Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Организация учебного процесса бакалавров/магистров педагогики в модульной кредитно-рейтинговой системе обучения (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСмолянинова О. Г.
АвторыДостовалова Е. В., Савельева О. А.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц293
ID211815
АннотацияВ монографии представлены различные модели организации модульной кредитно-рейтинговой системы обучения в учебном процессе современного вуза. Описан российский и международный опыт реализации элементов Болонской системы. Включены материалы, отражающие реальную практику внедрения кредитно-рейтинговой модели обучения в учебный процесс российских вузов. Наиболее подробно представлен опыт Сибирского федерального университета по внедрению модульной системы обучения бакалавров/ магистров педагогики и использованию кредитно-рейтинговой системы в 2007-2009 гг.
Кому рекомендованоМонография адресована широкой педагогической общественности: преподавателям, студентам, магистрантам системы высшего профессионального образования.
ISBN978-5-7638-1544-3
УДК371
ББК74р3
Смолянинова, О. Г. Организация учебного процесса бакалавров/магистров педагогики в модульной кредитно-рейтинговой системе обучения : монография / Е. В. Достовалова, О. А. Савельева; О. Г. Смолянинова .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2009 .— 293 с. : ил. — ISBN 978-5-7638-1544-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211815 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Включены материалы, отражающие реальную практику внедрения кредитно-рейтинговой модели обучения в учебный процесс российских вузов. <...> Наиболее подробно представлен опыт Сибирского федерального университета по внедрению модульной системы обучения бакалавров/ магистров педагогики и использованию кредитно-рейтинговой системы в 2007-2009 гг. <...> В течение 2006 г. была разработана и опробована на практике модульная, кредитно-рейтинговая многоуровневая система обучения бакалавров/магистров педагогики. <...> В настоящее время в Сибирском федеральном университете кредитно-рейтинговая система обучения внедрена на первых курсах всех факультетов СФУ. <...> В 2009 г. по магистерским программам психолого-педагогического факультета обучается 79 студентов. <...> Это является реальной демонстрацией того, что Болонский процесс в практике российских вузов из экзотики превращается в привычную реальность. <...> В книге описывается реальный опыт внедрения кредитно-рейтинговой системы обучения и модульной технологии обучения в различных вузах Российской Федерации и в международной практике и анализируются его результаты. <...> В 1984 г. Европейская комиссия выступила с инициативой повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда, основными инструментами которой стали: создание сети Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности; европейская система перезачета кредитов; приложение к диплому; информационная система EURYDICE [201]. <...> В 1997 г. принята Лиссабонская конвенция [192] о взаимном признании академических квалификаций. <...> С момента подписания Болонского соглашения Болонский процесс был открыт для присоединения других стран. <...> В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. <...> В наиболее общем понимании Болонский процесс представляет собой проявление процесса общеевропейской интеграции в сфере высшего образования и науке с целью объединения национальных систем в пространство <...>
Организация_учебного_процесса_бакалавровмагистров_педагогики_в_модульной_кредитно-рейтинговой_системе_монография.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ О.Г. Смолянинова, Е.В. Достовалова, О.А. Савельева ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА БАКАЛАВРОВ/МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИКИ В МОДУЛЬНОЙ КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ Монография Красноярск СФУ 2009
Стр.1
УДК 371 ББК 74р3 С 51 Рецензенты: С.А. Бешенков, зав. лабораторией обучения информатике Института содержания и методов обучения РАО, д-р пед. наук, профессор; В.В. Гриншкун, зав. каф. информатизации образования Московского городского педагогического университета, д-р пед. наук, профессор Смолянинова О.Г. С 51 Организация учебного процесса бакалавров/магистров педагогики в модульной кредитно-рейтинговой системе обучения / О.Г. Смолянинова, Е.В. Достовалова, О.А. Савельева; Сибирский федеральный ун-т. – Красноярск, 2009. – 294 с. ISBN 978-5-7638-1544-3 В монографии представлены различные модели организации модульной кредитнорейтинговой системы обучения в учебном процессе современного вуза. Описан российский и международный опыт реализации элементов Болонской системы. Включены материалы, отражающие реальную практику внедрения кредитно-рейтинговой модели обучения в учебный процесс российских вузов. Наиболее подробно представлен опыт Сибирского федерального университета по внедрению модульной системы обучения бакалавров/ магистров педагогики и использованию кредитно-рейтинговой системы в 2007-2009 гг. Монография адресована широкой педагогической общественности: преподавателям, студентам, магистрантам системы высшего профессионального образования. ISBN 978-5-7638-1544-3 © Сибирский федеральный университет, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................... 5 Глава 1. Болонская система в высшем образовании ................................... 7 1.1. Основы Болонской системы ................................................................. 8 1.2. Внедрение элементов Болонской системы в российских вузах...................................................................................... 25 1.3. Внедрение элементов Болонской системы в зарубежной практике ............................................................................... 65 Глава 2. Модульная организация учебного процесса ............................. 133 2.1. Теория и практика модульной и рейтинговой организации учебного процесса .................................................................................... 134 2.2. Модели организации учебного процесса в вузе.............................. 167 2.3. Нормативно-правовая база реализации кредитно-рейтинговой системы в РФ ..................................................... 193 2.4. Опыт Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета организации модульной кредитно-рейтинговой системы обучения .............................................. 200 Заключение ...................................................................................................... 224 Глоссарий ......................................................................................................... 228 Список официальных документов ............................................................. 246 Список литературы ....................................................................................... 248 Приложения .................................................................................................... 263
Стр.3
Введение Монография построена на аналитических обобщениях российского и зарубежного опыта внедрения элементов Болонской системы в учебный процесс вузов. Авторы приводят результаты работы трех семинаров, проводимых в рамках пилотного проекта IREX 2006-2007 гг. (руководитель О.Г. Смолянинова), и результаты исследования по гранту РГНФ 2008 г. Данный проект был посвящен внедрению элементов Болонской системы в систему подготовки педагогов и психологов на психолого-педагогическом факультете СФУ. Именно он послужил катализатором изучения возможностей, рисков, проблем внедрения Болонской системы в реальную практику учебного процесса. В течение 2006 г. была разработана и опробована на практике модульная, кредитно-рейтинговая многоуровневая система обучения бакалавров/магистров педагогики. Инновации, внедряемые в учебный процесс психологопедагогического факультета, привлекли внимание преподавателей, администраторов других факультетов КрасГУ и вузов г. Красноярска. В настоящее время в Сибирском федеральном университете кредитно-рейтинговая система обучения внедрена на первых курсах всех факультетов СФУ. В 2009 г. по магистерским программам психолого-педагогического факультета обучается 79 студентов. Это является реальной демонстрацией того, что Болонский процесс в практике российских вузов из экзотики превращается в привычную реальность. В ходе внедрения элементов Болонской системы на ППФ нам пришлось столкнуться с особенностями адаптации европейского опыта в практику российских вузов. В ходе исследования были изучены проблемы, определены преимущества кредитно-рейтинговой системы, изучен российский и зарубежный опыт. Несмотря на то, что проект IREX завершился в 2007 г., накопленные материалы послужили основой для нового исследования в рамках проекта РГНФ. Именно поддержка Российского гуманитарного фонда в рамках гранта РГНФ 08-06-00736а позволила завершить наши исследования и представить данную монографию профессиональному сообществу. В монографии изложены исследования авторов и обобщения материалов по реалиям внедрения 5
Стр.4
Введение Болонского процесса в российскую и зарубежную практики за последние четыре года. В монографии представлен анализ опыта использования элементов Болонской системы в Англии, Германии, Австрии, Дании, Финляндии, Испании, Польши, Венгрии, США и в практике ведущих российских вузов (МГИМО, РГПУ, МГУ, ТГУ и др.) В книге описывается реальный опыт внедрения кредитно-рейтинговой системы обучения и модульной технологии обучения в различных вузах Российской Федерации и в международной практике и анализируются его результаты. Кроме того, в книгу вошли материалы конкретного опыта внедрения кредитно-рейтинговой системы обучения на различных факультетах бывшего Красноярского государственного университета (ныне Сибирский федеральный университет). Книга адресована специалистам в области педагогики, психологии, управленцам в системе высшего образования, а также всем, кто интересуется инноватикой и модернизацией высшего образования. Материалы данной монографии могут быть использованы при подготовке студентов педагогических, психологических факультетов вузов, на курсах повышения квалификации работников сферы образования, в подготовке магистров по направлению «Педагогика». Монография написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект № 08-06-00736а «Формирование информационнокоммуникативной компетентности бакалавров/магистров педагогики на основе мультимедиа-технологий в информационно-образовательной среде вуза»).
Стр.5
Глава 1 Болонская система в высшем образовании
Стр.6
1.1. Основы Болонской системы Формирование европейского пространства высшего образования продолжается уже более 20 лет как часть общеевропейского интеграционного процесса. Обратимся к истории Болонского процесса. В 1984 г. Европейская комиссия выступила с инициативой повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда, основными инструментами которой стали: создание сети Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности; европейская система перезачета кредитов; приложение к диплому; информационная система EURYDICE [201]. В 1997 г. принята Лиссабонская конвенция [192] о взаимном признании академических квалификаций. В 1998 г. четыре европейские страны (Франция, Германия, Великобритания и Италия) подписали Сорбонскую декларацию [207] о создании общей системы критериев в высшем образовании для развития студенческой мобильности и содействия независимому признанию степеней, и, наконец, в 1999 г. — подписание 29 европейскими странами в Болонье «Декларации о европейском пространстве для высшего образования» [42; 191]. С этого момента начинается официальный отсчет времени Болонского процесса [78; 133]. С момента подписания Болонского соглашения Болонский процесс был открыт для присоединения других стран. Межправительственные встречи проходили в различных городах и странах Европы: Праге (2001) [208], Берлине (2003) [204], Бергене (2005) [87; 124] и Лондоне (2007) [102]. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран. По официальным данным Министерства образования и науки, в реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены более 70 вузов России. Одной из целей Болонского процесса является сближение и гармонизация систем образования стран Европы для создания единого европейского пространства высшего образования. Официально это пространство Европейского Союза имело более широкое название: единое исследовательское, образовательное и культурное пространство. Его создание преследовало политические, экономические и собственно научно-образовательные цели. В числе политических целей называли установление политического, дипло8
Стр.7
1.1. Основы Болонской системы матического и экономического диалогов, соединение народов Европы, упрочение взаимного понимания и уважения. Экономической целью считалось повышение конкурентоспособности европейской экономики и поощрение инноваций с тем, чтобы в 2010 г. экономика Евросоюза стала наиболее конкурентоспособной в мире. Наконец, научно-образовательной целью было порождение знаний и идей за счёт расширения международных контактов [196, с. 3]. В наиболее общем понимании Болонский процесс представляет собой проявление процесса общеевропейской интеграции в сфере высшего образования и науке с целью объединения национальных систем в пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами [150]. Среди причин возникновения Болонского процесса можно назвать:  интернационализацию образования;  рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг;  влияние новых императивов в экономическом развитии, задаваемых глобализацией (требования к качеству профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений профессионалов);  изменение функций государства в области образования;  изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления [70, с. 10]. Проблематикой и методологией претворения концептуальных идей Болонского процесса в российскую образовательную систему занимаются такие исследователи, как В.И. Байденко, М.Д. Бершадская, А.П. Билибин, Л.С. Гребнев, Д.П. Ефремов, О.М. Карпенко, М.В. Ларионова, Н.М. Розина, Н.А. Селезнева, В. Сенашенко, Г.В. Ткач, В.Н. Чистохвалов, Е.В. Шевченко и многие другие. Основные цели Болонского процесса Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 г., являются: 1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; 2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; 3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; 9
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.