Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Н. В. Соснин
Содержание обучения
в компетентностной модели ВПО
(К освоению ФГОС ВПО)
Монография
Красноярск
СФУ
2011
Стр.2
УДК 378.016
ББК 74.580.21
С 66
Рецензенты: Э. Ф. Зеер, член-корр. Российской академии образования,
д-р психол. наук, проф.;
А. М. Ханов, д-р техн. наук, проф.
Соснин, Н. В.
С 66 Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению
ФГОС ВПО) : монография / Н. В. Соснин. – Красноярск : Сибирский
федеральный ун-т, 2011. – 242 с.
ISBN 978-5-7638-2118-5
Раскрываются методологические и организационно-методические проблемы
внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.
С системных позиций обосновывается компетентностная модель процесса
обучения. На основе анализа свойств новых конструктов – компетенций
и компетентностей – формулируются основные положения проектирования содержания
в компетентностной модели процесса обучения.
На примере отечественного инженерного образования анализируются возможности
компетентностной модели обучения для решения задач модернизации.
Рассматривается компетентностная модель общепрофессиональной подготовки
в инженерном образовании, способствующая целостности восприятия
студентами будущей инженерной деятельности. Особое внимание уделено формированию
проектно-конструкторской компетентности выпускника.
Монография адресована преподавателям и научным работникам, занимающимся
проектированием и реализацией образовательных программ в вузе.
УДК 378.016
ББК 74.580.21
Печатается по решению
редакционно-издательского совета университета
ISBN 978-5-7638-2118-5
© Сибирский
федеральный
университет, 2011
Стр.3
Оглавление
Введение .....................................................................................................................5
ЧАСТЬ 1. Теоретико-методологическое обоснование компетентностной
модели ВПО .....................................................................................................13
Глава 1. Проблема новой модели ВПО ..............................................................14
1.1. Модель профессиональной деятельности в современной экономике
..................................................................................................................15
1.2. Роль рынка и рыночных категорий в образовании .............................22
1.3. Болонский процесс и российская система ВПО ..................................27
1.4. Причины обращения к компетентностному подходу в ВПО .............33
Глава 2. Теоретико-методологическое обоснование компетентностной
модели ВПО .....................................................................................................40
2.1. Методологические аспекты исследования и проектирования ..........41
2.1.1. Структура и этапы проектирования ................................................42
2.1.2. Моделирование в структуре проектирования процесса обучения .....44
2.1.3. Эксперимент и эмпирика в исследовании ..........................................48
2.2. Подходы к обоснованию компетентностной модели ........................51
2.2.1. Компетентностный подход и его место среди подходов в образовании
.........................................................................................................52
2.2.2. Обоснование модели: теория или парадигма? .................................55
2.3. Концептуальная компетентностная модель.........................................60
2.4. Содержание обучения в компетентностной модели ...........................67
2.4.1. Противоречия в обосновании содержания обучения ......................68
2.4.2. Компетенции и компетентности как новые конструкты содержания
обучения ........................................................................................76
2.4.3. Перенос свойств конструктов на содержание обучения ...............85
2.4.4. Проблема структурного оформления содержания обучения ........94
ЧАСТЬ 2. Опытно-поисковая реализация компетентностной модели
в инженерном образовании ...............................................................................107
Глава 3. Проблема новой модели отечественного инженерного образования
...................................................................................................................109
3.1. Инженерное образование в условиях становления инновационной
экономики ...............................................................................................110
3.1.1. Модернизация инженерного образования. Принцип социоморфности
.................................................................................................... 111
3
Стр.4
3.1.2. Требования к инженерному образованию .......................................116
3.1.3. Модель деятельности инженера в инновационной экономике .....126
3.2. Нормативное задание компетентностной модели .............................134
3.2.1. ФГОС ВПО. Компетентностный формат стандарта ................135
3.2.2. Квалификационная и компетентностная модели. Сопоставление
и применение .......................................................................................139
Глава 4. Содержание общепрофессиональной подготовки инженера
в компетентностной модели инженерного образования ............................149
4.1. Структура содержания общепрофессиональной подготовки инженера
............................................................................................................151
4.1.1. Структура ОПД. Традиционное представление ............................153
4.1.2. Механизм перехода от традиционной к компетентностной
модели содержания обучения .....................................................................159
4.2. Дисциплины графического цикла в системе общепрофессиональной
подготовки инженера....................................................................169
4.2.1. Анализ содержания геометрической и графической подготовки
инженера ..................................................................................................170
4.2.2. Проектная деятельность как системообразующий фактор
геометрической и графической подготовки .............................................175
4.2.3. Структура содержания графического цикла ................................186
Заключение ...........................................................................................................210
Библиографический список ..............................................................................217
4
Стр.5
Введение
Отечественная система высшего профессионального образования
(ВПО) переживает очередной этап модернизации. В поисках адекватной
современным требованиям модели образования и обучения используются
положения Болонской декларации, учитывается другой
мировой опыт.
Принятие стандартов нового поколения – это существенная модернизация
всей системы высшего образования в соответствии с европейскими
правилами. К сожалению, широкая экспансия инновационных
идей сопровождается уничтожающей критикой старой, традиционной
модели. Но модернизация давала положительные результаты
только тогда, когда одновременно сохранялись самобытные идейнопедагогические
и мировоззренческие основы отечественной системы
образования. Конечно, необходима серьезная аналитическая, исследовательская
работа и образовательная практика, чтобы разобраться,
что нужно отбросить или изменить в традиционной модели высшего
профессионального образования, а что обязательно использовать как
конкурентное преимущество нашей отечественной системы в условиях
глобализации и конкурентной борьбы в мировом образовательном
пространстве.
Модернизация ВПО должна привести и приводит к пересмотру
общих дидактических моделей обучения, к выработке новых образовательных
парадигм. Наибольшую трудность всего этого процесса в
конечном счете испытают вузы, поставленные перед необходимостью
разработки новых образовательных программ, обеспечения и реализации
современных форм и технологий обучения. Заявленный переход к
стандартам нового поколения приведёт к необходимости проектирования
образовательного процесса (множество образовательных программ
разного уровня и направленности) на местах, в вузах. Готовы ли наши
вузы к такой ответственности и такой масштабной проектной педагогической
деятельности? Необходимо от периода инновационного опробования
разных элементов новых моделей образовательного процесса
перейти к проектированию и организации целостного, системно и логически
увязанного процесса образования и обучения в новых условиях.
Деятельность по дидактическому проектированию процесса обучения
в условиях перехода на новую модель в соответствии с задан5
Стр.6
Введение
ным форматом ФГОС ВПО нового поколения значительно отличается
от традиционной методической деятельности ППС по реализации
учебных планов предыдущих стандартов. В этих планах были жестко
заданы предметная модель процесса – количество предметов, их содержание
и структура, дидактическое описание, характеристики трудоемкости,
временные параметры и другие структурно-содержательные
параметры процесса. Новый же стандарт – это стандарт другого типа,
предмет стандартизации в котором ориентирован не на ресурсные
параметры процесса, а на результаты его. Такой стандарт (и другие
документы, входящие в объем понятия «стандарт» ВПО, – законы о
высшем и послевузовском образовании, классификатор направлений и
специальностей и др.) предопределяет новый уровень деятельности по
проектированию и другой, более высокий, уровень ответственности
за проектирование, организацию и результаты процесса образования
и обучения.
Активно обсуждаемые сейчас инновационные модели необходимо
еще оформить в законченные, целостные, нормативно оформленные
процессы, довести их модели до технологического уровня, на основе
которого и происходит конструирование конкретных образовательных
программ дисциплин, модулей, практик и т. д. Однако обзор обширной
литературы последних лет показывает, что ещё далека до завершения
работа по теоретическому обоснованию новой модели (или моделей,
учитывая диверсификацию уровней и видов образовательных программ)
высшего профессионального образования. А необходимость
опоры на теорию в проектировании и организации процесса образования
и обучения совершенно очевидна.
Что положить в основу проектирования образовательных программ
в соответствии с новым стандартом – какие подходы и теории?
На взгляд автора, системообразующим фактором проектирования образовательного
процесса в новых условиях должна стать политеория
(включающая компетентностный, деятельностный, интегративный,
контекстный, модульный, личностно-развивающий подходы и др.), которая
еще не оформилась.
Одна из важнейших позиций нового стандарта ВПО (и не только
ВПО, а всех систем образования в нашей стране, входящих в понятия
«непрерывное образование», «образование через всю жизнь») – это
компетентностный подход к образованию. Восприятие данной новации
в нашем вузовском сообществе неоднозначно – от полного неприятия,
до огромных надежд, связанных с тем, что компетентностный
6
Стр.7
Введение
подход решит все проблемы ВПО. Но нельзя оказаться в плену заблуждений
по поводу возможностей компетентностного подхода. Вряд ли
он решит все проблемы отечественного высшего профессионального
образования. А вот выявить возможности компетентностного подхода,
с одной стороны, и ограничения, с другой – одна из задач настоящего
исследования.
Взявшись за проблему перехода ВПО на новую модель, автор ставит
цель: более пристально рассмотреть проблему перехода к компетентностной
модели образовательного процесса. Из анализа документов
Болонского процесса, публикаций отечественных авторов следует,
что в новой модели меняется результативно-целевая составляющая
образовательной системы. Это зафиксировано в проектах ФГОС ВПО.
Изменение целей ВПО, новый формат их формулирования стали предметом
многочисленных исследований. Однако остается не решенной
проблема содержания образования и обучения при переходе к компетентностной
модели образовательного процесса. Меняется ли его
структура? Если меняется, то каковы закономерности изменений содержания
обучения в условиях перехода к компетентностной модели
образовательного процесса?
Теоретико-педагогические обоснования компетентностной модели
образовательного процесса до сих пор остаются размытыми,
опираются на слабоструктурированную дидактику в виде набора эмпирически
найденных приёмов, средств и правил. Всё это затрудняет
создание модели обучения, которая бы отвечала потребностям проектирования
основной образовательной программы (ООП) в условиях
введения ФГОС ВПО. Одна из главных причин затруднений заключается
в том, что в новом стандарте задается неопределённость позиции
содержания. Если следовать стандарту, то заданный формат целей образования
– компетенции – задают и содержательное поле для процесса
обучения. Но такая постановка не дает ответа на то, каковы принципы
построения содержания обучения, каковы структурные единицы
и структура процесса обучения как операционально-технологической
составляющей образования. Это и создает проблему. Как будет показано
в исследовании, традиционная предметно-содержательная
модель процесса обучения не подходит для достижения новых целей
образования и обучения. Такая модель концентрирует внимание на количественных,
ресурсных, поэлементно-регламентированных параметрах
процесса. Компетентностный подход переносит это внимание на
конечный результат образовательного процесса.
7
Стр.8