ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ И ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(из серии игр-сказок «СКАЗКИ СОЛНЫШКА И СНЕГОВИКА»)
Цвет – одно из самых доступных для ребенка средств художественной выразительности. <...> Эстетический мотив при выборе цв ета формируется у ребенка постепенно: ведущим критерием выбора цвета в старшем дошкольном детстве является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют
общие цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета у детей дошкольного возраста, отличные от особенностей цветовосприятия взрослых); рисунок приобретает декоративность – ребенок «играет» цветом, исследует его свойства и возможности. <...> Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в
рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в обучении. <...> Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих
решения как на теоретическом, так и практическом уровне. <...> Недостаточное внимание к
обогащению содержания дошкольного образования методическими аспектами обучения
дошкольников основам цветоведения, развитию способностей цветовидения и восприятия
эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания
интереса современного ребенка к изобразительному творчеству. <...> Таким образом, проблема формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста:
во-первых, обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения;
во-вторых, мало отражена в научно-методической и учебной литературе для дошкольного образования;
в-третьих, нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала;
в-четвертых, интересна и перспективна в условиях информатизации общества и
глобализации культурных процессов, актуализирующих духовно-нравственный и творческо-эстетический потенциал личности <...>
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ_И_ПОЗИТИВНОЕ_ОТНОШЕНИЕ_К_МИРУ__У_СТАРШИХ_ДОШКОЛЬНИКОВ_(из_серии_игр-сказок_«СКАЗКИ_СОЛНЫШКА_И_СНЕГОВИКА»).pdf
Русакова Т.Г.,
Колисниченко Т.Н.
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ И ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(из серии игр-сказок «СКАЗКИ СОЛНЫШКА И СНЕГОВИКА»)
Цвет – одно из самых доступных для ребенка средств художественной выразительности.
В своих работах дети активно используют разнообразные цветовые сочетания преимущественно
ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется в большей или меньшей
степени на протяжении всего дошкольного периода. Эстетический мотив при выборе цвета
формируется у ребенка постепенно: ведущим критерием выбора цвета в старшем дошкольном
детстве является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют
общие цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета у детей дошкольного
возраста, отличные от особенностей цветовосприятия взрослых); рисунок приобретает
декоративность – ребенок «играет» цветом, исследует его свойства и возможности.
Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в
рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в обучении.
Развитие
цветовосприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих
решения как на теоретическом, так и практическом уровне. Недостаточное внимание к
обогащению содержания дошкольного образования методическими аспектами обучения
дошкольников основам цветоведения, развитию способностей цветовидения и восприятия
эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания
интереса современного ребенка к изобразительному творчеству. Известно, что основные
новообразования в возрасте от 6 до 10 лет — произвольные психические процессы, внутренний
план действий, рефлексия поведения. Рисование при этом играет роль одного из
механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также
способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации
к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на
развитии ребенка в целом.
Таким образом, проблема формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного
возраста:
во-первых, обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования
подрастающего поколения;
Стр.1