Подготовка студентов к бизнес-практике в контексте системы азиатских ценностей ...... 8
Модернизация образования <...> Прежний механизм регулирования процесса обучения
по дуальной системе изжил себя. <...> Согласно закону 1969 г. предприятия и профшколы не имели права голоса в вопросах, касающихся самого процесса обучения, недостаточно была представлена и значимость профессиональных школ
в процессе обучения, а о поездке на стажировку за границу в период обучения не
могло быть и речи [5, с. <...> Он преследовал сначала политическую цель — показать и отразить значимость профессиональных
школ в процессе профессиональной подготовки специалистов по дуальной системе в законе о профессиональном образовании. <...> По окончании парламентских слушаний бундестаг
27 января 2005 г. большинством голосов
утвердил, а Федеральный Совет 18 февраля 2005 г. принял законопроект, в силу
же новый закон вступил 1 апреля 2005 г.
Целями реформы являются повышение качества профессионального образования для всех молодых людей независимо от социального или регионального
происхождения, увеличение учебных
мест на производстве, предоставление
большей свободы действий и гибкости
предприятиям и профессиональным школам на местах. <...> В результате введения
нового закона начальное профессиональное образование претерпело значительные изменения: сократился срок обуче4
ния по дуальной системе (зачисление
школьной профессиональной подготовки
в основной период обучения по дуальной системе); некоторые этапы обучения
стали проходить и заканчиваться за границей; утвердилось новое урегулирование
полномочий и обязанностей, связанных
с системой профессионального образования; повысилась квалификация выпускников, окончивших обучение по дуальной системе при промышленных палатах
[5, с. <...> Согласно новому закону о профессиональном образовании обучение за границей становится равноценной частью признанной во всем мире профессиональной
подготовки специалистов <...>
Интеграция_образования_№3_2009.pdf
¹ 3, 2009
Содержание
Международный опыт интеграции образования
Н. Е. Воробьев, Е. В. Марчук. Совершенствование начального профессионального образования в
Германии .......................................................................................................................................................... 3
А. Г. Долган. Подготовка студентов к бизнес-практике в контексте системы азиатских ценностей ...... 8
Модернизация образования
Е. А. Неретина, А. Б. Макарец. Особенности продвижения образовательной услуги как
доверительного товара .............................................................................................................................. 15
А. В. Клопов. Обеспечение системного подхода при повышении квалификации сотрудников
правоохранительных органов в области экономической безопасности ............................................. 21
Мониторинг образования
В. Н. Гусятников, Т. Н. Соколова, И. В. Каюкова. Методики использования результатов
компьютерного тестирования в системах поддержки принятия решений ........................................ 26
Н. В. Корчагин. Диагностическая функция в структуре деятельности мастера профессионального
училища по формированию у учащихся правовой культуры ........................................................... 29
Философия образования
В. П. Шалаев, С. Л. Шалаева. Глобализация. Постмодерн. Дуализм отечественного образования и
воспитания как вызов национальной безопасности .............................................................................. 35
В. В. Землянский. Открытость как качественная характеристика профессионального
образования ................................................................................................................................................. 41
Интеграция образования и воспитания
Е. В. Сергеева. Воспитание культуры межнационального общения как основы формирования
этнотолерантности курсантов военного вуза ........................................................................................ 47
Е. Е. Саламин. Организационно-педагогические условия совершенствования волевых качеств
студентов технического вуза посредством занятия áîêñîì................................................................. 51
Академическая интеграция
И. Г. Гузенко, Б. С. Манаенков. Иноязычная подготовка учителя общеобразовательных
дисциплин средствами информационно-коммуникативного обучения .............................................. 54
Н. А. Плугина. Межпредметные связи в развитии у студентов вузов интегративных
естественно-научных понятий ................................................................................................................... 60
Н. Е. Пикина. Педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы
студентов сельскохозяйственного вуза по информатике ..................................................................... 65
Инновации в образовании
Н. А. Гуляева. Возможности решения проблем обучения учащихся профессиональных училищ
средствами иностранного языка ............................................................................................................... 69
В. А. Кузьменко. Педагогические возможности дисциплины «иностранный язык»
в формировании экономической культуры у старшеклассников ....................................................... 72
В. А. Адамантова. Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации
познавательной деятельности учащихся на уроках экологии ............................................................. 77
Т. А. Доронина. Понятие художественного пространства и времени в школьном курсе литературы
(íà примере творчества Â. Ï. Астафьева) .............................................................................................. 80
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2009
1
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование и культура
Л. В. Загрекова, И. И. Троицкая. Роль театральной деятельности в процессе
профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования
в общеобразовательной школе ................................................................................................................. 84
Н. Г. Ткачева. Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного
творчества .................................................................................................................................................... 89
Психология образования
Д. В. Ефимова. Особенности развития толерантности у подростков с задержкой психического
развития ....................................................................................................................................................... 92
Л. Г. Майдокина. Становление профессионально значимых субъектных свойств студента
педагогического вуза в процессе освоения психологии ....................................................................... 97
С. Е. Иневаткина. Образ себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей
первых трех лет жизни с синдромом Дауна .......................................................................................... 102
О. В. Кудашкина. Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентаций
студента в образовательном процессе педагогического вуза ........................................................... 106
Педагогическое образование
Е. А. Кашкарева. Педагогическая интерпретация научного текста как разновидность текстовой
деятельности .............................................................................................................................................. 112
С. С. Качкалова. Личностно ориентированный подход в начальном профессиональном
образовании ............................................................................................................................................... 116
Т. Е. Мишкина. Элективный курс «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке
ó÷èòåëÿ» в практике педагогического вуза ......................................................................................... 120
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Потекаева
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Аннотации, перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 25.09.09. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,20. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 3106.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 3, 2009
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО
ния в Германии, которое признано на международном уровне и является предпосылкой экономической
продуктивности страны в процессе интеграции в европейское пространство.
Ключевые слова: модернизация; интеграция; профессиональная подготовка специалистов.
В настоящее время в странах Европейского
Союза набирают обороты процессы
интеграции и интернационализации,
на первый план выходит качество
профессионального образования. Раньше
определяющее значение имели условия,
формирующие систему профессионального
образования, и прежде всего национальный
характер. Сегодня ситуация основательно
изменилась в направлении от
растущей глобализации экономики и
ускорения процесса европейской интеграции
к общему образованию и рынку
труда. Высокий образовательный и профессиональный
уровень подготовки специалистов
становится необходимой предпосылкой
обмена информацией и продуктами
человеческого труда, сотрудничества
посредством создания различных
совместных сетей, проектов и освоения
новых технологий, требующихся для повышения
качества продукции на мировом
рынке.
Сложившаяся в Германии и признанная
на международном уровне так называемая
дуальная система (комбинация
школьного и производственного обучения,
т. е. теоретической и практической
подготовки) хорошо себя зарекомендовала
и является стержнем профессиональной
подготовки специалистов, а также
значительной предпосылкой экономической
продуктивности страны. В рамках
глобализации и интеграции Германия
стремится к тому, чтобы ее система профессионального
образования была лучшей
и признанной во всем мире на про(Волгоградский
государственный педагогический университет)
В статье рассматриваются основные тенденции развития начального профессионального образоваПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ
Í. Å. Âîðîáüåâ, Å. Â. Марчук
тяжении еще не одного десятка лет.
В этой связи тенденция совершенствования
и модернизации начального профессионального
образования имеет под собой
следующие основания: для обеспечения
конкурентоспособности немецкой
экономики в ситуации экономической глобализации
необходимо повышение мобильности
рабочей силы; стратегия обучения
в течение всей жизни становится
все актуальнее. Существенно выросли
квалификационные и специальные требования
к специалистам, включив в себя
обширные знания нескольких специальностей
определенной профессии, умения
и навыки различного рода деятельности
[4, ñ. 5].
В последние годы значительно улучшились
условия для профессионального
образования. В 2005 ã. был принят закон
о
профессиональном образовании
(Berufsbildungsgesetz), который в отличие
от закона 1969 г. стал важным фактором
достижения высокого качества профессионального
образования. Прежний механизм
регулирования процесса обучения
по дуальной системе изжил себя. Согласно
закону 1969 г. предприятия и профшколы
не имели права голоса в вопросах,
касающихся самого процесса обучения,
недостаточно была представлена
и значимость профессиональных школ
в процессе обучения, а о поездке на стажировку
за границу в период обучения не
могло быть и речи [5, ñ. 148]. Глобальные
социально-экономические изменения
определили новые параметры функцио©
Воробьев Í. Å., Марчук Å. Â., 2009
3
Стр.3