Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
ЖИВЕМ И РАБОТАЕМ В СИБИРИ:
Элементарный уровень. <...> Ж 66 Живем и работаем в Сибири : Элементарный уровень. <...> ISBN 978-5-88267-354-2
Цель настоящего учебника – помочь иностранцам, владеющим азами русского языка, в
короткий срок освоить его бытовую лексику, этикетные фразы, грамматические
конструкции, познакомить с культурой и обычаями России и сибирского региона для
успешного пребывания в новой
социально-языковой среде. <...> Большое внимание авторами учебника уделено культурологической
информации, связанной с регионом пребывания, которая представлена в виде
текстов (объемом не более 200 слов, в том числе, 2 % незнакомых) на
понимание и проверку понятого содержания. <...> В ПОЛИКЛИНИКЕ
ГРАММАТИКА
Множественное число существительных
Паспорт – это документ . <...> ОН
ОНА
ОНО
документ
кабинет
анализ
результат
пульс
температура
регистратура
документы
кабинеты
анализы
результаты
пульсы
температуры
регистратуры
лаборатория
регистрация
флюорография
музеи
лаборатории
регистрации
флюорографии
ь
болезнь
вещь
словари
преподаватели
болезни
музей
ь
словарь
преподаватель
ОНИ
21
вещи
-ш, -ч, -ж, щ
карандаш
врач
этаж
товарищ
-ши, -чи, -жы, щи
карандаши
врачи
этажи
товарищи
-г, -к, -х
учебник
нарколог
венеролог
-ги, -ки, -хи
учебники
наркологи
венерологи
-га, -ка, -ха
книга
поликлиника
справка
книги
поликлиники
справки
окно
лицо
письмо
направление
разрешение
давление
ЗАПОМНИ:
брат – братья
друг – друзья
стул – стулья
сестра – сёстры
медсестра – медсёстры
город – города
дом – дома
глаз – глаза
паспорт – паспорта
человек – люди
ребёнок – дети
22
окна
лица
письма
направления
разрешения
давления
рука – руки
нога – ноги
ухо – уши
Притяжательные местоимения
– Что это? <...> ОН
мой [мой]
паспорт
документ
полис ОМС
ОНА
ОНО
моя [майа]
виза
медкарта
санкнижка <...>
Живем_и_работаем_в_Сибири.pdf
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
ЖИВЕМ И РАБОТАЕМ В СИБИРИ:
Элементарный уровень. Базовый уровень
Учебник
Иркутск
ИГЛУ
2012
Стр.1
ББК 81.411.2 - 96
Ж 66
Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского
государственного лингвистического университета
Рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию в
области лингвистики Министерством образования и науки Российской
Федерации в качестве учебника для иностранных граждан, изучающих
русский язык
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Иркутского
государственного лингвистического университета Т.И. Семенова,
доктор педагогических наук, профессор Иркутского государственного
университета Г.И.Тунгусова.
Авторский коллектив:
Н.А. Свердлова, И.Ю. Лидина, Г.Ф. Журавкова, Л.Н. Дудакова, В.В. Семенова,
Е.С. Кудлик, М.С. Жаравина.
Редакционая коллегия: Н.А. Свердлова, А.А. Казанцева.
Ж 66 Живем и работаем в Сибири : Элементарный уровень. Базовый уровень
[Текст] : учебник / Н.А. Свердлова, И.Ю. Лидина, Г.Ф. Журавкова [и др.]; под
ред. Н.А. Свердловой. – Иркутск : ИГЛУ, 2012. – 246 с.
ISBN 978-5-88267-354-2
Цель настоящего учебника – помочь иностранцам, владеющим азами русского языка, в
короткий срок освоить его бытовую лексику, этикетные фразы, грамматические
конструкции, познакомить с культурой и обычаями России и сибирского региона для
успешного пребывания в новой социально-языковой среде. Книга состоит из
профессионально-языковых модулей "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Торговля",
"Бытовое обслуживание", представленных в 10 уроках (80–100 часов).
Учебник предназначен для иностранных граждан, изучающих русский язык с целью
социальной адаптации во время трудовой деятельности в Российской федерации.
Рекомендуется для работы с преподавателем на интенсивных курсах русского языка в
России и за рубежом, для уроков русского языка при культурных национальных центрах.
ББК 81.411.2 – 96
ISBN 978-5-88267-354-2
© Иркутский государственный
лингвистический университет,
2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................... 4
Урок 1. ПРИЕЗД. ЗНАКОМСТВО ........................................................................... 6
Урок 2. В ПОЛИКЛИНИКЕ ..................................................................................... 21
Урок 3. ЖИЛИЩЕ. БЫТ .......................................................................................... 38
Урок 4. МАГАЗИН. РЫНОК .................................................................................... 57
Урок 5. В БАНКЕ ...................................................................................................... 86
Урок 6. ОФОРМЛЕНИЕ НА РАБОТУ .................................................................. 123
Урок 7. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО (ремонт помещений,
благоустройство территорий, утилизация мусора) .............................................. 152
Урок 8. ТОРГОВЛЯ (рынок, магазин, киоск) ...................................................... 169
Урок 9. БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ремонт одежды и обуви, фотоуслуги,
ремонт жилья) .......................................................................................................... 181
Урок 10. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ .............................................................. 217
Библиографический список .................................................................................... 240
Приложение ............................................................................................................. 242
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий учебник представляет собой интенсивный начальный
коммуникативный курс русского языка для взрослых иностранцев, изучающих
русский язык под руководством преподавателя и владеющих им в
недостаточной мере для осуществления общей коммуникации на уровнях А1 и
А2. Благодаря построению по принципу от "простого к сложному" учебник
может быть использован и при самостоятельном изучении языка.
Задача данного учебника – обеспечение быстрого освоения разных аспектов
русского языка и речи для удовлетворения основных коммуникативных
потребностей в условиях трудовой деятельности иностранного гражданина в
Российской федерации. Этим объясняется фрагментарный характер
представления языкового материала, в отборе и группировке которого авторы
исходили из следующих принципов: 1) иностранные граждане приезжают на
непродолжительное время без получения гражданства; 2) иммигрант нуждается
в осознании национально-культурных ценностей нового места проживания и
работы; 3) трудовому мигранту необходимо понимать русскую речь в
ограниченном количестве коммуникативных ситуаций.
Учебник состоит из 10 уроков, каждый из которых направлен на:
1) освоение лексики обыденной жизни и профессиональной деятельности в
пределах профессиональных сфер "Жилищно-коммунальное хозяйство",
"Торговля", "Бытовое обслуживание" (всего более 500 единиц); 2) знакомство с
основными правилами поведения в стране проживания; 3) формирование
навыков чтения и письма по темам профессиональных модулей на основе
элементарных грамматических знаний; 4) понимание содержания ситуаций
бытового и профессионального общения в монологическом и диалогическом
исполнении; 5) развитие умений построения монологической и интерактивной
речи в соответствии с заданной тематикой социально-бытовой и социальнокультурной
сфер общения.
Система упражнений основана на следующих переходах: "от речевого
образца к правилу", "от правила к коммуникативной ситуации", "от
4
Стр.4
коммуникативной ситуации к речи". Каждый урок содержит упражнения,
которые способствуют усвоению:
1) произносительной стороны русской речи (звуки, интонация, ударение);
2) грамматических правил в пределах уровней А1, А2;
3) речевого этикета (в том числе, профессионального);
4) некоторых правил правописания;
5) лексико-грамматического и культурологического материала путем
повтора моделей;
6) социокультурных особенностей России и Сибири.
Уроки сопровождены тематическими иллюстрациями.
Большое внимание авторами учебника уделено культурологической
информации, связанной с регионом пребывания, которая представлена в виде
текстов (объемом не более 200 слов, в том числе, 2 % незнакомых) на
понимание и проверку понятого содержания. Элементы социокультурной
интеграции, нашедшие отражение в предлагаемых уроках, способствуют
изучению повседневного уклада жизни сибиряков и особенностей организации
профессиональной деятельности в России. Тексты и задания знакомят с
положением иностранца в стране и его социально-коммуникативными
потребностями. Целью данной части урока является снятие психологических
барьеров посредством ликвидации культурно-языкового непонимания.
Авторский коллектив будет признателен за замечания, сделанные по
содержанию настоящего учебника, которые будут учтены при публикации
последующих изданий.
5
Стр.5