Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Философия религии: в 3 т. Т. 3: Праксеология религии (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПивоваров Д. В.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц477
ID209414
АннотацияРассматриваются основные понятия и принципы праксеологии религии. Об- суждаются типы религиозных организаций, система сакрализации базовых цен- ностей, роль религиозных идеалов в основании культуры, сущность духовного об- разования, проблема смысла жизни человека. В конце этого тома дается приложе- ние к трехтомнику: краткая история западноевропейской философии религии XVII–XIX вв. и словарь основных терминов
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 033300 «Религиоведение»
ISBN978-5-7996-0768-5
УДК21
ББКЭ210
Пивоваров, Д. В. Философия религии: в 3 т. Т. 3: Праксеология религии : учеб. пособие / Д. В. Пивоваров .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 477 с. — ISBN 978-5-7996-0768-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/209414 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. В. Пивоваров ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Том 3 ПРАКСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 033300 «Религиоведение» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 УДК 21 ББК Э210 П32 Р е ц е н з е н т ы: кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор Ю . <...> Ф е д я е в, доктор философских наук, профессор (Омский государственный университет) П32 Пивоваров, Д. В. Философия религии : в 3 т. <...> Обсуждаются типы религиозных организаций, система сакрализации базовых ценностей, роль религиозных идеалов в основании культуры, сущность духовного образования, проблема смысла жизни человека. <...> В конце этого тома дается приложение к трехтомнику: краткая история западноевропейской философии религии XVII–XIX вв. и словарь основных терминов. <...> Сакрализация — специфическая функция религии (86) 6 Оглавление Глава 3. <...> Начальное образование как освоение базовых идеалов культуры (299). <...> Наряду с онтологическими и гносеологическими проблемами отношения человека к абсолютной реальности философия религии интересуется методологическими и аксиологическими вопросами религиозной активности. <...> Праксеология религии изучает поведение верующих, внекультовую и культовую активность религиозных организаций, религиозные обряды, церемонии и т. п. <...> В этом томе учебного пособия рассматриваются наиболее важные темы праксеологии религии: церковь как важнейшее средство связи с Абсолютом; сакрализация фундаментальных идеалов культуры; культ, обычай, норма, ритуал, обряд, молитва; религиозная идеология; традиционализм и новаторство; свобода совести, толерантность, ненасилие, пацифизм; религиозное образование; цель и смысл жизни. <...> Христианская церковь религиозной общины, объединения людей на основе общности вероучения и культа; 2) сакральное пространство; 3) в обыденном употреблении название христианского <...>
Философия_религии_в_3_т._Т._3_Праксеология_религии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Философия_религии_в_3_т._Т._3_Праксеология_религии.pdf
Стр.1
Стр.2
Д. В. Пивоваров ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В 3 томах Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА Д. В. Пивоваров ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ Том 3 ПРАКСЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 033300 «Ðåëèãèîâåäåíèå» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.4
УДК 21 ББК Ý210 Ï32 Рецензенты: кафедра философии УрО РАН (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор Ю. И. Мирошников); Д . М. Ф е дя е в, доктор философских наук, профессор (Омский государственный университет) Ï32 Пивоваров, Ä. Â. Философия религии : в 3 ò. Ò. 3 : Праксеология религии : [ó÷åá. ïîñîáèå] / Ä. Â. Пивоваров. — Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2012. — 476 ñ. ISBN 978-5-7996-0768-5 (ò. 3) ISBN 978-5-7996-0749-4 Рассматриваются основные понятия и принципы праксеологии религии. Обсуждаются типы религиозных организаций, система сакрализации базовых ценностей, роль религиозных идеалов в основании культуры, сущность духовного образования, проблема смысла жизни человека. В конце этого тома дается приложение к трехтомнику: краткая история западноевропейской философии религии XVII–XIX ââ. и словарь основных òåðìèíîâ. УДК 21 ББК Ý210 ISBN 978-5-7996-0768-5 (ò. 3) ISBN 978-5-7996-0749-4 © Уральский федеральный университет, 2012 © Пивоваров Ä. Â., 2012
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................... 9 Глава 1. ХРИСТИАНСКАЯ ÖÅÐÊÎÂÜ.........................................................11 § 1. Церковь как система ......................................................................11 Понятие церкви (11). Соборность (14). Иерархия (15). Öåðêîâü, ересь и секта (18). Деноминация (24). Культ (25). Конфессионализм (26). § 2. Церковь и государство .................................................................. 27 Церковь и государство в Западной Европе (30). О соотношении церкви и государства в восточном христианстве (33). Эпанагога (34). Русская православная церковь и государство (35). Типы связи церкви и государства (45) § 3. Идеология и церковь ..................................................................... 46 Понятие идеологии (46). Учение идеологистов (48). Сходство и различие религии и идеологии (51) Глава 2. САКРАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ................................................... 55 § 1. Сакральное и нуминозное ............................................................ 55 Понятие сакрального (55). Ð. Отто о священном (61). Нуминозное (62). Развитие понятия сакрального (63) § 2. Религия как сакрализация базовых ценностей ........................... 65 Концепция Дюркгейма (65). Интегральный традиционализм (68). Харизма (68). Таинства в христианстве (69). Система сакрализации (69). Сущность религии: индивидуальна или социальна? (75) Апокатастасис (77). Святой как тип религиозной личности (78). О русских православных святых (80). Монах как тип религиозной личности (81). Монашество на Руси (85). Сакрализация — специфическая функция религии (86)
Стр.6
6 Оглавление Глава 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕАЛЫ В ОСНОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ............. 89 § 1. Культура — идеалообразующая сторона æèçíè......................... 89 О трех концепциях культуры и проблеме их синтеза (90). Этимология и современный смысл термина «культура» (93). Идеалообразование (97). Идеальное и идеал (100). Ideelle и Ideale (104). Три концепции идеального (107). Синтетическая теория идеального (110). Две стороны идеала (110). Èäåàë: проблема авторства (112). Ядро и периферия культуры (115) § 2. Религиозный êóëüò: операциональные модификации .............. 122 Культ (122). Традиция (125). Религиозный традиционализм (127). Обычай (128). Норма (130). Ритуал (133). Îáðÿä(137). Молитва (140) § 3. Роль религии в êóëüòóðå: три модели ........................................ 146 Религия — генотип культуры (147). Хозяйство — генотип культуры (149). Религиозно-хозяйственная модель (150). Взаимоотражение религии и экономики (151). Постсоветская культура (154). Пророки у истока культур (156). О роли Священного предания в культуре (160). Религия и политика (163). Фундаментализм (164) § 4. Космоцентрические и социоцентрические религии и их взаимосвязь в культуре ............................................................... 167 Многообразие культур (167). О социоцентрических культах (169). Русская идея (172). Гражданская религия США: американская идея (177). Оправдание социоцентризма (179). Жукоцкий о религии советизма (180). Атеистическая форма религиозного протеста (182). Логика религиозной войны (183). О культе марксизма в России (184). Каждый религиозен по-своему (186). Связь и противоречие социоцентризма и космоцентризма (187). Реформация в России (190) § 5. Религиозный прогресс и идея будущей общечеловеческой êóëüòóðû....................................................................................... 193 Прорекание новых смыслов (194). Религиозный синтез (196). Предсказание о 1844-ì ã. как начале новой эры (199). Учение о прогрессе в Откровениях (200). Идея объединения человечества (202). Конструктивность национализма (203). Опасность глобализации и мирового тоталитаризма (205). Единство культур (208). Реальное и утопичное в экуменизме (210). Две грани религиозного пророчества (214). Секуляризация (215). Последствия секуляризации (217). Проблема общечеловеческих ценностей (219) Глава 4. ОТНОШЕНИЕ К ИНОВЕРИЮ .................................................... 224 § 1. Совесть ......................................................................................... 224
Стр.7
Оглавление Понятие совести (224). Этическая дилемма интуитивизма и эволюционизма (225). Свобода воли (226). Ñîêðàò, стоики и каббала о совести (227). Христианство о совести (228) § 2. Свобода совести .......................................................................... 232 Понятие свободы совести (232). Детерминизм и свобода (232). Объективный и субъективный смыслы свободы совести (233). Свобода вероисповедания (234). Декреты о свободе совести (236). Нарушение закона о свободе совести в системе образования (238). Условия полной реализации свободы совести (239). Религиозное свободомыслие (240) § 3. Толерантность и ненасилие ........................................................ 242 Этимология и тезаурус термина «толерантность» (242). Дефиниция толерантности (244). Об истории понятия толерантности (245). Ценность толерантности (247). Два вида толерантности (249). Религиозная толерантность (250). Насилие (252). Ненасилие (253). Толстой о непротивлении злу насилием (255). Ильин о сопротивлении злу насилием (258). Декларация мирового этоса Кюнга (259) § 4. Ð. Нибур о церковном пацифизме .............................................. 263 Пацифизм (263). Феномен религиозного пацифизма (264). Укорененность греха (265). Евангелие не только весть о любви (265). Ересь гуманизма (267). Оправдание пацифизма (269). Дилемма пацифизма (270) § 5. Симфоника как методология толерантного ñïîðà.................... 272 Общая идея и принципы симфоники (272). Принцип гармонического единства веры и знания (275). Принцип мировоззренческих антиномий (276). Принцип взаимного дополнения (276). Принцип симфонического сомнения (277). Принцип равного величия (277). Оксирома (278). Крипта (279). Древо познания (280). Пространство познания (284. Доказательства коллективные и всеобщие, реальные и мнимые (288) Глава 5. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ................................................ 292 § 1. Воспитание и образование ......................................................... 292 Реализация способностей человека через воспитание и образование (292). Религиозная школа (294). Антирелигиозная школа (295). Светская школа (295). Исторические сведения о религиозной школе (296). Религиозная школа в России (297). Начальное образование как освоение базовых идеалов культуры (299). Принципы общего образования (301). Задачи духовного образования (304) 7
Стр.8
8 Оглавление § 2. О преподавании религии ............................................................ 305 Кто должен преподавать основы религий? (305) Об освоении идеалов родной культуры (306). Философия и система образования (308). Христианство о роли интеллекта в образовании (309). А. Кураев о факультативе «Основы православной культуры» (310). Антиномическая педагогика (312) Глава 6. СМЫСЛ ÆÈÇÍÈ......................................................................... 315 § 1. Проблема смысла æèçíè............................................................. 315 Понятие смысла жизни (318). Виртуальность смысла жизни (322). Два подхода к проблеме смысла жизни (323). Смысл жизни как осознание жизни (326). Иррациональность смысла жизни (329). Что такое «ÿ»? (331) Что такое æèçíü? (334) Смерть (335). Две смысложизненные тенденции (338). Социальная роль и смысл жизни (340). Абсурдна ли æèçíü? (341) § 2. Основные грани смысла æèçíè.................................................. 342 Священные Писания о смысле жизни (342). Смысл жизни как связь с Абсолютом (343). Смысл жизни задан Богом (345). Любовь и смысл жизни (347). Единство людей и смысл жизни (348). Равенство людей как момент социального смысла жизни (349). Цель жизни человека в отношении к природе (350). Парадокс конечности и бесконечности человека (352). В чем предназначение человечества? (354) Формулы выражения смысла жизни (355) Контрольные вопросы и задания ........................................................... 356 Список рекомендуемой ëèòåðàòóðû...................................................... 360 Приложение к учебному пособию «Философия ðåëèãèè» ................. 375 Краткая история западноевропейской философии религии (XVII–XIX ââ.)............................................................................. 377 Словарь основных òåðìèíîâ...................................................... 461
Стр.9
ВВЕДЕНИЕ Пракс е о логия (греч. рсOоЯт — действие) — философская концепция деятельности, совмещающая представления об общих правилах и ценностях кооперированных действий. Синтезируя методологию (от греч. мецпдпт — путь исследования) и аксиологию (от греч. ЬоЯб— ценность), праксеология изучает общую структуру действия в отвлечении от его изменяющихся состояний, т. е. является своего рода нормативной грамматикой человеческого действия. Термин «праксеология» первым употребил Л. Бурдье (1882), ввел в оборот À. Эспинас (1923), восприняли Å. Слуцкий (1926) и Ò. Котарбиньский (1947). Проект праксеологии как особой научной дисциплины выдвинул и обосновал Ò. Котарбиньский (1886—1981), один из главных представителей львовско-варшавской школы. Этот польский логик и философ оригинально развил идеи неомарксиста Г. Петровича (югославская школа «Праксис»), прагматиста Дж. Дьюи (версия американского инструментализма) и русского эмпириомониста А. А. Богданова (тектология как всеобщая организационная наука). Свой проект «науки действия» Котарбиньский изложил в ряде трудов, в том числе в «Ïðàêñåîëîãèè» (1947) и «Òðàêòàòå о хорошей работе» (1955). Много внимания в его сочинениях уделено идеалам и средствам эффективной деятельности, сотрудничеству и борьбе взаимодействующих людей, традициям и новаторству в культуре. Проект Котарбиньского1 сегодня активно реализуется в формах 1 Ñì.: Kotarbinski T. Praxeology: an Introduction to the Sciences of Efficient Action. Oxford, 1965.
Стр.10