Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Л. В. ЧЕРЕПАНОВА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
ББК Ч 426. 13
УДК 482 (07)
Ч 467
Печатается по решению Ученого совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ,
№ 6.3687.2011
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, д-р культурологии, профессор,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты:
Л. Г. Ларионова, д-р пед. наук, профессор кафедры русского языка и теории языка
педагогического института Южного федерального университета;
Е. Н. Пузанкова, д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики обучения
рус. яз. и литературе Орловского гос. университета
Черепанова, Л. В.
Ч 467
Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение
: учеб. пособие / Л. В. Черепанова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита,
2012. – 127 с.
ISBN 978-5-85158-799-3
Учебное пособие раскрывает теоретические основы рефлексивного обучения
школьников русскому языку, методику организации, приемы, методы и технологии.
Пособие содержит разнообразный дидактический материал, на основе которого
организуется обучение.
Пособие предназначено аспирантам по специальности 13.00.02 Теория и методика
обучения и воспитания (русский язык; уровень общего образования); магистрантам,
преподавателям методики русского языка педагогических вузов и колледжей
и учителям русского языка всех типов школ.
ББК Ч 426. 13
УДК 482 (07)
ISBN 978-5-85158-799-3
© Л. В. Черепанова, 2012
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................4
ГЛАВА I. Теоретические основы рефлексивного обучения ............7
§ 1. Компетенция как понятие целеполагания ...................................7
§ 2. Виды компетенции в обучении русскому языку .......................13
§ 3. Рефлексивный подход в обучении русскому языку ...................19
§ 4. Рефлексия в учебно-познавательной деятельности
школьника .............................................................................................22
§ 5. Учебно-научный лингвистический текст как средство
формирования рефлексивных умений ..............................................27
§ 6. Научное понятие как средство формирования ...........................28
универсальных учебных действий .....................................................28
ЧАСТЬ II. Рефлексивное обучение русскому языку .......................37
§ 1. Рефлексивное обучение действиям с учебно-научным
лингвистическим текстом ...................................................................37
§ 2. Рефлексивное обучение действиям с научным
лингвистическим понятием ................................................................65
§ 3. Приемы, методы и технологии рефлексивного обучения ........74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................123
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..............................................124
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
В современном информационном обществе образованность и интеллект
расцениваются как национальное богатство, а духовное здоровье
человека, разносторонность его развития, широта и гибкость его
профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать
нестандартные задачи как важнейший фактор реализации потенциала
страны.
В связи с этим главными чертами современного этапа развития
общего среднего образования становится личностно ориентированный
образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные
познавательные способности учеников, формирующий у них универсальные
учебные действия.
Главная цель общего образования – формирование человека постиндустриального
информационного общества, в котором процессы
создания и распространения знания становятся ключевыми; разносторонне
развитой, творческой, самостоятельно критически мыслящей
личности, способной реализовать собственный творческий потенциал
в динамичных социально-экономических условиях как в собственных
жизненных интересах, так и в интересах общества на основе объективной
самооценки. Поэтому формирование у школьников таких качеств,
как готовность к дальнейшему развитию, самостоятельность, способность
к организации, готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности,
толерантность, терпимость к чужому мнению, становится
одним из главных направлений образования.
Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если ученик
будет выступать субъектом познавательной деятельности. Такого
ученика характеризует совокупность готовностей и способностей личности,
главной из которых следует признать способность и готовность
«учить себя» (В. В. Давыдов), или «готовность к дальнейшему развитию»
(А. Н. Леонтьев). Важнейшим компонентом этой способности и
готовности является рефлексия, заключающаяся в рассмотрении учеником
собственных мыслей и предметных действий и обеспечивающая
потребность и возможность личности в саморазвитии.
Становление ученика как субъекта познавательной деятельности
происходит в учебной деятельности «направленной, имеющей своим
содержанием овладение обобщенными способами действий в сфе4
Стр.5
ре научных понятий» (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. В. Репкин,
Г. И. Щукина). Содержанием учебной деятельности выступают теоретические
знания, овладение которыми посредством этой деятельности
развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления,
формирует творчески-личностный уровень осуществления практических
видов деятельности, а также способность к теоретическому мышлению,
состоящую, по мнению А. А. Леонтьева,
- из способности построить адекватную ориентировочную основу,
понять структуру и сущность проблемных ситуаций, классифицировать
их и т. д.;
- из способности конструировать на этой ориентировочной основе
оптимальную деятельность, прежде всего теоретическую.
Каждый структурный компонент учебной деятельности развивающей
парадигмы обучения имеет специфические особенности: потребностью
являются теоретические знания, мотивами – усвоение
способов воспроизводства конкретных понятий, образов, ценностей,
норм и содержания теоретических знаний. Каждое действие и операция
на этапах ориентировки, планирования, реализации и контроля
побудительно-мотивационной, ориентировочно-исследовательской
(аналитико-синтетической) и исполнительной фаз (И. А. Зимняя) сопровождается
рефлексией как содержания знаний, так и основания
действий и самосознания. В учебной деятельности происходит качественное
изменение характера деятельности ученика (от репродуктивной
до творческой, исследовательской). Это приводит к изменению его
позиции: от объекта воздействия учителя до субъекта собственной познавательной
деятельности.
Таким образом, рефлексия – важнейший компонент учебной деятельности,
в процессе и результате которой у учащегося на уроках русского
языка формируются разные виды компетенции (лингвистическая,
языковая, коммуникативная и культуроведческая).
Сегодня стало совершенно очевидно, что любая предметная компетенция
включает общепредметные (метапредметные) компоненты,
за счет которых ученик получает опыт познавательной, учебной, коммуникативной
и других видов деятельности. Именно метапредметная
составляющая компетенций позволяет интегрировать их содержание,
делая их формирование единым образовательно-воспитательным процессом.
Одной
из актуальных проблем методики обучения русскому языку
является разработка таких технологий, методов и приемов обучения,
которые бы оптимально содействовали формированию школьника как
5
Стр.6
субъекта учения, развивая при этом предметные компетенции и универсальные
учебные действия. К одной из таких относится технология
рефлексивного обучения.
В данном пособии раскрываются теоретические основы технологии
рефлексивного обучения школьников русскому языку, методика
организации и приемы, методы и технологии. Пособие содержит разнообразный
дидактический материал, на основе которого организуется
обучение.
6
Стр.7