Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСоснин Н. В.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц243
ID211814
АннотацияРаскрываются методологические и организационно-методические проблемы внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. С системных позиций обосновывается компетентностная модель процесса обучения. На основе анализа свойств новых конструктов – компетенций и компетентностей – формулируются основные положения проектирования содержания в компетентностной модели процесса обучения. На примере отечественного инженерного образования анализируются возможности компетентностной модели обучения для решения задач модернизации. Рассматривается компетентностная модель общепрофессиональной подготовки в инженерном образовании, способствующая целостности восприятия студентами будущей инженерной деятельности. Особое внимание уделено формированию проектно-конструкторской компетентности выпускника.
Кому рекомендованоМонография адресована преподавателям и научным работникам, занимающимся проектированием и реализацией образовательных программ в вузе.
ISBN978-5-7638-2118-5
УДК378.016
ББК74.580.21
Соснин, Н. В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО) : монография / Н. В. Соснин .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 243 с. — (Библиотека журнала СФУ) .— ISBN 978-5-7638-2118-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/211814 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. В. Соснин Содержание обучения в компетентностной модели ВПОосвоению ФГОС ВПО) Монография Красноярск СФУ 2011 УДК 378.016 ББК 74.580.21 С 66 Рецензенты: Э. Ф. Зеер, член-корр. <...> С 66 Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО) : монография / Н. В. Соснин. <...> С системных позиций обосновывается компетентностная модель процесса обучения. <...> На примере отечественного инженерного образования анализируются возможности компетентностной модели обучения для решения задач модернизации. <...> Рассматривается компетентностная модель общепрофессиональной подготовки в инженерном образовании, способствующая целостности восприятия студентами будущей инженерной деятельности. <...> Особое внимание уделено формированию проектно-конструкторской компетентности выпускника. <...> Перенос свойств конструктов на содержание обучения ...............85 <...> Содержание общепрофессиональной подготовки инженера в компетентностной модели инженерного образования ............................149 <...> Модернизация ВПО должна привести и приводит к пересмотру общих дидактических моделей обучения, к выработке новых образовательных парадигм. <...> На взгляд автора, системообразующим фактором проектирования образовательного процесса в новых условиях должна стать политеория (включающая компетентностный, деятельностный, интегративный, контекстный, модульный, личностно-развивающий подходы и др.), которая еще не оформилась. <...> Одна из важнейших позиций нового стандарта ВПО (и не только ВПО, а всех систем образования в нашей стране, входящих в понятия «непрерывное образование», «образование через всю жизнь») – это компетентностный подход к образованию. <...> Восприятие данной новации в нашем вузовском сообществе неоднозначно – от полного неприятия, до огромных надежд, связанных с тем, что компетентностный 6 Введение подход решит все проблемы ВПО. <...> Всё это затрудняет создание модели обучения, которая бы отвечала потребностям проектирования основной образовательной <...>
Содержание_обучения_в_компетентностной_модели_высшего_профессионального_образования_монография.pdf
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Н. В. Соснин Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО) Монография Красноярск СФУ 2011
Стр.2
УДК 378.016 ББК 74.580.21 С 66 Рецензенты: Э. Ф. Зеер, член-корр. Российской академии образования, д-р психол. наук, проф.; А. М. Ханов, д-р техн. наук, проф. Соснин, Н. В. С 66 Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО) : монография / Н. В. Соснин. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 242 с. ISBN 978-5-7638-2118-5 Раскрываются методологические и организационно-методические проблемы внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. С системных позиций обосновывается компетентностная модель процесса обучения. На основе анализа свойств новых конструктов – компетенций и компетентностей – формулируются основные положения проектирования содержания в компетентностной модели процесса обучения. На примере отечественного инженерного образования анализируются возможности компетентностной модели обучения для решения задач модернизации. Рассматривается компетентностная модель общепрофессиональной подготовки в инженерном образовании, способствующая целостности восприятия студентами будущей инженерной деятельности. Особое внимание уделено формированию проектно-конструкторской компетентности выпускника. Монография адресована преподавателям и научным работникам, занимающимся проектированием и реализацией образовательных программ в вузе. УДК 378.016 ББК 74.580.21 Печатается по решению редакционно-издательского совета университета ISBN 978-5-7638-2118-5 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Оглавление Введение .....................................................................................................................5 ЧАСТЬ 1. Теоретико-методологическое обоснование компетентностной модели ВПО .....................................................................................................13 Глава 1. Проблема новой модели ВПО ..............................................................14 1.1. Модель профессиональной деятельности в современной экономике ..................................................................................................................15 1.2. Роль рынка и рыночных категорий в образовании .............................22 1.3. Болонский процесс и российская система ВПО ..................................27 1.4. Причины обращения к компетентностному подходу в ВПО .............33 Глава 2. Теоретико-методологическое обоснование компетентностной модели ВПО .....................................................................................................40 2.1. Методологические аспекты исследования и проектирования ..........41 2.1.1. Структура и этапы проектирования ................................................42 2.1.2. Моделирование в структуре проектирования процесса обучения .....44 2.1.3. Эксперимент и эмпирика в исследовании ..........................................48 2.2. Подходы к обоснованию компетентностной модели ........................51 2.2.1. Компетентностный подход и его место среди подходов в образовании .........................................................................................................52 2.2.2. Обоснование модели: теория или парадигма? .................................55 2.3. Концептуальная компетентностная модель.........................................60 2.4. Содержание обучения в компетентностной модели ...........................67 2.4.1. Противоречия в обосновании содержания обучения ......................68 2.4.2. Компетенции и компетентности как новые конструкты содержания обучения ........................................................................................76 2.4.3. Перенос свойств конструктов на содержание обучения ...............85 2.4.4. Проблема структурного оформления содержания обучения ........94 ЧАСТЬ 2. Опытно-поисковая реализация компетентностной модели в инженерном образовании ...............................................................................107 Глава 3. Проблема новой модели отечественного инженерного образования ...................................................................................................................109 3.1. Инженерное образование в условиях становления инновационной экономики ...............................................................................................110 3.1.1. Модернизация инженерного образования. Принцип социоморфности .................................................................................................... 111 3
Стр.4
3.1.2. Требования к инженерному образованию .......................................116 3.1.3. Модель деятельности инженера в инновационной экономике .....126 3.2. Нормативное задание компетентностной модели .............................134 3.2.1. ФГОС ВПО. Компетентностный формат стандарта ................135 3.2.2. Квалификационная и компетентностная модели. Сопоставление и применение .......................................................................................139 Глава 4. Содержание общепрофессиональной подготовки инженера в компетентностной модели инженерного образования ............................149 4.1. Структура содержания общепрофессиональной подготовки инженера ............................................................................................................151 4.1.1. Структура ОПД. Традиционное представление ............................153 4.1.2. Механизм перехода от традиционной к компетентностной модели содержания обучения .....................................................................159 4.2. Дисциплины графического цикла в системе общепрофессиональной подготовки инженера....................................................................169 4.2.1. Анализ содержания геометрической и графической подготовки инженера ..................................................................................................170 4.2.2. Проектная деятельность как системообразующий фактор геометрической и графической подготовки .............................................175 4.2.3. Структура содержания графического цикла ................................186 Заключение ...........................................................................................................210 Библиографический список ..............................................................................217 4
Стр.5
Введение Отечественная система высшего профессионального образования (ВПО) переживает очередной этап модернизации. В поисках адекватной современным требованиям модели образования и обучения используются положения Болонской декларации, учитывается другой мировой опыт. Принятие стандартов нового поколения – это существенная модернизация всей системы высшего образования в соответствии с европейскими правилами. К сожалению, широкая экспансия инновационных идей сопровождается уничтожающей критикой старой, традиционной модели. Но модернизация давала положительные результаты только тогда, когда одновременно сохранялись самобытные идейнопедагогические и мировоззренческие основы отечественной системы образования. Конечно, необходима серьезная аналитическая, исследовательская работа и образовательная практика, чтобы разобраться, что нужно отбросить или изменить в традиционной модели высшего профессионального образования, а что обязательно использовать как конкурентное преимущество нашей отечественной системы в условиях глобализации и конкурентной борьбы в мировом образовательном пространстве. Модернизация ВПО должна привести и приводит к пересмотру общих дидактических моделей обучения, к выработке новых образовательных парадигм. Наибольшую трудность всего этого процесса в конечном счете испытают вузы, поставленные перед необходимостью разработки новых образовательных программ, обеспечения и реализации современных форм и технологий обучения. Заявленный переход к стандартам нового поколения приведёт к необходимости проектирования образовательного процесса (множество образовательных программ разного уровня и направленности) на местах, в вузах. Готовы ли наши вузы к такой ответственности и такой масштабной проектной педагогической деятельности? Необходимо от периода инновационного опробования разных элементов новых моделей образовательного процесса перейти к проектированию и организации целостного, системно и логически увязанного процесса образования и обучения в новых условиях. Деятельность по дидактическому проектированию процесса обучения в условиях перехода на новую модель в соответствии с задан5
Стр.6
Введение ным форматом ФГОС ВПО нового поколения значительно отличается от традиционной методической деятельности ППС по реализации учебных планов предыдущих стандартов. В этих планах были жестко заданы предметная модель процесса – количество предметов, их содержание и структура, дидактическое описание, характеристики трудоемкости, временные параметры и другие структурно-содержательные параметры процесса. Новый же стандарт – это стандарт другого типа, предмет стандартизации в котором ориентирован не на ресурсные параметры процесса, а на результаты его. Такой стандарт (и другие документы, входящие в объем понятия «стандарт» ВПО, – законы о высшем и послевузовском образовании, классификатор направлений и специальностей и др.) предопределяет новый уровень деятельности по проектированию и другой, более высокий, уровень ответственности за проектирование, организацию и результаты процесса образования и обучения. Активно обсуждаемые сейчас инновационные модели необходимо еще оформить в законченные, целостные, нормативно оформленные процессы, довести их модели до технологического уровня, на основе которого и происходит конструирование конкретных образовательных программ дисциплин, модулей, практик и т. д. Однако обзор обширной литературы последних лет показывает, что ещё далека до завершения работа по теоретическому обоснованию новой модели (или моделей, учитывая диверсификацию уровней и видов образовательных программ) высшего профессионального образования. А необходимость опоры на теорию в проектировании и организации процесса образования и обучения совершенно очевидна. Что положить в основу проектирования образовательных программ в соответствии с новым стандартом – какие подходы и теории? На взгляд автора, системообразующим фактором проектирования образовательного процесса в новых условиях должна стать политеория (включающая компетентностный, деятельностный, интегративный, контекстный, модульный, личностно-развивающий подходы и др.), которая еще не оформилась. Одна из важнейших позиций нового стандарта ВПО (и не только ВПО, а всех систем образования в нашей стране, входящих в понятия «непрерывное образование», «образование через всю жизнь») – это компетентностный подход к образованию. Восприятие данной новации в нашем вузовском сообществе неоднозначно – от полного неприятия, до огромных надежд, связанных с тем, что компетентностный 6
Стр.7
Введение подход решит все проблемы ВПО. Но нельзя оказаться в плену заблуждений по поводу возможностей компетентностного подхода. Вряд ли он решит все проблемы отечественного высшего профессионального образования. А вот выявить возможности компетентностного подхода, с одной стороны, и ограничения, с другой – одна из задач настоящего исследования. Взявшись за проблему перехода ВПО на новую модель, автор ставит цель: более пристально рассмотреть проблему перехода к компетентностной модели образовательного процесса. Из анализа документов Болонского процесса, публикаций отечественных авторов следует, что в новой модели меняется результативно-целевая составляющая образовательной системы. Это зафиксировано в проектах ФГОС ВПО. Изменение целей ВПО, новый формат их формулирования стали предметом многочисленных исследований. Однако остается не решенной проблема содержания образования и обучения при переходе к компетентностной модели образовательного процесса. Меняется ли его структура? Если меняется, то каковы закономерности изменений содержания обучения в условиях перехода к компетентностной модели образовательного процесса? Теоретико-педагогические обоснования компетентностной модели образовательного процесса до сих пор остаются размытыми, опираются на слабоструктурированную дидактику в виде набора эмпирически найденных приёмов, средств и правил. Всё это затрудняет создание модели обучения, которая бы отвечала потребностям проектирования основной образовательной программы (ООП) в условиях введения ФГОС ВПО. Одна из главных причин затруднений заключается в том, что в новом стандарте задается неопределённость позиции содержания. Если следовать стандарту, то заданный формат целей образования – компетенции – задают и содержательное поле для процесса обучения. Но такая постановка не дает ответа на то, каковы принципы построения содержания обучения, каковы структурные единицы и структура процесса обучения как операционально-технологической составляющей образования. Это и создает проблему. Как будет показано в исследовании, традиционная предметно-содержательная модель процесса обучения не подходит для достижения новых целей образования и обучения. Такая модель концентрирует внимание на количественных, ресурсных, поэлементно-регламентированных параметрах процесса. Компетентностный подход переносит это внимание на конечный результат образовательного процесса. 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.