С. Г. Атсанавонг
МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО
МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие для студентов,
изучающих монгольский язык как иностранный
Чита
ЗабГГПУ
2011
УДК 811.512.3 (075.3)
ББК Ш 164.1–923
Печатается по решению Учёного совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. <...> Пособие адресовано студентам, для которых монгольский язык
является основной специальностью, а также для лиц, углублённо
изучающих данный язык самостоятельно. <...> Довольно широко
распространено двойное склонение: монг. аав-ын-д – ‘у отца в доме, в
семье’ или ‘к отцу домой’ – за аффиксом родительного следует аффикс
дательно-местного падежа. <...> 7
Прилагательные выполняют функции определения или сказуемого, могут употребляться и в роли обстоятельства: Энэ морь минь хурдан
явна. <...> В сравнительной
конструкции название предмета, с которым сравнивают, употребляется в
исходном падеже. <...> Имя существительное – Жинхэнэ нэр
Существительные имеют разные значения и отвечают на вопросы:
хэн? юу? – кто? что? <...> Одной из основных особенностей монгольских
имён существительных является обозначение предметности: дом – ‘байшин’; юрта – ‘гэр’; ширээ – ‘стол’. <...> В
связи с этим они сочетаются с количественными числительными: хоер
цунх – ‘две сумки’; арван дэвтэр – ‘десять тетрадей’; нэг мод – ‘одно
дерево’. <...> Такие существительные обычно обладают формами единственного и множественного числа: цүнх, цунхүүд – ‘сумка, сумки’; дэвтэр,
дэвтрүүд – ‘тетрадь, тетради’; мод, модод – ‘дерево, деревья’. <...> Собирательные существительные – Хамт юмыг заасан, хам жинхэнэ нэр
В монгольском языке собирательные существительные обозначают
неопределённое множество предметов или лиц как единое целое. <...> Вещественные существительные – Бодис юмыг заасан жинхэнэ нэр
К вещественным именам существительным относятся слова, которые обозначают названия продуктов питания, веществ, различного рода
материалов. <...> Они служат для названия единичных предметов <...>
Морфология_современного_монгольского_языка.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
С. Г. Атсанавонг
МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО
МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие для студентов,
изучающих монгольский язык как иностранный
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 811.512.3 (075.3)
ББК Ш 164.1–923
Печатается по решению Учёного совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: З. Д. Ульзетуева, канд. филол. наук, доцент каф. теоретической
и прикладной лингвистики ЧитГУ;
И. А. Ламожапова, канд. филол. наук, доцент
каф. монголоведения ЗабГГПУ
Атсанавонг, С. Г.
Морфология современного монгольского языка : учебное пособие /
С. Г. Атсанавонг ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 180 с.
ISBN 978-5-85158-758-0
Учебное пособие по дисциплине «Основной восточный (монгольский)
язык» (раздел «Морфология») ФГОС ВПО направления 032100
Востоковедение и африканистика включает: 1) теоретический материал;
2) комплекс упражнений и заданий по морфологии современного монгольского
языка; 3) контрольно-измерительные материалы – тесты. Материалы
подготовлены для использования на лекционных, практических
занятиях, а также при самостоятельной работе студентов.
Пособие адресовано студентам, для которых монгольский язык
является основной специальностью, а также для лиц, углублённо
изу чающих данный язык самостоятельно.
УДК 811.512.3 (075.3)
ББК Ш 164.1–923
ISBN 978-5-85158-758-0
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Содержание
Предисловие . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 5
Морфология – Yг зүй. . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 6
Общие сведения о частях речи . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 7
Имя существительное – Жинхэнэ нэр . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 9
Имя прилагательное – Тэмдэг нэр. . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .55
Имя числительное – Тооны нэр .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .64
Местоимение – Төлөөний үг ... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .72
Глагольные формы – Үйл үгийн хэлбэр. .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .81
Причастные формы – Үйлт нэр .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . .108
Деепричастные формы – Нөхцөл үйл үг .... .... .... .... .... .... ....114
Наречие – Дайвар үг, Орон цагийн нэр . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . .126
Служебные части речи – Туслах үгс ... .... .... .... .... .... .... ....130
Приложение ......................................................148
Библиографический список .... .... .... .... .... .... .... .... .... ....175
3
Стр.4
Предисловие
Учебное пособие предназначено для студентов филологического
факультета направления Востоковедение, а также для всех желающих изучать
монгольский язык самостоятельно. Цель учебного пособия – развитие
коммуникативных навыков, умения восприятия иноязычной речи,
навыков ведения беседы на монгольском языке, адекватного перевода
речевых высказываний среднего уровня сложности, умения составления
вопросов по предложенной теме или ситуации; а также расширение кругозора
студентов.
Тексты, включённые в пособие, носят познавательный характер
и снабжены предтекстовыми заданиями, которые стимулируют интерес
учащихся к изучаемой теме, а также подготавливают их к восприятию
текста.
Коммуникативные упражнения носят репродуктивный и творческий
характер. Репродуктивные задания разработаны на основе текста,
включают вопросы, необходимые для понимания прочитанного. Творческие
задания предполагают беседу, общение в рамках темы, предложенной
в тексте. Упражнения направлены на закрепление грамматических
навыков и умений, а также на пополнение и обогащение лексики учащихся.
Они позволяют предупредить типичные речевые и грамматические
ошибки студентов.
Итоговые тесты, завершающие пособие, включают не только лексико-грамматический,
но и теоретический материал, имеющий отношение
к пройденным темам.
Для эффективного освоения грамматики, в частности морфологии,
современного монгольского языка использован сопоставительно-типологический
подход к изучению языков, т. к. при овладении иностранным
языком учащиеся сталкиваются с трудностями, которые обусловлены
особенностями русского языка. Лингвистическое исследование в этой области
позволяет выявить специфические черты сопоставляемых языков и
оптимизировать разработку методики обучения монгольскому языку как
иностранному.
5
Стр.6