О. М. Немерова
Теория и методика обучения истории
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2011
УДК 371 (075.3)
ББК Ч426.31/36я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Л. Б. Соколовская, канд. ист. наук, доцент ЗабГГПУ
Немерова, О. М. Теория и методика обучения истории : учеб.-метод. пособие / <...> ISBN 978-5-85158-708-5
Учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для подготовки студентов исторического факультета по методике обучения истории: программу курса, планы семинарских
и практических занятий, вопросы и задания, тематику курсовых
работ, а также примерные вопросы к экзамену и варианты тестов. <...> Задачи курса состоят в том, чтобы, опираясь на знание педагогики,
психологии, истории, научить студентов:
- конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и
темам;
- выявлять уровень знаний и умений учеников конкретного класса
и возраста;
- ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность
их реализации на различных этапах;
- отбирать историческое содержание к уроку в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся, соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами;
- разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными
сигналами;
- применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
5
- предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в
свою педагогическую деятельность. <...> Каждая тема включает примерный план занятия; список рекомендуемой литературы, необходимый при изучении данной темы; методические указания; практические задания для закрепления полученных знаний и профессиональных умений. <...> Предлагается также тематика курсовых работ, примерные вопросы
к экзамену, варианты тестов по курсу, список основной и дополнительной
литературы по «Теории и методике обучения истории». <...> Основные этапы становления и развития <...>
Теория_и_методика_обучения_истории.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н. Г. Чернышевского
О. М. Немерова
Теория и методика обучения истории
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 371 (075.3)
ББК Ч426.31/36я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: А. В. Рогова, д-р пед. наук, профессор ЗабГГПУ;
Л. Б. Соколовская, канд. ист. наук, доцент ЗабГГПУ
Немерова, О. М.
Теория и методика обучения истории : учеб.-метод. пособие /
О. М. Немерова ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 118 с.
ISBN 978-5-85158-708-5
Учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые
для подготовки студентов исторического факультета по методике
обучения истории: программу курса, планы семинарских
и практических занятий, вопросы и задания, тематику курсовых
работ, а также примерные вопросы к экзамену и варианты тестов.
Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам педагогических
вузов по направлению 540400 – «Социально-экономическое
образование» профиль 540401– «История» и учителям
истории.
УДК 371 (075.3)
ББК Ч426.31/36я73
ISBN 978-5-85158-708-5
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................... 5
Программа курса «Теория и методика обучения истории» ........... 7
Тематика семинарских, практических и лабораторных занятий ...... 20
Темы курсовых работ по теории и методике обучения истории ...... 72
Примерный перечень вопросов к экзамену ....................... 74
Примерные варианты тестов по теории и методике истории. . . . . . . . . 76
Библиографический список .................................... 90
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Представленное издание предназначено студентам – будущим
учителям истории. В условиях реформирования исторического и обществоведческого
образования возрастают требования к профессиональной
подготовке педагогических кадров. Учитель истории XXI в. должен быть
способен эффективно преподавать историю в условиях:
- идеологического плюрализма, вариативного и личностно ориентированного
образования;
- поликультурного и многоконфессионального общества на основе
принципов гуманизации образования и толерантности;
- действующих государственных образовательных стандартов, вариативных
программ и учебно-методических комплексов;
- новых информационных технологий.
Особую актуальность приобретает методическая подготовка учителей.
Вниманию студентов предлагается программа лекционного курса
«Теория и методика обучения истории», которая изучается на историческом
факультете в 7 семестре и рассчитана на 200 часов.
Целью изучения курса является развитие специальной профессиональной
компетентности на основе овладения совокупностью знаний о
процессе обучения истории, его организации и основных факторах.
Задачи курса состоят в том, чтобы, опираясь на знание педагогики,
психологии, истории, научить студентов:
- конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и
темам;
- выявлять уровень знаний и умений учеников конкретного класса
и возраста;
- ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность
их реализации на различных этапах;
- отбирать историческое содержание к уроку в соответствии с целями
и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся, соотносить
содержание обучения с применяемыми методами и приемами;
- разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными
сигналами;
- применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
5
Стр.6
- предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в
свою педагогическую деятельность.
Тематика лекционных занятий отражает стратегию развития исторического
образования в условиях модернизации; теорию и практику построения
современного образовательного процесса; актуальные проблемы
исторического образования в России; основные факторы и закономерности
процесса обучения истории; содержание школьного исторического
образования; формы учебных занятий по истории; методику развития
познавательных возможностей учащихся при изучении истории; организацию
дифференцированного обучения. Курс лекций строится с учетом
теоретических знаний, которые студенты получили при изучении психолого-педагогического
цикла дисциплин.
Методическая подготовка будущих учителей истории продолжается
через систему семинарско-практических и лабораторных занятий. Студентам
предлагается тематика занятий в соответствии с Государственным
образовательным стандартом и программой по направлению «Социально-экономическое
образование» профиль «История».
Каждая тема включает примерный план занятия; список рекомендуемой
литературы, необходимый при изучении данной темы; методические
указания; практические задания для закрепления полученных знаний
и профессиональных умений. Завершением каждой темы являются
вопросы для самоконтроля.
Предлагается также тематика курсовых работ, примерные вопросы
к экзамену, варианты тестов по курсу, список основной и дополнительной
литературы по «Теории и методике обучения истории».
6
Стр.7