Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Транскоммуникативный потенциал личности как предмет психологического исследования (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЗамарёхина И. В.
АвторыЛебединская С. В., Пяткова О. А., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц160
ID211618
АннотацияМонография подготовлена по результатам исследований уникальной транскоммуникабельности человеческой жизни. Данная работа имеет целью развитие идей теории транскоммуникациии и теории психологических систем. В монографии представлен обширный эмпирический материал, позволяющий расширить представление о коммуникативной природе человека.
Кому рекомендованоРабота может представлять интерес для психологов и представителей других гуманитарных специальностей.
ISBN978-5-85158-740-5
УДК152.3
ББКЮ 937
Замарёхина, И. В. Транскоммуникативный потенциал личности как предмет психологического исследования : [монография] / С. В. Лебединская, О. А. Пяткова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; И. В. Замарёхина .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2012 .— 160 с. — ISBN 978-5-85158-740-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/211618 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Чита ЗабГГПУ 2012 УДК 152.3 ББК Ю 937 З 26 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> ТГУ З 26 Замарёхина, И. В. Транскоммуникативный потенциал личности как предмет психологического исследования / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова. <...> Транскоммуникативный потенциал личности в системе психологического знания . <...> Коммуникативный мир личности как предмет общепсихологического исследования (И. В. Замарёхина) . <...> Транскоммуникация как внутренний фактор самореализации личности (С. В. Лебединская) . <...> Транскоммуникативный потенциал личности и возможности его актуализации . <...> Развитие транскоммуникативного потенциала личности в группах социально-психологического тренинга (О. А. Пяткова) 107 <...> Поскольку личность сегодня в психологической парадигме всё чаще понимается как особое системное самоорганизующееся «образование», характеризующееся открытостью психологической системы человека (В. Е. Клочко), то закономерным условием её развития выступает коммуникация как универсальный информационно-энергетический смысло-творческий процесс жизни любой формы и уровня человеческой коммуникации. <...> В третьей главе «Эмпирическое определение возможности развития транскоммуникативного потенциала личности» представлены результаты экспериментальных исследований, направленных на развитие транскоммуниктивного потенциала в группах социально-психологического тренинга, а также группах само- и взаимопомощи. <...> Авторами предложены новые формы групповой работы, направленные <...>
Транскоммуникативный_потенциал_личности_как_предмет_психологического_исследования_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Чита ЗабГГПУ 2012
Стр.2
УДК 152.3 ББК Ю 937 З 26 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск М. И. Гомбоева, д-р культурологии, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты В. И. Екинцев, канд. психол. наук, доцент ЗабГГПУ; Е. П. Фёдорова, канд. психол. наук ЧИБГУЭиП Научный редактор В. И. Кабрин, д-р психол. наук, проф. ТГУ З 26 Замарёхина, И. В. Транскоммуникативный потенциал личности как предмет психологического исследования / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова. – Чита, 2012. – 159 с. ISBN 978-5-85158-740-5 Монография подготовлена по результатам исследований уникальной транскоммуникабельности человеческой жизни. Данная работа имеет целью развитие идей теории транскоммуникациии и теории психологических систем. В монографии представлен обширный эмпирический материал, позволяющий расширить представление о коммуникативной природе человека. Работа может представлять интерес для психологов и представителей других гуманитарных специальностей. УДК 152.3 ББК Ю 937 ISBN 978-5-85158-740-5 © ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Глава I. Транскоммуникативный потенциал личности в системе психологического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 1.1. Коммуникативный мир личности как предмет общепсихологического исследования (И. В. Замарёхина) . . . . . . . .6 1.2. Транскоммуникация как внутренний фактор самореализации личности (С. В. Лебединская) ... ... ... ... ... 20 1.3. Методология и методы исследования транскоммуникативного состояния личности (О. А. Пяткова) . . . . 33 Глава II. Транскоммуникативный потенциал личности и возможности его актуализации ... ... ... ... ... ... ... ... ... 50 2.1. Возможности групповых форм психологической помощи для актуализации коммуникативного потенциала личности (И. В. Замарёхина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 2.2. Транскоммуникативное состояние личности в социально-психологическом тренинге (О. А. Пяткова) . . . . . . . . 62 2.3. Теоретико-методологические основы программы тренинга метафоричности (С. В. Лебединская) ... ... 88 Глава III. Эмпирическое определение возможности развития транскоммуникативного потенциала личности . . . . . . . . . . . . . . . . 107 3.1. Развитие транскоммуникативного потенциала личности в группах социально-психологического тренинга (О. А. Пяткова) 107 3.2. Развитие транскоммуникативного потенциала личности в тренинге метафоричности (С. В. Лебединская) . . . . . . . . . . . . 127 3.3. Развитие транскоммуникативного потенциала личности в условиях группы взаимопомощи (И. В. Замарёхина) ... ... .. 144 Заключение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .. 158 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ В наши дни всё острее ощущается несовершенство теоретико-методологического аппарата исследования социально-психологических явлений, поэтому поиск новой методологии приобретает особую актуальность в сфере теоретического и практического применения психологического знания. Поскольку личность сегодня в психологической парадигме всё чаще понимается как особое системное самоорганизующееся «образование», характеризующееся открытостью психологической системы человека (В. Е. Клочко), то закономерным условием её развития выступает коммуникация как универсальный информационно-энергетический смысло-творческий процесс жизни любой формы и уровня человеческой коммуникации. В соответствии с этим авторы данной работы показывают, что одним из главных оснований феномена коммуникации является транскоммуникативный потенциал личности. Транскоммуникативный потенциал определяется авторами как сущность потенциала личностного роста, самоактуализации и самореализации личности. Эти факторы являются чрезвычайно важными в процессе становления жизненного пути человека в целом. Авторы стремились показать, что транскоммуникативный потенциал является незаменимым фактором в процессе перехода человека на новые уровни транскоммуникативного бытия и приобретения нового, более совершенного и осмысленного способа существования, где задействуются творческие коммуникативные интеграционные факторы, определяющие траекторию жизненного развития. В первой главе «Транскоммуникативный потенциал в системе психологического знания» представлен комплекс соответствующих специфических понятий, объясняющих сущность и природу транскоммуникативного потенциала личности. Показа4
Стр.5
на его роль в процессе развития личности. Обсуждается феномен коммуникативного мира личности. Описывается методология и методы исследования транскоммуникативного состояния личности. Вторая глава «Транскоммуникативный потенциал личности и возможности его актуализации» включает обзор наиболее распространённых форм и технологий, применяемых в системе развития и трансформации личности и собственно её транскоммуникативного потенциала. Авторы выделяют транскоммуникативный аспект психолого-терапевтических подходов в социально-психологическом тренинге, групповой психотерапии и группах взаимопомощи. Анализируется эффективность и целесообразность применения групповых форм в развитии транскоммуникативного потенциала личности. В третьей главе «Эмпирическое определение возможности развития транскоммуникативного потенциала личности» представлены результаты экспериментальных исследований, направленных на развитие транскоммуниктивного потенциала в группах социально-психологического тренинга, а также группах само- и взаимопомощи. Авторами предложены новые формы групповой работы, направленные на развитие транскоммуникативного потенциала личности как фактора, способствующего развитию процессов самоактуализации и самореализации, а также личностного роста. Монография предназначена для обогащения представлений психологов, педагогов, социальных работников о коммуникации личности. Здесь рассмотрены теоретические аспекты проблемы коммуникации, проанализирована структура и особенности транскоммуникативного потенциала личности, методы его диагностики, рассмотрены формы развития транскоммуникативного потенциала через социально-психологический тренинг, группы взаимопомощи, психотерапевтические практики и др. Работы авторов монографии помещены в трёх разделах: 1.1, 2.1, 3.3 – подготовлены И. В. Замарёхиной; 1.2, 2.3, 3.2 – С. В. Лебединской; 1.3, 2.2, 3.1 – О. А. Пятковой. Авторы выражают благодарность В. И. Кабрину, основателю теории транскоммуникации, В. Е. Клочко и О. М. Краснорядцевой, основоположникам системно-антропологической психологии. 5
Стр.6