Ханин. Дидактические принципы в образовании взрослых .... 41
История образования
В. Ф. Левин. Вопросы религиозно-правового просвещения
населения Российской империи в трудах К. П. Победоносцева,
Í. È. Ильминского, Ñ. À. Ðà÷èíñêîãî............................................. 45
А. Л. Ефимова. Модернизация системы переподготовки учителей
Чувашии в последней трети ХХ начале ÕÕI â. ...................... 47
Т. И. Кильдюшкина. Внешкольное образование в мордовском крае
в 18901910-õ ãã. .............................................................................. 51
Академическая интеграция
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование и культура
Культура и образование: альтернатива или àëüÿíñ? ........................................................................... 73
Философия образования
Í. È. Новотрясов. Проблема изучения языкового сознания в образовательном процессе .................. 92
О. К. Позднякова. Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции этики
пользы и этики блага .................................................................................................................................. 98
Точка зрения
Ж. В. Чашина. Значение идей Н. Я. Данилевского для образовательно-познавательного
процесса ...................................................................................................................................................... 103
С. В. Полатайко. Образовательные начала «общественного организма» в социальной философии
Í. ß. Äàíèëåâñêîãî.................................................................................................................................... 108
Психология образования
Н. В. Калинина. Анализ психологических оснований и внутриличностных детерминантов
социальной компетентности учащихся ................................................................................................... 115
Í. Â. Мельникова. Образ как психологическая категория личности дошкольника ........................... 119
Э. А. Баранова. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного
психического образования ....................................................................................................................... 124
Экономическое образование
А. П. Горина, О. Н. Алферина. Изучение организации государственного контроля
качества жилищно-коммунальных услуг в рамках курса «Государственное регулирование
экономики» ................................................................................................................................................. 128
А. В. Гришин. Интеллектуальный капитал и процесс управления знаниями как инновационные
элементы современной системы экономического образования .......................................................... 132
О. К. Клопова. Подходы, применяемые при повышении квалификации менеджеров
по персоналу .............................................................................................................................................. 137
Социология образования
И. В. Власюк. Укрепление ценности родительства направление государственной семейной
ïîëèòèêè...................................................................................................................................................... 141
Н. Н. Логинова. Семья как объект социолого-демографического исследования
(íà примере Республики Ìîðäîâèÿ) ..................................................................................................... 145
Е. В. Самойлова. Социологический анализ процесса профессиональной социализации
будущих учителей ..................................................................................................................................... 150
А. Н. Гуляшинов, С. П. Сырыгин. Методологическая подготовленность студентов к разработке
управленческих решений (о некоторых итогах проведения локального конкретносоциологического
исследования) ............................................................................................................ 154
Филологическое образование
Н. А. Туранина. Приобщение к ценностным основам славянской культуры на занятиях
по русскому языку в вузе ....................................................................................................................... 159
Ñ. À. Ðæàíîâà. Методическое значение речевой культуры в гуманитарном знании ........................... 162
Ä. Í. Æàòêèí, Ò. À. ßøèíà. Â. À. Жуковский как переводчик произведений Томаса Мура ........... 167
Е. А. Соловьева. Роль графики в создании текстовой информации как теоретическая
и методическая проблема ......................................................................................................................... 172
Р. С. Луценко. Лингвокультурологические основы работы над текстом художественного
произведения (на примере реализации концепта «пейзаж»
в английской литературе XIXXX ââ.) ............................................................................................... 176
Рецензии, отзывы, информация
История подвижничества и реформаторства в российском образовании ............................................... 180
Международная научная конференция, посвященная жизни и деятельности
адмирала Ô. Ô. Óøàêîâà........................................................................................................................... 183
2
Стр.2
¹ 3, 2006
МОРДОВСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ 75 ЛЕТ
В октябре исполнилось 75 лет Мордовскому
государственному университету
им. Н. П. Огарева. Юбилей был широко
отмечен общественностью Республики
Мордовия, на празднование приехало
множество гостей из других регионов
и вузов страны, коллектив получил многочисленные
приветствия. Это событие
еще раз показало, что наш вуз является
общепризнанным крупным российским
центром образования, науки и культуры.
Университет ведет свою историю с
1 октября 1931 ã., когда было создано первое
высшее учебное заведение Мордовии
агропедагогический институт, в
1932 г. преобразованный в Мордовский
государственный педагогический институт.
Дату
2 октября 1957 ã. можно считать
знаковой в деле формирования региональной
высшей школы. Именно в этот день
на базе МГПИ был открыт университет.
Его создание дало мощный толчок развитию
высшего образования в республике.
Первые три десятилетия были отмечены
увеличением количества факультетов,
специальностей, кафедр, научных
подразделений, строительством учебных
корпусов, общежитий, объектов инфраструктуры.
Активно формировался преподавательский
корпус: первоначально за
счет приезжих специалистов, в дальнейшем
собственных кадров.
Наиболее сложными для высшей
øêîëû, как и для всей ñòðàíû, были 90-å
годы ушедшего XX столетия. Отрадно,
что вуз с честью преодолел трудности
«смутного» времени и не только сохранил
свой интеллектуальный, экономический
и духовный потенциал, но и обрел
способность успешно развиваться в новых
социально-экономических условиях.
Сегодня Мордовский университет
характеризуется высоким уровнем подготовки
специалистов, широкомасштабными
фундаментальными и прикладными
исследованиями, наличием классических
университетских специальностей,
единством образовательной и научнопедагогической
деятельности. Его престиж
с каждым годом возрастает.
МГУ крупнейший центр образования,
науки и культуры Мордовии. В его
структуру входят 12 факультетов, 6 институтов,
3 филиала (в Рузаевке, Ковылкине,
Москве), 2 представительства (в
Торбееве и Темникове), 7 научно-исследовательских
институтов.
В вузе трудятся около 4,5 òûñ. ÷åë.
На 156 кафедрах преподают почти 250
докторов и более 1 000 кандидатов наук.
Сегодня университет обеспечивает себя
кадрами высшей квалификации, осуществляя
подготовку специалистов по 93
научным специальностям в аспирантуре,
по 18 в докторантуре. В МГУ
èì. Í. Ï. Огарева обучаются более 600
аспирантов и 55 докторантов, функционируют
14 диссертационных советов. В
вузе официально зарегистрированы 23
научно-педагогические школы.
За 75 лет вузом подготовлено более
120 тыс. специалистов. В настоящее время
контингент обучающихся превышает
35 тыс. чел. По этому показателю Мордовский
государственный университет
крупнейший вуз Приволжского
федерального округа. Саранск по праву
считается университетским городом,
поскольку каждый десятый его житель
учится или работает в МГУ
èì. Í. Ï. Îãàðåâà.
Главным действующим лицом вузовской
жизни выступает студенчество. В
комплексной системе воспитания студентов
задействованы студенческий совет,
Дом культуры, музеи, студенческие клубы,
газета «Голос Мордовского университета»,
отдел информационного обеспечения,
отдел молодежных инициатив,
служба психологического консультирования,
спортклуб.
Университет постоянно ищет новые
пути развития образования и научных
исследований. Он тесно сотрудничает с
десятками ведущих вузов России по во3
Стр.3