Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология религии. В 2 ч. Ч. 1 (150,00 руб.)

0   0
Первый авторПлотникова Л. И.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц136
ID211517
АннотацияВ учебном пособии представлены исследования антропологических оснований религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности; социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии, в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений, психических автоматизмов и т. д.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов и преподавателей вузов, сотрудников курсов повышения квалификации, научных работников в области психологии, педагогики, религиоведения, философии, а также для магистрантов, обучающихся по образовательной программе Педагогика (магистерская программа "Психология развития").
ISBN978-5-85158-573-9
УДК15(075.3)
ББКЮ957.2я73+Э210.2я73
Плотникова, Л. И. Психология религии. В 2 ч. Ч. 1 : [учеб. пособие] / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Л. И. Плотникова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 136 с. — ISBN 978-5-85158-576-Х (Ч. 1) .— ISBN 978-5-85158-573-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/211517 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования ЗабГГПУ Плотникова, Л. И. Психология религии : учеб. пособие : в 2 ч. <...> ISBN 978-5-85158-573-9 В учебном пособии представлены исследования антропологических оснований религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности; социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии, в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений, психических автоматизмов и т. д. <...> Шаманизм начала XXI века как психологический феномен. <...> Задачами пособия являются: изучение психологических предпосылок религиозности; психологических аспектов религиозного опыта; психологических аспектов феномена веры и религиозной веры, в частности; роли религиозности во внутреннем мире личности; социально-психологических подходов в психологии религии; проблем соотношения религии и душевного здоровья, религии и психопатологии. <...> В книге уделяется внимание феномену особых состояний сознания, методам воздействия на психику человека, используемых в тоталитарных культах, анализу религиозных чувств и переживаний, различным проявлениям мистического опыта, суевериям и предрассудкам с точки зрения психологии. <...> Ее происхождение, законы развития и отмирания, различные явления религиозного опыта и религиозного поведения изучают история религии, социология, феноменология религии, психология массового сознания, социальная психология, психология религии и другие научные дисциплины. <...> Роберт Таулесс из Кембриджа отмечает, что психологическое изучение религии пытается «понять религиозное поведение, применяя к нему психологические закономерности, выведенные на основе нерелигиозного поведения». <...> Теперь все больше внимания <...>
Психология_религии._В_2_ч._Ч._1.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.5
Психология_религии._В_2_ч._Ч._1.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Л. И. Плотникова Психология религии Часть 1 Чита ЗабГГПУ 2009
Стр.1
УДК 15 (075.3) ББК Ю 957.2я73+Э210.2я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: К. Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии ЧитГУ; Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования ЗабГГПУ Плотникова, Л. И. Психология религии : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. И. Плотникова ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – Ч. 1. – 136 с. ISBN 978-5-85158-573-9 В учебном пособии представлены исследования антропологических оснований религии: психологические предпосылки религиозности; психологические аспекты религиозного опыта; роль религиозности в становлении внутреннего мира личности; социально-психологические подходы в психологии религии; соотношение религии и душевного здоровья, религиозное поведение и другие проявления религиозной психологии, в частности, психологии молитвы, эйдетических и гипнагогических представлений, психических автоматизмов и т. д. Предназначено для студентов и преподавателей вузов, сотрудников курсов повышения квалификации, научных работников в области психологии, педагогики, религиоведения, философии, а также для магистрантов, обучающихся по образовательной программе Педагогика (магистерская программа “Психология развития”). УДК 15 (075.3) ББК Ю 957.2я73+Э210.2я73 ISBN 978-5-85158-576-X (отд. кн.) ISBN 978-5-85158-573-9 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.2
ОгЛавЛенИе введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 глава I. Предмет, задачи, корни и функции психологии религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1. Корни религии ........................................ 11 2. Социально-психологические функции религии . . . . . . . . . . . . 15 глава II. начало формирования религиозного мировоззрения. Формы первобытных верований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1. Тотемизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 2. Фетишизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 3. Чуринг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 4. Анимизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 5. Колдовство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 6. Магия и магическое мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 7. Шаманизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 8. Шаманизм начала XXI века как психологический феномен 48 9. Синдром Кандинского-Клерамбо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 глава III. Из истории развития психологии религии . . . . . . . . . . . . 57 1. Общий анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 глава IV. Основные направления в психологии религии. . . . . . . . . 64 1. Психологическая концепция религии У. Джеймса . . . . . . . . . . 64 2. З. Фрейд и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 3. Взгляды Э. Фромма на религию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4. К. Г. Юнг и религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 5. Мандала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 6. Слепое пятно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 7. Концепция К. Г. Юнга о синхронистичности (синхронности) 89 8. Бихевиористская концепция религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 9. Логотерапия В. Франкла и религия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 10. Трансперсональная психология С. Грофа. . . . . . . . . . . . . . . . 101 11. Феномен особых состояний сознания ................... 110 глава V. Психологический анализ религиозности . . . . . . . . . . . . . . 122 1. Структура религиозного сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 2. Феномен религиозности ............................... 122 3. Феномен веры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 4. Принятие веры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 5. Религиозный культ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 3
Стр.3
введенИе Религия – явление комплексное. В этом сложном феномене отразились и особенности социальных институтов, и психологические установки, и образ жизни человека. К сфере религии относятся и ценностносмысловая сфера и онтологические вопросы. По сути, религия существует столько же, сколько существует человек. Часто именно религиозные установки и представления руководят поведением человека, организуют его повседневную жизнь и выступают в виде основных стимулов, мотивирующих людей к совершению действий и поступков. Религия изучается в русле теологии, философии, религиоведения, этнографии, антропологии и т. д. Практически до настоящего времени в религиоведении господствовал и сейчас еще господствует социологический подход (марксистское религиоведение, социальная религия М. Вебера, концепция жесткой социальной детерминации Э. Дюркгейма и др.). Однако сегодня многие исследователи (М. Элиаде, Е. А. Торчинов и ряд других) полагают, что назрела необходимость пересмотра существующей парадигмы. Социологический подход, несомненно, внес огромный вклад в понимание сущности религии. Он помог понять функции религиозных верований и религиозных институтов в различных обществах и в различные исторические эпохи, социальный смысл многочисленных культов и ритуалов, влияние религиозного фактора на те или иные социальные и социокультурные процессы. Но оказалось, что природу религии, несмотря на заслуги имеющегося подхода, все еще не смогли разгадать. На вопрос «как?» религии еще не найдено ответов. В этом может помочь как раз психология. К тому же не везде и не всегда применим социологический подход. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ