Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Творческое мышление журналиста и национальная Модель Мира (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЕрофеева И. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц216
ID211452
АннотацияВ работе предпринята попытка интеграции нескольких сфер научных знаний: психологии творчества, психологии журналистики, этнопсихологии, социальной философии, теории журналистики. Учебное пособие содержит как теоретический материал, посвященный проблеме стимулирования творческого мышления в журналистской деятельности ресурсами российского менталитета, так и необходимую методическую базу по активизации профессионального креатива. В книгу включены технологии, способствующие решению профессиональных творческих проблем (создание заголовка, композиции текста, оригинальной информационной политики и т.д.), предлагаются возможные техники продвижения концептуальных смыслов российской духовности в СМИ.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлению педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов факультета «Журналистики», а также может быть интересно журналистам-практикам, преподавателям высшей школы, специализирующимся в области психологии творчества, и всем тем, кто неравнодушен к проблеме сохранения и утверждения национальной культуры в российском информационном пространстве.
ISBN978-5-85158-443-5
УДК002.703(075.3)
ББКЧ612.18я73
Ерофеева, И. В. Творческое мышление журналиста и национальная Модель Мира : учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; И. В. Ерофеева .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008 .— 216 с. : ил. — ISBN 978-5-85158-443-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/211452 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. Ерофеева Творческое мышление журналиста и национальная Модель Мира Допущено Учебно-методическим объединением по направлению педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование Чита 2008 УДК 002.703 (075.3) ББК Ч612.18я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> И.В. Ерофеева Творческое мышление журналиста и национальная Модель Мира: учебно-методическое пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> . ISBN 978-5-85158-443-5 В работе предпринята попытка интеграции нескольких сфер научных знаний: психологии творчества, психологии журналистики, этнопсихологии, социальной философии, теории журналистики. <...> Учебное пособие содержит как теоретический материал, посвященный проблеме стимулирования творческого мышления в журналистской деятельности ресурсами российского менталитета, так и необходимую методическую базу по активизации профессионального креатива. <...> В книгу включены технологии, способствующие решению профессиональных творческих проблем (создание заголовка, композиции текста, оригинальной информационной политики и т.д.), предлагаются возможные техники продвижения концептуальных смыслов российской духовности в СМИ. <...> Национальная Модель Мира российского потребителя СМИ ..........26 § 3. <...> Пространственно-временной континуум современного медиатекста в аспекте национального мировосприятия.........................134 Часть 5. <...> Современная журналистика как наука претерпевает значительные изменения. <...> В результате часто эпатажность и духовная асимметричность становятся данностью российской журналистики. <...> Материалы данного учебного пособия являются теоретико-методической базой дисциплин «Основы журналис5 тики», «Основы творческой деятельности журналиста», а также элективных курсов: «Творческая мастерская журналиста», «Психология <...>
Творческое_мышление_журналиста_и_национальная_Модель_Мира_учебно-методическое_пособие__Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского И.В. Ерофеева Творческое мышление журналисТа и национальная модель мира Допущено Учебно-методическим объединением по направлению педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование Чита 2008
Стр.2
УДК 002.703 (075.3) ББК Ч612.18я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского ответственный за выпуск А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ рецензенты Г.С. Мельник, доктор политол. наук, профессор каф. современной периодической печати СПбГУ; Б.Я. Мисонжников, доктор филол. наук, профессор каф. современной периодической печати СПбГУ; В.А. Тихомиров, канд. ист. наук, зав. каф. журналистики и связей с общественностью ЗабГГПУ и.в. ерофеева Творческое мышление журналиста и национальная Модель Мира: учебно-методическое пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2008 . − 214 с. . ISBN 978-5-85158-443-5 В работе предпринята попытка интеграции нескольких сфер научных знаний: психологии творчества, психологии журналистики, этнопсихологии, социальной философии, теории журналистики. Учебное пособие содержит как теоретический материал, посвященный проблеме стимулирования творческого мышления в журналистской деятельности ресурсами российского менталитета, так и необходимую методическую базу по активизации профессионального креатива. В книгу включены технологии, способствующие решению профессиональных творческих проблем (создание заголовка, композиции текста, оригинальной информационной политики и т.д.), предлагаются возможные техники продвижения концептуальных смыслов российской духовности в СМИ. Пособие предназначено для студентов факультета «Журналистики», а также может быть интересно журналистам-практикам, преподавателям высшей школы, специализирующимся в области психологии творчества, и всем тем, кто неравнодушен к проблеме сохранения и утверждения национальной культуры в российском информационном пространстве. УДК 002.703 (075.3) ББК Ч 612.18 я73 ISBN 978-5-85158-443-5 © Ерофеева И.В., 2008 © ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
оГлавление вступление.....................................................................................................5 часть 1. Психолого-педагогические аспекты изучения творческого мышления ..............................................................................8 § 1. Творчество − важнейшее атрибутивное свойство человека и предмет актуальных научных исследований................................................8 § 2. Что такое «творческое мышление».....................................................14 часть 2. российский менталитет как основной фактор интереса журналистского творчества......................................................24 § 1. Интересы аудитории – предмет особых размышлений современной журналистики..........................................................................24 § 2. Национальная Модель Мира российского потребителя СМИ ..........26 § 3. Российский менталитет: трудности интерпретации...........................33 § 4. Менталитет – главный объект воздействия в информационно-психологической войне.................................................41 часть 3. возможности активизации творческого процесса.................46 § 1. Условия активизации творческого мышления.....................................46 § 2. Самостоятельный поиск знаний – гарантия качественного креатива..........................................................................................................52 § 3. Психолого-педагогическая техника в работе по активизации творческого мышления ................................................................................56 часть 4 (экспериментальная). Характеристика творческой личности современного журналиста и национальное мировосприятие.........................................................................................60 § 1. Психология творческих способностей в контексте журналистской деятельности......................................................................60 § 2. Интеллект современного журналиста и национальная Модель Мира.................................................................................................65 § 3. Пространственно-временной континуум современного медиатекста в аспекте национального мировосприятия.........................134 часть 5. диагностика творческих способностей в системе выявления эффективности работы по активизации креативного потенциала..........................................................................184 контрольные вопросы ............................................................................188 1. Подготовить медиапрезентацию научного проекта ............................188 2. Перечень вопросов для обсуждения .....................................................189 3. Темы научных исследований (рефератов, курсовых и дипломных работ) ......................................................................................191 3
Стр.4
Приложение. Творческие работы студентов отделения «журналистика» (2000–2008 гг.) ..........................................................193 Приложение 1..............................................................................................193 Приложение 2..............................................................................................197 Приложение 3..............................................................................................198 Приложение 4..............................................................................................199 Приложение 5..............................................................................................200 Приложение 6..............................................................................................201 Приложение 7..............................................................................................203 Приложение 8..............................................................................................204 Приложение 9..............................................................................................206 Послесловие...............................................................................................208 Библиографический список....................................................................210 4
Стр.5
всТуПление Медиатекст в жестких условиях рынка становится товаром, что непременно сказывается на форме и содержании произведения и что в итоге обуславливает специфичную профессиональную среду журналистики, в которой качественные познания в области профтехнологий должны синтезироваться с неотъемлемой составляющей информационных побед − асимметричностью (новизной, неожиданностью). Реалии современности подчеркивают очевидное: богатый творческий потенциал коммуникатора – залог успеха, а его активизация – важная педагогическая задача учебного процесса по подготовке специалистов в области массовой коммуникации. Но данная постановка вопроса – лишь одна сторона медали. Современная журналистика как наука претерпевает значительные изменения. Конечно, это процесс объективный и постоянный в силу прагматичности данной сферы знаний, но опыта существования в эпоху рынка у российской «четвертой власти» нет. Фундаментальный теоретический пласт науки создается путем многочисленных творческих экспериментов практической журналистики, владеющей информацией о зарубежных профессиональных технологиях, но плохо представляющей процесс адаптации в контексте российского мировосприятия. В результате часто эпатажность и духовная асимметричность становятся данностью российской журналистики. Ситуацию усугубляют политические излишества вертикальной глобализации. В нашем учебном пособии мы формулируем проблему конструирования творческих ситуаций ресурсами именно российского менталитета. Взаимосвязь здесь, конечно, очевидна: алгоритм любых психических операций архитипичен по сути. Сохранение национальной основы творчества особенно актуально для работников массовой коммуникации, призванных воздействовать на общественное сознание. Апелляция к национальным ресурсам делает указанный процесс не только эффективным, но и положительным в аспекте сохранения психического здоровья как в целом нации, так и конкретно человека творящего. Правда, возникает вполне логичный вопрос: каков инструментарий сознательной провокации творческой атмосферы с использованием национальной Модели Мира в педагогическом процессе, а также каковы содержательные характеристики рефлексии по поводу произведенного ментального продукта. В вузовской практике автора проблема активизации творческого мышления стала объектом пристального внимания (как со стороны обогащения научно-методологической базы, так и накопления технического инструментария) девять лет назад. Материалы данного учебного пособия являются теоретико-методической базой дисциплин «Основы журналис5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.