И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова
ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова
ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Чита
ЗабГГПУ
2012
УДК 152.3
ББК Ю 937
З 26
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> ТГУ
З 26
Замарёхина, И. В.
Транскоммуникативный потенциал личности как предмет психологического исследования / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова. <...> Транскоммуникативный потенциал личности в системе
психологического знания . <...> Коммуникативный мир личности как предмет
общепсихологического исследования (И. В. Замарёхина) . <...> Транскоммуникация как внутренний фактор
самореализации личности (С. В. Лебединская) . <...> Транскоммуникативный потенциал личности
и возможности его актуализации . <...> Развитие транскоммуникативного потенциала личности
в группах социально-психологического тренинга (О. А. Пяткова) 107 <...> Поскольку личность сегодня в психологической парадигме
всё чаще понимается как особое системное самоорганизующееся «образование», характеризующееся открытостью психологической системы человека (В. Е. Клочко), то закономерным условием её развития выступает коммуникация как универсальный
информационно-энергетический смысло-творческий процесс
жизни любой формы и уровня человеческой коммуникации. <...> В третьей главе «Эмпирическое определение возможности развития транскоммуникативного потенциала личности»
представлены результаты экспериментальных исследований,
направленных на развитие транскоммуниктивного потенциала
в группах социально-психологического тренинга, а также группах само- и взаимопомощи. <...> Авторами предложены новые формы групповой работы, направленные <...>
Транскоммуникативный_потенциал_личности_как_предмет_психологического_исследования_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
И. В. Замарёхина, С. В. Лебединская, О. А. Пяткова
ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
УДК 152.3
ББК Ю 937
З 26
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, д-р культурологии, проф., проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
В. И. Екинцев, канд. психол. наук, доцент ЗабГГПУ;
Е. П. Фёдорова, канд. психол. наук ЧИБГУЭиП
Научный редактор
В. И. Кабрин, д-р психол. наук, проф. ТГУ
З 26 Замарёхина, И. В.
Транскоммуникативный потенциал личности как предмет психологического
исследования / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; И. В. Замарёхина,
С. В. Лебединская, О. А. Пяткова. – Чита, 2012. – 159 с.
ISBN 978-5-85158-740-5
Монография подготовлена по результатам исследований уникальной
транскоммуникабельности человеческой жизни. Данная работа имеет целью
развитие идей теории транскоммуникациии и теории психологических систем.
В монографии представлен обширный эмпирический материал, позволяющий
расширить представление о коммуникативной природе человека.
Работа может представлять интерес для психологов и представителей
других гуманитарных специальностей.
УДК 152.3
ББК Ю 937
ISBN 978-5-85158-740-5
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава I. Транскоммуникативный потенциал личности в системе
психологического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Коммуникативный мир личности как предмет
общепсихологического исследования (И. В. Замарёхина) . . . . . . . .6
1.2. Транскоммуникация как внутренний фактор
самореализации личности (С. В. Лебединская) ... ... ... ... ... 20
1.3. Методология и методы исследования
транскоммуникативного состояния личности (О. А. Пяткова) . . . . 33
Глава II. Транскоммуникативный потенциал личности
и возможности его актуализации ... ... ... ... ... ... ... ... ... 50
2.1. Возможности групповых форм психологической помощи
для актуализации коммуникативного потенциала личности
(И. В. Замарёхина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.2. Транскоммуникативное состояние личности
в социально-психологическом тренинге (О. А. Пяткова) . . . . . . . . 62
2.3. Теоретико-методологические основы
программы тренинга метафоричности (С. В. Лебединская) ... ... 88
Глава III. Эмпирическое определение возможности развития
транскоммуникативного потенциала личности . . . . . . . . . . . . . . . . 107
3.1. Развитие транскоммуникативного потенциала личности
в группах социально-психологического тренинга (О. А. Пяткова) 107
3.2. Развитие транскоммуникативного потенциала личности
в тренинге метафоричности (С. В. Лебединская) . . . . . . . . . . . . 127
3.3. Развитие транскоммуникативного потенциала личности
в условиях группы взаимопомощи (И. В. Замарёхина) ... ... .. 144
Заключение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .. 158
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни всё острее ощущается несовершенство теоретико-методологического
аппарата исследования социально-психологических
явлений, поэтому поиск новой методологии приобретает
особую актуальность в сфере теоретического и практического
применения психологического знания.
Поскольку личность сегодня в психологической парадигме
всё чаще понимается как особое системное самоорганизующееся
«образование», характеризующееся открытостью психологической
системы человека (В. Е. Клочко), то закономерным условием
её развития выступает коммуникация как универсальный
информационно-энергетический смысло-творческий процесс
жизни любой формы и уровня человеческой коммуникации.
В соответствии с этим авторы данной работы показывают,
что одним из главных оснований феномена коммуникации является
транскоммуникативный потенциал личности.
Транскоммуникативный потенциал определяется авторами как
сущность потенциала личностного роста, самоактуализации и самореализации
личности. Эти факторы являются чрезвычайно важными
в процессе становления жизненного пути человека в целом.
Авторы стремились показать, что транскоммуникативный
потенциал является незаменимым фактором в процессе перехода
человека на новые уровни транскоммуникативного бытия и
приобретения нового, более совершенного и осмысленного способа
существования, где задействуются творческие коммуникативные
интеграционные факторы, определяющие траекторию
жизненного развития.
В первой главе «Транскоммуникативный потенциал в системе
психологического знания» представлен комплекс соответствующих
специфических понятий, объясняющих сущность и
природу транскоммуникативного потенциала личности. Показа4
Стр.5
на его роль в процессе развития личности. Обсуждается феномен
коммуникативного мира личности. Описывается методология
и методы исследования транскоммуникативного состояния
личности.
Вторая глава «Транскоммуникативный потенциал личности
и возможности его актуализации» включает обзор наиболее
распространённых форм и технологий, применяемых в системе
развития и трансформации личности и собственно её транскоммуникативного
потенциала. Авторы выделяют транскоммуникативный
аспект психолого-терапевтических подходов в
социально-психологическом тренинге, групповой психотерапии
и группах взаимопомощи. Анализируется эффективность и целесообразность
применения групповых форм в развитии транскоммуникативного
потенциала личности.
В третьей главе «Эмпирическое определение возможности
развития транскоммуникативного потенциала личности»
представлены результаты экспериментальных исследований,
направленных на развитие транскоммуниктивного потенциала
в группах социально-психологического тренинга, а также группах
само- и взаимопомощи. Авторами предложены новые формы
групповой работы, направленные на развитие транскоммуникативного
потенциала личности как фактора, способствующего
развитию процессов самоактуализации и самореализации,
а также личностного роста.
Монография предназначена для обогащения представлений
психологов, педагогов, социальных работников о коммуникации
личности. Здесь рассмотрены теоретические аспекты проблемы
коммуникации, проанализирована структура и особенности
транскоммуникативного потенциала личности, методы его диагностики,
рассмотрены формы развития транскоммуникативного
потенциала через социально-психологический тренинг, группы
взаимопомощи, психотерапевтические практики и др.
Работы авторов монографии помещены в трёх разделах:
1.1, 2.1, 3.3 – подготовлены И. В. Замарёхиной; 1.2, 2.3, 3.2 –
С. В. Лебединской; 1.3, 2.2, 3.1 – О. А. Пятковой.
Авторы выражают благодарность В. И. Кабрину, основателю
теории транскоммуникации, В. Е. Клочко и О. М. Краснорядцевой,
основоположникам системно-антропологической
психологии.
5
Стр.6