Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567260)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обуче­ние (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерепанова Л. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц128
ID211609
АннотацияУчебное пособие раскрывает теоретические основы рефлексивного обучения школьников русскому языку, методику организации, приемы, методы и технологии. Пособие содержит разнообразный дидактический материал, на основе которого организуется обучение.
Кому рекомендованоПособие предназначено аспирантам по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык; уровень общего образования); магистрантам, преподавателям методики русского языка педагогических вузов и колледжей и учителям русского языка всех типов школ.
ISBN978-5-85158-799-3
УДК482(07)
ББКЧ 426.13
Черепанова, Л. В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обуче­ние : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Л. В. Черепанова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2012 .— 128 с. — ISBN 978-5-85158-799-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211609 (дата обращения: 30.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. В. ЧЕРЕПАНОВА ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Л. В. ЧЕРЕПАНОВА ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2012 ББК Ч 426. <...> Сегодня стало совершенно очевидно, что любая предметная компетенция включает общепредметные (метапредметные) компоненты, за счет которых ученик получает опыт познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности. <...> Одной из актуальных проблем методики обучения русскому языку является разработка таких технологий, методов и приемов обучения, которые бы оптимально содействовали формированию школьника как 5 субъекта учения, развивая при этом предметные компетенции и универсальные учебные действия. <...> Его появление применительно к обучению языкам означало осознание важности практико-ориентированного овладения языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями. <...> В связи с этим обучение на современном этапе должно развивать у школьников на базе отдельных учебных предметов, изучаемых ими, готовности и способности, характеризующие школьника как субъекта учения, важнейшими из которых являются готовности и способности к умственному труду, дальнейшему обучению и непрерывному образованию, а также самостоятельному осуществлению когнитивной деятельности. <...> Их формирование и развитие невозможно без развитых навыков рефлексии, самоконтроля, самооценки и самокоррекции. <...> Такой деятельности их необходимо обучать: учить ставить перед собой цели деятельности, составлять программу собственных действий, направленную на достижение целей, контролировать ее поэтапное протекание, осознавать причины успехов и неудач (рефлексировать), оценивать собственные и чужие действия и в случае необходимости осуществлять корректировку. <...> 3) ученик – субъект собственной учебно-познавательной деятельности [7 <...>
Инновационные_технологии_обучения_русскому_языку_рефлексивное_обуче­ние.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Л. В. ЧЕРЕПАНОВА ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2012
Стр.2
ББК Ч 426. 13 УДК 482 (07) Ч 467 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3687.2011 Ответственный за выпуск М. И. Гомбоева, д-р культурологии, профессор, проректор по научной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Л. Г. Ларионова, д-р пед. наук, профессор кафедры русского языка и теории языка педагогического института Южного федерального университета; Е. Н. Пузанкова, д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики обучения рус. яз. и литературе Орловского гос. университета Черепанова, Л. В. Ч 467 Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение : учеб. пособие / Л. В. Черепанова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 127 с. ISBN 978-5-85158-799-3 Учебное пособие раскрывает теоретические основы рефлексивного обучения школьников русскому языку, методику организации, приемы, методы и технологии. Пособие содержит разнообразный дидактический материал, на основе которого организуется обучение. Пособие предназначено аспирантам по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык; уровень общего образования); магистрантам, преподавателям методики русского языка педагогических вузов и колледжей и учителям русского языка всех типов школ. ББК Ч 426. 13 УДК 482 (07) ISBN 978-5-85158-799-3 © Л. В. Черепанова, 2012 © ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................4 ГЛАВА I. Теоретические основы рефлексивного обучения ............7 § 1. Компетенция как понятие целеполагания ...................................7 § 2. Виды компетенции в обучении русскому языку .......................13 § 3. Рефлексивный подход в обучении русскому языку ...................19 § 4. Рефлексия в учебно-познавательной деятельности школьника .............................................................................................22 § 5. Учебно-научный лингвистический текст как средство формирования рефлексивных умений ..............................................27 § 6. Научное понятие как средство формирования ...........................28 универсальных учебных действий .....................................................28 ЧАСТЬ II. Рефлексивное обучение русскому языку .......................37 § 1. Рефлексивное обучение действиям с учебно-научным лингвистическим текстом ...................................................................37 § 2. Рефлексивное обучение действиям с научным лингвистическим понятием ................................................................65 § 3. Приемы, методы и технологии рефлексивного обучения ........74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................123 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..............................................124 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ В современном информационном обществе образованность и интеллект расцениваются как национальное богатство, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость его профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи как важнейший фактор реализации потенциала страны. В связи с этим главными чертами современного этапа развития общего среднего образования становится личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные познавательные способности учеников, формирующий у них универсальные учебные действия. Главная цель общего образования – формирование человека постиндустриального информационного общества, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми; разносторонне развитой, творческой, самостоятельно критически мыслящей личности, способной реализовать собственный творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества на основе объективной самооценки. Поэтому формирование у школьников таких качеств, как готовность к дальнейшему развитию, самостоятельность, способность к организации, готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, становится одним из главных направлений образования. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если ученик будет выступать субъектом познавательной деятельности. Такого ученика характеризует совокупность готовностей и способностей личности, главной из которых следует признать способность и готовность «учить себя» (В. В. Давыдов), или «готовность к дальнейшему развитию» (А. Н. Леонтьев). Важнейшим компонентом этой способности и готовности является рефлексия, заключающаяся в рассмотрении учеником собственных мыслей и предметных действий и обеспечивающая потребность и возможность личности в саморазвитии. Становление ученика как субъекта познавательной деятельности происходит в учебной деятельности «направленной, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфе4
Стр.5
ре научных понятий» (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. В. Репкин, Г. И. Щукина). Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления, формирует творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности, а также способность к теоретическому мышлению, состоящую, по мнению А. А. Леонтьева, - из способности построить адекватную ориентировочную основу, понять структуру и сущность проблемных ситуаций, классифицировать их и т. д.; - из способности конструировать на этой ориентировочной основе оптимальную деятельность, прежде всего теоретическую. Каждый структурный компонент учебной деятельности развивающей парадигмы обучения имеет специфические особенности: потребностью являются теоретические знания, мотивами – усвоение способов воспроизводства конкретных понятий, образов, ценностей, норм и содержания теоретических знаний. Каждое действие и операция на этапах ориентировки, планирования, реализации и контроля побудительно-мотивационной, ориентировочно-исследовательской (аналитико-синтетической) и исполнительной фаз (И. А. Зимняя) сопровождается рефлексией как содержания знаний, так и основания действий и самосознания. В учебной деятельности происходит качественное изменение характера деятельности ученика (от репродуктивной до творческой, исследовательской). Это приводит к изменению его позиции: от объекта воздействия учителя до субъекта собственной познавательной деятельности. Таким образом, рефлексия – важнейший компонент учебной деятельности, в процессе и результате которой у учащегося на уроках русского языка формируются разные виды компетенции (лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая). Сегодня стало совершенно очевидно, что любая предметная компетенция включает общепредметные (метапредметные) компоненты, за счет которых ученик получает опыт познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности. Именно метапредметная составляющая компетенций позволяет интегрировать их содержание, делая их формирование единым образовательно-воспитательным процессом. Одной из актуальных проблем методики обучения русскому языку является разработка таких технологий, методов и приемов обучения, которые бы оптимально содействовали формированию школьника как 5
Стр.6
субъекта учения, развивая при этом предметные компетенции и универсальные учебные действия. К одной из таких относится технология рефлексивного обучения. В данном пособии раскрываются теоретические основы технологии рефлексивного обучения школьников русскому языку, методика организации и приемы, методы и технологии. Пособие содержит разнообразный дидактический материал, на основе которого организуется обучение. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически