№ 2 (71)
(апрель—июнь)
2013
Научно-методический журнал
Methodological magazine
Учредители:
Founders:
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Правительство
Республики Мордовия
Government of the Republic
of Mordovia
ФГБОУ ВПО
«Мордовский государственный
университет им. <...> Н. П. Огарёва»
Federal state-financed academic
institution of higher education
“N.P.Ogarev Mordovia State University”
Издается с января 1996 года
Published since January 1996
Выходит 1 раз в квартал
Goes out trimestral
Адрес редакции:
430005, г. Саранск,
ул. <...> Большевистская, 68
Editors office address:
68, Bolshevistskaya Str., 430005 Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
Тел., факс: (834-2) 48-14-24
Telephone, fax: (834-2) 48-14-24
Подписной индекс
в каталоге агентств «Роспечать»
и «МК-Периодика» 46316
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat”
and “MK-Periodiсa” 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
Редакционная коллегия
Editorial Board <...> Shigurov
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
© «Интеграция образования», 2013
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Модернизация образования <...> Определение интегративной направленности физической подготовки
в военно-инженерных вузах на основе принципа «сжатия информации»................ 35 <...> Организация самостоятельной инженерно-графической подготовки
студентов бакалавриата . <...> Проблема формирования толерантной культуры
старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек......................... 108
Социология образования <...> Именно
осмысление, обдумывание и понимание стохастических задач и проблем
развивают комбинаторное мышление,
необходимое в современном мире повсеместно. <...> Существующая методика обучения
стохастике должна быть модернизирована. <...> Методика, в основе
которой лежит применение активных
методов обучения, будет формировать
способность выпускника действовать
в различных проблемных ситуациях,
демонстрируя связь приобретенных
знаний и умений по стохастике с реальной действительностью <...>
Интеграция_образования_№2_2013.pdf
№ 2 (71)
2013
(апрель—июнь)
научно-методический журнал
УЧРедиТели:
Министерство образования и науки
Российской Федерации
«Мордовский государственный
университет им. н. П. огарёва»
издается с января 1996 года
Выходит 1 раз в квартал
адрес редакции:
430005, г. Саранск,
ул. Большевистская, 68
в каталоге агентств «Роспечать»
и «Мк-Периодика» 46316
Редакционная коллегия
С. М. Вдовин (главный редактор)•г. а. Балыхин
C. к. Бондырева•н. В. Бычков • и. Р. гафуров
С. В. гордина (отв. cекретарь)
Б. а. Жигалев•В. В. кадакин
н. П. Макаркин•г. В. Мерзлякова•и. а. носков
С. В. Полутин (зам. главного редактора)
Ч. Фёльдеш•е. В. Чупурнов
ЭкСПеРТный СоВеТ
о. г. Беломоева • н. и. Воронина • Ю. а. елисеева
М. и. ломшин • н. и. Мешков • н. и. наумкин
е. а. неретина • В. а. Писачкин • г. и. Саранцев
Ю. н. Сушкова • а. а. Сычев • а. Б. Танасейчук
В. П. Фурманова • В. В. Шигуров
В. П. андронов • В. М. арсентьев
В. В. конаков•л. П. кураков•Т. В. Машарова
Тел., факс: (834-2) 48-14-24
Подписной индекс
Республики Мордовия
ФгБоУ ВПо
Правительство
Methodological magazine
FOUNDERS:
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Government of the Republic
of Mordovia
Federal state-financed academic
institution of higher education
“N.P.Ogarev Mordovia State University”
Published since January 1996
Goes out trimestral
Editors office address:
Telephone, fax: (834-2) 48-14-24
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat”
and “MK-Periodiсa” 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
EdiTORial BOaRd
N. P. Makarkin • G. V. Merzlyakova •i. a. Noskov
S. V. Polutin (Deputy editor in chief)
C. Földes • E. V. Chuprunov
ExPERT BOaRd
O. G. Belomoeva • N. i. Voronina • Ju. a. Eliseeva
M. i. lomshin • N. i. Meshkov • N. i. Naumkin
E. a. Neretina • V. a. Pisachkin • G. i. Sarancev
Журнал входит в Перечень российских рецензируемых
научных журналов, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
© «Интеграция образования», 2013
V. P. andronov • V. M. arsent’ev
Ju. N. Sushkov • a. a. Sychev • a. B. Tanasejchuk
V. P. Furmanova • V. V. Shigurov
V. V. Konakov•l. P. Kurakov•T. V. Masharova
S. M. Vdovin (Editor in chief) • G. a. Balykhin
S. K. Bondyreva•N. V. Bychkov•i. R. Gafurov
S. V. Gordina (executive editor)
B. a. Zhigalev•V. V. Kadakin
68, Bolshevistskaya Str., 430005 Saransk,
Republic of Mordovia, Russia
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Модернизация образования
а. о. Сыромясов. Применение балльно-рейтинговой системы в вузе
(на примере дисциплин математического цикла) ......................................................15
академическая интеграция
Л. М. Медведева. Образовательный потенциал истории медицины:
оптимизация междисциплинарных связей ........................................................................... 22
Э. д. Богатырев, С. В. Першин. Всероссийская студенческая олимпиада
по регионоведению: организационный и методический аспекты .............................28
о. П. Чернова, о. а. Брагазина. Интеграция курсов химии и металлургии
в инновационной деятельности кафедры ...................................................................42
о. В. жуйкова. Организация самостоятельной инженерно-графической подготовки
студентов бакалавриата ...............................................................................................48
инновации в образовании
е. В. Гайнулина. Проблема формирования профессиональной компетентности
в области естественнонаучной подготовки у будущих учителей
начальных классов ......................................................................................................67
и. Г. Марко. Эксперимент как средство актуализации межпредметных связей
на уроках математики .................................................................................................62
Философия образования
С. Ю. Полянкина. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии
образования .................................................................................................................76
образование, наука, производство
Э. П. Бурнашева. Интеграция учреждений профессионального образования
и производственных систем в условиях малого города ...........................................95
В. К. Федоров, о. М. дубовицкий. Трансформация идей раннего политехнизма
в инновационной организации современного производства .....................................89
образование и культура
Л. и. никонова, З. и. акимова, Т. н. охотина. Музеи как трансляторы народных
культурных традиций (на метериале исследований мордвы Владимирской
и Московской областей, г. Москвы) .................................................................................... 100
Социология образования
о. В. Ульянкина. Образование как составляющая социального статуса
торговца рынка .........................................................................................................120
информатизация образования
Т. В. Глухова, С. В. Бажанова. ИКТ-компетентность
в современном образовании .....................................................................................130
Филологическое образование
Языковая стажировка в оксфорде: итоги и перспективы
(по материалам круглого стола) ..........................................................................142
2
и. а. аржанова. Функциональный подход в вопросах обучения адекватному
отражению метафоры в теории и практике перевода .............................................136
н. е. есенина. Информатизация лингвистического образования:
опыт Великобритании ...............................................................................................124
и. а. Колиниченко. Возрастные различия и идентичность студентов
при решении моральных дилемм ............................................................................. 114
е. В. Харьковская, Г. н. Тутаева. Проблема формирования толерантной культуры
старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек ........................108
В. и. антонова, В. В. антонова. Интегративные взаимовоздействия
в диалектической конверсии многомерных отношений человека и социума ..........83
и. В. Лобашев, В. д. Лобашев. Взаимодействие элементов педагогической системы
в инновационных методах обучения ..................................................................................... 55
и. Ю. Пугачев. Определение интегративной направленности физической подготовки
в военно-инженерных вузах на основе принципа «сжатия информации» ...............35
Г. С. евдокимова, В. д. Бочкарева. Стохастическая компетентность выпускников вуза .......... 4
Ф. а. айзятов, Ю. В. Бурова. Реализация государственной политики по
противодействию терроризму в рамках системы образования .................................. 9
Стр.2
№ 2, 2013
CONTENTS
Modernisation of Education
G. S. Evdokimova, V. D. Bochkareva. Stochastic Competence
of University Graduates ................................................................................................ 4
A. O. Syromyasov. Application of the System of Assessment Based on Points at
a Institution of Higher Education ................................................................................15
F. A. Aizyatov, Yu. V. Burova. Implementation of State Policy on Counter-Terrorism
in the Context of Educational System .......................................................................... 9
Academic Integration
E. D. Bogatyrev, S. V. Pershin. The Nation-Wide Student Olympics in Regional
Studies: the organisational and methodological aspects .............................................28
L. М. Medvedeva. Educational Potential of the History of Medicine:
optimisation of interdisciplinary relations ..................................................................22
о. V. Zhuikova. Organisation of Self-Study Work on Graphical Technique among
Bachelor Degree Students Specialising in Engineering ..............................................48
O. P. Chernova, O. A. Bragazina. Integration of Chemistry With Metallurgy Courses in the Innovative
Activity of an Academic Chair ..............................................................................................................42
Innovations in Education
е. V. Gainulina. Problems of Development of Professional Competence in Natural
Sciences Among Prospective Elementary School Teachers .........................................67
I. G. Marko. Experiment as a Means of Highlighting Interdisciplinary Relations
at Math Classes ...........................................................................................................62
Philosophy of Education
V. I. Antonova, V. V. аntonova. Integrative Interactions in a Dialectic Conversion
of Multidimensional Relations Between a Person and a Community .........................83
S. Yu. Polyankina. The Notion of Integration Through Categories of Philosophy
of Education .................................................................................................................76
Education, Science, Manufacture
V. K. Fedorov, O. M. Dubovitskiy. Transformation of the Early
Polytechnism Ideas for Innovative Organisation of Modern Manufacturing .................89
Education and Culture
E. V. Kharkovskaya, G. N. Tutaevа. The Problem of Development of Tolerant
Culture among High School Seniour Students Through Recreational Activities
of Libraries ................................................................................................................108
L. I. Nikonova, Z. I. Akimova, T. N. Okhotina. Museums as Translators
of Folk Culture Traditions (based on research of Mordovians from Vladimir
and Moscow regions, Moscow city) ..........................................................................100
Sociology of Education
O. V. Ulyankina. Education as a Component of the Social Status
of the Market Trader .................................................................................................120
Informatisation of Education
N. Ye. Yesenina. Linguistic Education Informatization: the Great Britain Experience .....124
T. V. Gluhova, S. V. Bazhanova. ICT-Competence in Modern Education .......................130
Philological Education
I. A. Arzhanova. Functional approach to the education on the question of the adequate
reflection of metaphor in translation .........................................................................136
Language Training in Oxford: Results and Perspectives
(The round table discussion) ...................................................................................142
3
I. а. Kolinichenko. Age differences and identity of students in solving
moral dilemmas ........................................................................................................ 114
E. P. Burnasheva. Integration of Institutions of Vocational Education with Manufacturing
Systems in the Conditions of a Small Town ...............................................................95
I. V. Lobashev, V. D. Lobashev. Interaction of the Pedagogical System Components with Innovative
Methods of Education ..........................................................................................................................55
I. Yu. Pugachev. Definition of the Integrative Orientation of the Physical Training in
Military-Engineering Universities on the Basis of the Principle
“Compression of Information” .....................................................................................35
Стр.3