Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы комплексной оценки социально-экономического развития территориальных образований в дипломных исследованиях (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерняк Е. Г.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц293
ID211464
АннотацияУчебное пособие предназначено для студентов, работающих над дипломной работой по направлению исследований эффективности систем государственного и муниципального управления развитием основополагающих сфер жизнедеятельности различных территорий: хозяйствующих элементов, их производственной инфраструктуры, подсистем жизнеобеспечения социальной сферы, управленческой, финансовой сфер и т.д. В пособии представлена методология проведения анализа экономического и социального состояния исследуемых объектов-подсистем территориальных образований. Даётся обобщённая система показателей, позволяющая студентам-дипломникам при исследовании их динамики выявлять факторы, воздействующие на процесс эффективного регулирования развитием той или иной сферы жизнедеятельности территорий как социально-экономических подсистем.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование
Кому рекомендованоДля студентов-дипломников, обучающихся по специальностям 061110 Государственное и муниципальное управлении; 061100 Менеджмент организаций.
ISBN978-5-85158-460-2
УДК33(075.3)+342.3(075.3)
ББКУ 9(2)212я73+Х620.6я73
Черняк, Е. Г. Методы комплексной оценки социально-экономического развития территориальных образований в дипломных исследованиях : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Е. Г. Черняк .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 293 с. — ISBN 978-5-85158-460-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/211464 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-85158–460-2 Учебное пособие предназначено для студентов, работающих над дипломной работой по направлению исследований эффективности систем государственного и муниципального управления развитием основополагающих сфер жизнедеятельности различных территорий: хозяйствующих элементов, их производственной инфраструктуры, подсистем жизнеобеспечения социальной сферы, управленческой, финансовой сфер и т.д. <...> Студенты, заканчивающие высшие учебные заведения по экономическим и управленческим специальностям, в частности Государственное и муниципальное управление – 061110 и Менеджмент организаций – 061100, должны приобрести навыки: – моделирования результатов комплексного анализа как отдельно взятой сферы жизнедеятельности, так и всей территориальной социально-экономической системы; – определения взаимосвязи и взаимообусловленности основных и латентных факторов, влияющих как на развитие исследуемой сферы жизнедеятельности, так и на результат управленческой деятельности органов государственной и муниципальной власти; – рассчитывания степени влияния отдельных факторов на изменение социально-экономического состояния исследуемого объекта; – определения на основе результатов комплексной оценки направлений совершенствования системы управления исследуемого объекта. <...> Поскольку особое значение при проведении оценочных мероприятий имеет выбор системы соответствующих показателей, во втором разделе пособия содержатся группы показателей и индикаторов, рассчитываемых на их основе, отражающих состояние основополагающих эле5 ментов территориальных социально-экономических систем: производственной, социальной, финансово-экономической, управленческой, экологической сфер, системы внешнеэкономических связей. <...> Основное внимание при дипломных исследованиях необходимо уделять как методам комплексной оценки исследуемой сферы, так и способам анализа её результатов и определения направлений <...>
Методы_комплексной_оценки_социально-экономического_развития_территориальных_образований_в_дипломных_исследованиях_учебно-методическое_пособие.pdf
Е.Г. Черняк МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ДИПЛОМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского Е.Г.Черняк МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ДИПЛОМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование Чита 2009 2
Стр.2
ББК У 9(2)212я73+Х620.6я73 УДК 33(075.3)+342.3(075.3) Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского Рецензенты: Рыбакова О.И., д-р экон. наук, проф., зав.кафедрой экономики ЧитГУ; Новиков А.И., канд. геог. наук, доцент кафедры географии ЗабГГПУ Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Черняк Е.Г. Методы комплексной оценки социально-экономического развития территориальных образований в дипломных исследованиях: учебное пособие для студентов-дипломников, обучающихся по специальностям 061110 Государственное и муниципальное управлении,; 061100 Менеджмент организаций / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2009. – 290 с. ISBN 978-5-85158–460-2 Учебное пособие предназначено для студентов, работающих над дипломной работой по направлению исследований эффективности систем государственного и муниципального управления развитием основополагающих сфер жизнедеятельности различных территорий: хозяйствующих элементов, их производственной инфраструктуры, подсистем жизнеобеспечения социальной сферы, управленческой, финансовой сфер и т.д. В пособии представлена методология проведения анализа экономического и социального состояния исследуемых объектов-подсистем территориальных образований. Даётся обобщённая система показателей, позволяющая студентамдипломникам при исследовании их динамики выявлять факторы, воздействующие на процесс эффективного регулирования развитием той или иной сферы жизнедеятельности территорий как социально-экономических подсистем. ББК У 9(2)212я73+Х620.6я73 УДК 33(075.3)+342.3(075.3) ISBN 978-5-85158–460-2 © Черняк Е.Г., 2009 © ЗаБГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ................................... 7 1.1. Территориальные образования как социально-экономические системы: основные подсистемные элементы, цели и критерии стратегического развития ............................................................................ 7 1.2. Задачи и основные этапы дипломного исследования социальноэкономического развития территорий ..................................................... 13 1.3. Теория комплексного анализа социально-экономического развития территорий при дипломном проектировании ......................... 16 РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДСИСТЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ......................... 24 2.1. Основополагающие показатели эффективности развития производственной сферы ........................................................................... 26 2.1.1.Общие показатели эффективности производства на исследуемой территории ....................................................................... 27 2.1.2. Показатели, отражающие специфику развития промышленности .................................................................................... 43 2.1.3.Показателя эффективности развития сельского хозяйства .. 48 2.1.4. Показатели развития строительной отрасли ......................... 54 2.1.5. Показатели развития транспортной инфраструктуры и связи ....................................................................... 60 2.1.6. Показатели научных исследований и разработок .................... 69 2.1.7. Показатели результатов инновационной деятельности и развития информационных технологий ............................................... 75 2.1.8.Показатели инвестиций и методология их исчисления ............ 88 2.1.9. Показатели развития торговли, рынка товаров и услуг ......... 96 2.2. Показатели развития основополагающих элементов социальной сферы ......................................................................................................... 117 2.2.1.Покзатели развития жилищно-коммунального хозяйства ............................................................................................... 117 2.2.2. Показатели развития здравоохранения ................................... 127 2.2.3. Показатели развития образования .......................................... 133 2.2.4.Показатели развития сферы культуры .................................... 137 2.2.5. Показатели развития системы социальной защиты ............ 141 2.2.6. Показатели экономической активности, занятости населения и безработицы ................................................ 150 2.3. Оценка эффективности управленческого взаимодействия структурных подразделений органов власти ........................................ 168 3
Стр.5
2.3.1. Основы создания системы управления..................................... 168 2.3.2.Проведение оценочных мероприятий эффективности организационных структур органов власти ..................................... 172 2.4. Исследования экологической безопасности и эффективности природоохранных мероприятий ............................................................. 191 2.4.1.Методы оценки экологической опасности ведущих отраслей ................................................................................................ 192 2.4.2. Методы оценки экологической безопасности промышленного комплекса .................................................................. 193 2.4.3.Методы оценки эффективности природоохранных мероприятий ......................................................................................... 200 2.5. Методы исследований эффективности развития финансовоэкономической сферы .............................................................................. 206 2.5.1.Анализ объёма и структуры доходной и расходной части бюджета региона (субъекта РФ) ...................................................... 211 2.5.2. Анализ структуры бюджета муниципального образования . 216 2.5.3. Анализ устойчивости территориального бюджета ............. 222 2.6. Показатели уровня и качества жизни населения ........................... 227 2.6.1. Демографические показатели ................................................... 236 2.6.2.Показатели доходов населения .................................................. 241 2.6.3. Показатели расходов и потребления населения ..................... 248 2.6.4. Показатели уровня жизни малообеспеченных слоев населения..................................................................................... 250 2.6.5.Методология расчёта индекса развития человеческого потенциала ............................................................................................ 252 2.6.7. Расчёт интегрального показателя качества жизни комплексным методом на основе объективных и субъективных оценок ..................................................................................................... 257 2.7. Показатели внешнеэкономической деятельности. ................... 263 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................................ 285 4
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Процесс социально-экономического развития нашей страны в условиях постоянно трансформирующихся рыночных отношений определяет необходимость принятия своевременных и эффективных управленческих решений на государственном и муниципальном уровнях власти. Это обстоятельство вызывает потребность в привлечении в систему государственного и муниципального управления высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные проблемы регулирования социальными и экономическими процессами в обществе. В этих условиях значение приобретаемых знаний и навыков проведения комплексного анализа систем управления различными сферами жизнедеятельности играет огромную роль, поскольку на его основе и по его результатам должны формироваться дальнейшие приоритеты социально-экономического развития территорий, а также обосновываться управленческие решения. Студенты, заканчивающие высшие учебные заведения по экономическим и управленческим специальностям, в частности Государственное и муниципальное управление – 061110 и Менеджмент организаций – 061100, должны приобрести навыки: – моделирования результатов комплексного анализа как отдельно взятой сферы жизнедеятельности, так и всей территориальной социально-экономической системы; – определения взаимосвязи и взаимообусловленности основных и латентных факторов, влияющих как на развитие исследуемой сферы жизнедеятельности, так и на результат управленческой деятельности органов государственной и муниципальной власти; – рассчитывания степени влияния отдельных факторов на изменение социально-экономического состояния исследуемого объекта; – определения на основе результатов комплексной оценки направлений совершенствования системы управления исследуемого объекта. Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен теоретическим основам комплексного анализа социально-экономических систем в рамках территориальных образований (регионов; муниципальных образований), знание которых должно позволить студентам поэтапно проводить аналитические исследования в ходе прохождения преддипломной практики, результаты которых затем оформляются в дипломных работах. Поскольку особое значение при проведении оценочных мероприятий имеет выбор системы соответствующих показателей, во втором разделе пособия содержатся группы показателей и индикаторов, рассчитываемых на их основе, отражающих состояние основополагающих эле5
Стр.7
ментов территориальных социально-экономических систем: производственной, социальной, финансово-экономической, управленческой, экологической сфер, системы внешнеэкономических связей. Основное внимание при дипломных исследованиях необходимо уделять как методам комплексной оценки исследуемой сферы, так и способам анализа её результатов и определения направлений совершенствования, т.е. методам принятия управленческих решений. Поэтому каждый параграф второго раздела кроме группы необходимых для исследования показателей содержит методологию проведения оценки и получения конечных результатов анализа. Для этого в начале каждого параграфа приведены основные термины и понятия, характеризующие суть применения этих методик. Автор будет признателен читателям за возможные предложения по улучшению структуры и содержанию данного учебно-методического пособия и приносит благодарность за существенные рекомендации для сбора необходимого материала и оформления, а также за содействие в публикации к.э.н., доц. кафедры экономики и управления БГУЭП Л.Ю. Криклевской; д.э.н., зав.кафедрой экономики ЧГУ О.И. Рыбаковой; к.г.н., доц. кафедры географии ЗабГГПУ А.И. Новикову; зав.кафедрой экономики и менеджмента ЗабГГПУ Н.В. Воротий. 6
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ