Л.П. Телюк, О.Е. Клименко
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
Чита 2008
УДК 378.140 (075.3)
ББК Ч481.46я73
Т 318
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. <...> Задача общества, школы и педагогов создать условия для успешного развития способностей каждого ребенка, т.к. только самораскрытие и
самореализация человека способны подарить ему смысл в жизни, сделать
его счастливым. <...> Совсем недавно в языковой обиход нашей страны вошел термин
«дополнительное образование детей». <...> Именно дополнительное образование поможет детям развить свои задатки до способностей, таланта и
суперталанта, в то время как школа зачастую пользуется несовершенными мерками образовательной и воспитательной системы, которые не
позволяют ребенку развиваться и совершенствоваться с учетом его
склонностей и способностей. <...> Проректор на научной работе Московского института открытого
образования Галина Буданова считает, что для этого в каждой школе
необходимо создать целостное образовательное пространство, в которой базовое (общее) и дополнительное образование детей выступают
как равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты. <...> 6
Специфика системы дополнительного образования
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 г. начат
процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и
внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. <...> Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. <...> В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап
пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. <...> «О развитии дополнительного образования детей в условиях <...>
Подготовка_студентов_к_работе_в_системе_дополнительного_образования_учебно-методическое_пособие__Л.П._Телюк,_О.Е._Клименко_;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Л.П. Телюк
О.Е. Клименко
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского
Л.П. Телюк, О.Е. Клименко
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
Чита 2008
Стр.2
УДК 378.140 (075.3)
ББК Ч481.46я73
Т 318
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент.
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: Т.В. Амельченко, канд. пед. наук, доцент каф. соц. политики ЧитГУ;
Т.В. Безродных, и.о. зав. каф. педагогики ЗабГГПУ
Т 318 Телюк Л.П.
Подготовка студентов к работе в системе дополнительного образования:
учебно-методическое пособие / Л.П. Телюк, О.Е. Клименко ; Забайкал. гос.
гум.-пед. ун-т. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. – 159 с.
ISBN 978-5-85158-398-8
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным
стандартом и на основе современных подходов к педагогике как
науке и практике. издание поможет студентам организовать работу в системе
дополнительного образования детей и пополнить свой багаж знаний.
УДК 378.140 (075.3)
ББК Ч481.46я73
ISBN 978-5-85158-398-8
© Л.П. Телюк, 2008
© О.Е. Клименко, 2008
© ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
Содержание
Введение .......................................................................................................... 5
Специфика системы дополнительного образования ................................... 7
Система дополнительного образования (исторический аспект) ............. 16
Детские общественные организации как форма работы системы
дополнительного образования ..................................................................... 43
Опыт дополнительного (неформального)
образования детей за рубежом .................................................................... 60
Трансформация сети внешкольных учрежденнй в систему
дополнительного образования детей .......................................................... 62
Место дополнительного образования детей в современной системе
общего образования ...................................................................................... 67
Современная система дополнительного образования и перспективы ее
развития ......................................................................................................... 72
Программа элективного курса для студентов ............................................ 89
Заключение .................................................................................................. 100
Библиографический список ....................................................................... 101
Словарь – справочник для работника системы дополнительного
образования детей ....................................................................................... 104
Мини-хрестоматия ...................................................................................... 115
Приложение ................................................................................................. 144
3
Стр.5