Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская таможенная академия
Владивостокский филиал <...> К таким исходным положениям следует отнести следующие:
— таможенные органы оказывают услуги участникам
ВЭД в реализации ими своего права перемещать
товарно-материальные ценности через таможенную
территорию;
— институт таможенного дела есть институт государства, который призван обеспечивать защиту национальных интересов страны вообще и ее граждан, регулируя порядок ввоза и вывоза ценностей;
— таможенные органы обеспечивают выполнение своих
функций в условиях ограниченных трудовых, материальных ресурсов, что ставит перед ними одновременно задачи по эффективному их использованию на
основе установленных перед системой показателей
и критериев;
— интересы таможенного органа и его целевые ориентиры могут не совпадать с целевыми ориентирами
отдельных участников ВЭД, что предполагает изначально появление конфликта интересов;
— все участники не обладают всей полнотой информации о действиях и намерениях сторон в процедурах
оформления, декларирования, перемещения за содержательной частью процесса таможенного контроля, констатируя и воспроизводя тем самым условия
для ассиметричности информации;
4
— основные участники ВЭД и ответственные работники таможенных органов понимают опасности, риски,
которые возникают при нарушении правил таможенного регламента, и могут принимать решения,
как вписывающиеся в сферу рационального, так
и выходящие вне рационального поведения, обнаруживая тем самым «когнитивную несостоятельность
субъекта». <...> Следует скорее принять в качестве основополагающей
доминанты то положение, что встраиваемый таможенными органами порядок прохождения таможенных процедур,
5
навязывание этого порядка участникам ВЭД, наталкивается на сформированные устойчивые образы поведения участников <...>
Управление_рисками_при_таможенном_контроле_товаров_и_транспортных_средств_.pdf
Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская таможенная академия
Владивостокский филиал
В.А. Останин
Н.А. Шаланина
Управление рисками
при таможенном контроле товаров
и транспортных средств
Учебное пособие
Рекомендовано Дальневосточным региональным
учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве
учебного пособия для студентов специальностей: 080115.65
Таможенное дело, 080502.65 Экономика и управление
на предприятии (таможня) вузов региона
Владивосток
2011
Стр.1
УДК 339.5
ББК 65.428
О-64
Рецензенты:
Бурый В.А., к.т.н., доцент, и.о. зав. кафедрой эксплуатации
и управления транспортом Дальневосточного государственного
технического рыбохозяйственного университета
Малышенко Ю.В., д.э.н., профессор кафедры ОТК и ТСТК
Владивостокского филиала Российской таможенной академии
О-64
Останин, В.А.
Управление рисками при таможенном контроле товаров
и транспортных средств: учебное пособие / В.А. Останин,
Н.А.Шаланина; Российская таможенная академия, Владивостокский
филиал. — Владивосток: РИО Владивостокского филиала
Российской таможенной академии, 2011. — 140 с.
ISBN 978-5-9590-0571-9
В учебном пособии комплексно изложены основные
теоретические и методические вопросы управления рисками,
возникающими в деятельности таможенных органов Российской
Федерации. Разработано в обеспечение дисциплин «Рискменеджмент»,
«Система управления рисками в таможенных
органах Российской Федерации», «Организация таможенного
контроля товаров и транспортных средств».
Для преподавателей, аспирантов и студентов Российской
таможенной академии.
ISBN 978-5-9590-0571-9
© Владивостокский филиал
Российской таможенной академии, 2011
УДК 339.5
ББК 65.428
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................... 4
Глава 1. Экономическая природа риска
1.1. Основные теоретические предпосылки рискологии ...... 12
1.2. Методологические подходы к пониманию
экономической природы риска................................................ 29
1.3. Методы оценки риска ........................................................ 31
Глава 2. Таможенные риски как объект риск-менеджмента
2.1. Потоки услуг таможенных органов и потоки рисков
в таможенном деле .................................................................. 44
2.2. Специфика применения профилей рисков
в таможенной деятельности .................................................... 50
Глава 3. Классификация и анализ видов рисков
в таможенном деле
3.1. Критерии классификации рисков по характеристике
опасности ................................................................................... 72
3.2. Критерии классификации рисков по характеру
подверженности риску ............................................................. 75
3.3. Критерии классификации рисков по характеристике
имеющейся информации о риске............................................ 76
3.4. Меры риска, используемые для снижения
воздействия риска в таможенном деле .................................. 78
Глава 4. Совершенствование методов и приемов
таможенного риск-менеджмента в условиях
государственно-частного партнерства
4.1. Таможенный риск-менеджмент: понятие, принципы,
проблемы использования ........................................................ 80
4.2. Государственно-частное партнерство: модели, формы
и механизм реализации в таможенном деле ........................ 95
4.3. Совершенствование механизма государственночастного
партнерства ............................................................. 103
Глоссарий ..................................................................................... 115
Список использованных источников ................................... 134
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние теории и практики таможенного
дела в Российской Федерации позволяет в качестве исходного
положения констатировать некоторые принципиально
важные положения, которые необходимо учитывать при разработке
и совершенствовании таможенных процедур вообще
и процедур таможенного контроля, в частности. К таким исходным
положениям следует отнести следующие:
— таможенные органы оказывают услуги участникам
ВЭД в реализации ими своего права перемещать
товарно-материальные ценности через таможенную
территорию;
— институт таможенного дела есть институт государства,
который призван обеспечивать защиту национальных
интересов страны вообще и ее граждан, регулируя
порядок ввоза и вывоза ценностей;
— таможенные органы обеспечивают выполнение своих
функций в условиях ограниченных трудовых, материальных
ресурсов, что ставит перед ними одновременно
задачи по эффективному их использованию на
основе установленных перед системой показателей
и критериев;
— интересы таможенного органа и его целевые ориентиры
могут не совпадать с целевыми ориентирами
отдельных участников ВЭД, что предполагает изначально
появление конфликта интересов;
— все участники не обладают всей полнотой информации
о действиях и намерениях сторон в процедурах
оформления, декларирования, перемещения за содержательной
частью процесса таможенного контроля,
констатируя и воспроизводя тем самым условия
для ассиметричности информации;
4
Стр.4
— основные участники ВЭД и ответственные работники
таможенных органов понимают опасности, риски,
которые возникают при нарушении правил таможенного
регламента, и могут принимать решения,
как вписывающиеся в сферу рационального, так
и выходящие вне рационального поведения, обнаруживая
тем самым «когнитивную несостоятельность
субъекта».
Стремление вырабатывать регламенты процедур таможенного
контроля, исходя из предположения о прозрачности
классического мышления с его доминированием принципов
обратимости, детерминистической причинности скорее стало
уже достоянием истории науки экономической психологии.
Эти принципы стали заменяться, эволюционировать, уступать
свое место посылкам о «непрозрачности», «смутности»,
по мысли И. Пригожина и И. Стенгерс, в поведении субъектов,
обнаруживая спонтанность, непредсказуемость и полидетерминизм
и поведении людей.
Это дает основания предложить, что свою эффективность
в выработке процедур таможенного контроля будут проявлять
те формы, которые все в большей степени будут отходить
от состояния, когда в центр сознания участников деятельности
и самого осмысления деятельности помещалось «осмысленная
и прозрачная деятельность». Это фундаментальное
положение классической психологии уступает место положениям
современной фундаментальной психологии, которая
все большее значение начинает придавать «непрозрачному»
функционированию бессознательного, основанного на «параллельных
процессах символического мышления и во многих
отношениях отличного от классического знания.
Следует скорее принять в качестве основополагающей
доминанты то положение, что встраиваемый таможенными
органами порядок прохождения таможенных процедур,
5
Стр.5