(58)
(январь—март)
2010
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени <...> (834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Роспечать» 46316
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ <...> Педагогические условия формирования
социокультурной компетенции студентов педагогического вуза ......... 9 <...> Профессиональная подготовка кадров
в образовательном нефтехимическом кластере .................................... 14
Мониторинг образования <...> Педагогические основы мониторинга качества
профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога ...... 24
Академическая интеграция <...> Компетентностный подход среди современных
педагогических подходов в системе общего образования ................... 59 <...> Становление специального образования людей с проблемами
зрения (на примере Республики Саха (Якутия)) ................................. 64
© «Интеграция образования», 2010
1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Психология образования <...> Роль средств массовой информации в формировании гендерных
стереотипов (на примере независимого казанского издания «Женщина») .............................................. 116
Рецензии, отзывы, информация
Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ
(по материалам республиканского семинара-практикума) ....................................................................... 120
Журнал входит в Перечень ведущих резензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. <...> В 2000 г. в Лиссабоне состоялся саммит Европейского совета, где вся зона,
ответственная за знания, умения и навыки, была определена в качестве необходимого компонента стратегии, включающей экономическую и социальную реформы. <...> Для выведения образовательной парадигмы Лиссабонский саммит 1) подчеркнул роль исследовательской и технологической сферы для повышения конкурентоспособности <...>
Интеграция_образования_№1_2010.pdf
¹ 1, 2010
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Н. П. Макаркин (главный редактор) П. Ф. Анисимов
Ã. À. Балыхин Ñ. Â. Гордина (îòâ. секретарь) Â. Â. Кадакин
Â. Â. Конаков Ë. Ï. Кураков Â. È. Курилов Â. Ë. Матросов
Ñ. Â. Полутин (çàì. главного редактора) Â. Ï. Савиных Í. Å. Фомин
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Научно-методический
журнал
¹ 1
(58)
(январьмарт)
2010
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени
Í. Ï. Îãàðåâà»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
Адрес редакции:
430005, ã. Ñàðàíñê,
ул. Большевистская, 68
Телефон:
(834-2) 48-14-24
Факс:
(834-2) 48-14-24
e-mail:
inted@mail.ru
http://edumag.mrsu.ru
Подписной индекс
в каталоге Агентства
«Ðîñïå÷àòü» 46316
Инновации в образовании
В. Н. Рамазанова. Организационно-педагогические условия реализации
индивидуальных образовательных программ в системе профильного
обучения старшеклассников .................................................................. 49
С. В. Кахнович. Интеграция разных видов искусства как условие
формирования начал изобразительной грамотности детей
дошкольного возраста ........................................................................... 54
М. В. Дубова. Компетентностный подход среди современных
педагогических подходов в системе общего образования ................... 59
П. Р. Егоров. Становление специального образования людей с проблемами
зрения (íà примере Республики Саха (ßêóòèÿ)) .................................64
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2010
1
Â. Ï. Андронов Þ. Â. Варданян Í. Ä. Гуськова Ì. È. Ломшин
Í. È. Мешков Ã. È. Саранцев Â. Ï. Фурманова Â. Â. Шигуров
СОДЕРЖАНИЕ
Модернизация образования
И. С. Ломакина. Механизмы реализации открытого метода координации
в сфере образования ЕС .......................................................................... 3
Л. Е. Бабушкина. Педагогические условия формирования
социокультурной компетенции студентов педагогического вуза ......... 9
М. В. Журавлева. Профессиональная подготовка кадров
в образовательном нефтехимическом кластере ....................................14
Мониторинг образования
К. И. Сафонова, С. В. Подольский. Особенности свойств
образовательных услуг и их взаимосвязь с образовательным
процессом ................................................................................................18
Е. В. Золоткова. Педагогические основы мониторинга качества
профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога ...... 24
Академическая интеграция
В. Ф. Манухов, С. А. Тесленок. Новые информационные технологии
в учебном процессе ................................................................................30
О. К. Клопова, С. В. Лаптева. Основные направления формирования
компетенций в области автоматизированных систем управления
персоналом у HR-ñïåöèàëèñòîâ ............................................................35
В. Я. Брагин. Способности студента как основа формирования его
профессиональной компетентности ....................................................... 39
Ю. А. Колесова. Педагогические аспекты подготовки будущих
специалистов сервиса на компетентностной основе как фактор
эффективной социально-профессиональной адаптации ...................... 45
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Психология образования
И. В. Бурова, Е. Н. Дмитриева. Формирование информационно-образовательных потребностей
студентов задача современной высшей школы ....................................................................................... 69
Т. В. Яковлева. Влияние агрессивности на выбор телевизионных передач в старшем подростковом
возрасте ........................................................................................................................................................... 72
À. À. Ëîãèíîâà. Психологический уровень анализа понятия «èäåíòè÷íîñòü» ................................................ 78
В. Б. Дурнева. Психологические факторы готовности молодых специалистов к осуществлению
профессиональной деятельности .................................................................................................................. 84
И. Ю. Заволжанская. Феномен «слышащей руки» пианиста и его проявления в музицировании по слуху
на фортепиано ................................................................................................................................................. 87
Интеграция образования и воспитания
В. С. Михалкин. Методологический ресурс курса физики в достижении целостности воспитания
и образования ................................................................................................................................................. 91
В. С. Остапенко. Основные принципы формирования научного мировоззрения курсантов вузов МВД
России .............................................................................................................................................................. 94
Т. Н. Сорокина. Современное состояние правовой культуры детей младшего школьного возраста
в социально-реабилитационных центрах (íà примере ã. Ñàðàíñêà) ............................................................ 98
Ë. Þ. Ïàíèíà. Â. Â. Розанов о компонентах учебно-воспитательного процесса ......................................... 102
Социология образования
С. В. Полутин, О. Н. Тюлякова. Социология молодежи: история становления и перспективы
развития ........................................................................................................................................................ 108
À. Ê. Åðîõèí. Жизнь Анны Купер и ее реформы в философии образования ............................................... 112
С. А. Свербихина, Ю. А. Мишанин. Роль средств массовой информации в формировании гендерных
стереотипов (íà примере независимого казанского издания «Æåíùèíà») .............................................. 116
Рецензии, отзывы, информация
Современные технологии обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ
(ïî материалам республиканского семинара-практикума) ....................................................................... 120
Журнал входит в Перечень ведущих резензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Потекаева
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Аннотации, перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 26.03.10. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,20. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 1648.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 1, 2010
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО МЕТОДА
КООРДИНАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЕС*
И. С. Ломакина (Челябинская государственная академия
культуры и искусств)
Статья посвящена реализации открытого метода координации в сфере образования и профессиональной
подготовки ЕС. Анализируются основные механизмы и инструменты метода, позволяющие ему
выступать в качестве новой формы управления в сфере образования сообщества.
Ключевые слова: открытый метод координации; новое управление; сфера образования; Лиссабонская
стратегия; Европейский Союз.
В 2000 г. в Лиссабоне состоялся саммит
Европейского совета, где вся зона,
ответственная за знания, умения и навыки,
была определена в качестве необходимого
компонента стратегии, включающей
экономическую и социальную реформы.
В лиссабонской повестке дня образование
выступило частью социальной
политики, политики в области рынка труда
и общей экономической политики.
Для выведения образовательной парадигмы
Лиссабонский саммит 1) подчеркнул
роль исследовательской и технологической
сферы для повышения конкурентоспособности
и роста; 2) обозначил
роль образования в качестве ключевого
фактора на рынке труда и в процессе
социального сближения; 3) призвал
министерства образования и правительства
сфокусировать внимание на общих
проблемах и приоритетах; 4) ввел открытый
метод координации (ОМК) в систему
управления Европейского Союза
(ÅÑ).
Запущенный в 1950-х гг. интеграционный
процесс в Европе доказал свою состоятельность
и достиг значительного
прогресса, опираясь на два основных
классических метода: метод сообщества
и метод межправительственного
сотрудничества. Однако ЕС не смог бы
достичь новых результатов в своем развитии,
если бы опирался только на эти
методы. Целью нового этапа интеграции,
предполагавшего совместный процесс
национальных реформ до 2010 г., явилось
сближение национальных социальных
систем. В основу была положена новая
концептуальная идея о построении единой
европейской социальной модели, которая
институционально должна быть
закреплена в каждом государстве и привержена
идеям «инвестиций в людей» и
«активизации социальных политик».
Исправление асимметрии между валютным
и социальным союзами, внедрение
Лиссабонской стратегии и единой социальной
модели были организованы посредством
ОМК. В Лиссабоне была
определена его четырехступенчатая архитектура,
описывающая идеальный вариант
метода, которая включила:
разработку руководящих принципов
для стран членов ЕС и конкретных
графиков достижения поставленных
целей на кратко-, средне- и долгосрочную
перспективы;
выведение количественных и качественных
индикаторов и осуществление
бенчмаркинга для сравнительной
оценки проводимых политик с лучшими
в мире показателями в данных областях;
трансформацию разработанных на
европейском уровне принципов на уровень
национальной и региональной политики
с постановкой специфических целей
и задач и с учетом национальных и региональных
отличий;
периодический мониторинг, оценку
и анализ, организованные в виде процесса
взаимного обучения [9, ð. 15].
В 2001 ã. ОМК был введен в сферу
образования ЕС. Тогда же были определены
общие цели для европейской си*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект ¹ 08-06-00451а.
© Ломакина È. Ñ., 2010
3
Стр.3