В пособии отражены современные требования к урокам изобразительного искусства, критерии отбора художественных произведений и методика работы
с ними, критерии оценивания детских работ и процесса их творческой деятельности на
уроке. <...> Б.М.Неменского, предложены варианты конспектов уроков по данным программам, варианты внеклассной и внешкольной работы. <...> Требования к оформлению плана-конспекта урока
14
Структура и содержание урока изобразительного искусства (программа «Изобразительное искусство», авт. <...> Организация и проведение уроков тематического рисования: 21
-
Задачи обучения школьников тематическому рисованию
Содержание занятий тематическим рисованием
Методика работы над иллюстрацией к рассказу
Методика работы над иллюстрацией к сказке
Методика работы над учебной тематической композицией
Творческие сочинения картин на темы, придуманные детьми <...> Организация и проведение уроков декоративного рисова- 27
ния:
-
Виды декоративных работ в начальной школе
Методика проведения занятия по декоративному искусству во 2
классе
Методика работы над коллективной декоративной композицией <...> Организация и проведение урока-беседы
-
-
Педагогические условия эффективного проведения уроков-бесед
Ознакомление учащихся с живописным произведением
План-конспект урока-беседы «Икона "Чудо Георгия о змие"»
3 <...> Структура и содержание интегрированного урока (программа
«Изобразительное искусство и художественный труд», авт. <...> Организация и проведение уроков по теме «Искусство ви- 39
деть» (1 класс)
-
Особенности обучения 6-леток работе с художественными материалами
План-конспект урока «Какие можно придумать дома» <...> Организация и проведение уроков по теме «Ты и искус- 41
ство» (2 класс)
- План-конспект урока «Выражение характера человека через
украшение» <...> Организация и проведение уроков по теме «Искусство во- 45
круг нас» (3 класс)
- План-конспект урока «Наследие предков – памятники архитектуры. <...> Организация и проведение уроков <...>
УРОК_ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО_ИСКУССТВА__В_НАЧАЛЬНОЙ_ШКОЛЕ.pdf
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Оренбургского государственного педагогического университета
Рецензенты:
Ретюнский В.Н. – к.п.н., доцент кафедры педагогики Орского гуманитарно-технологического
института (филиал Оренбургского
государственного университета)
Кузнецова Л.Д.
- к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики дошкольного и
начального образования Оренбургского государственного
педагогического университета
Русакова Т.Г.
Урок изобразительного искусства в начальной школе: учебнометодическое
пособие к педагогической практике студентов. Оренбург: Изд.
Оренбургск. гос. пед. университета, 2004. 113 с.
Учебно-методическое пособие к педагогической практике студентов факультета
педагогики и методики начального образования по курсу ГОС ВПО «Методика преподавания
изобразительного искусства с практикумом» соответствует содержанию высшего
профессионального образования по специальности 031200 – Педагогика и методика
начального образования. В пособии отражены современные требования к урокам изобразительного
искусства, критерии отбора художественных произведений и методика работы
с ними, критерии оценивания детских работ и процесса их творческой деятельности на
уроке. В пособии также даны рекомендации к проведению занятий по изобразительному
искусству в 1-4 классах общеобразовательной школы по программам В.С.Кузина и
Б.М.Неменского, предложены варианты конспектов уроков по данным программам, варианты
внеклассной и внешкольной работы. Пособие предназначено студентам педагогических
вузов и колледжей, учителям изобразительного искусства, может быть интересно педагогам
дополнительного образования и специалистам дошкольных образовательных
учреждений.
Русакова Т.Г.
Издательство ОГПУ,2004
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Задачи и содержание педагогической практики по изобразительному
искусству в начальной школе
4
5
2. Младший школьник как субъект художественно-творческой деятельности
2.1.
Общая характеристика детского изобразительного творчества
2.2.
Специфика детского рисунка
2.3. Особенности художественного восприятия младших школьников
6
7
9
3.
Содержание подготовительной работы к проведению урока и оформление
плана-конспекта
3.1. Подготовка студента-практиканта к планированию урока
3.2. Структура плана-конспекта по изобразительному искусству 13
3.3. Требования к оформлению плана-конспекта урока
12
14
4. Структура и содержание урока изобразительного искусства (программа
«Изобразительное искусство», авт. В.С.Кузин)
4.1. Содержание основных этапов работы на уроке изобразительного
искусства
4.2. Методические рекомендации по организации и проведению
уроков рисования с натуры:
- Оборудование уроков рисования с натуры
- Постановка учебных задач на уроках рисования с натуры
- Постановка учебного натюрморта
- Методические рекомендации по проведению урока рисования с
натуры натюрморта в 4 классе
4.3. Организация и проведение уроков тематического рисования:
- Задачи обучения школьников тематическому рисованию
- Содержание занятий тематическим рисованием
- Методика работы над иллюстрацией к рассказу
- Методика работы над иллюстрацией к сказке
- Методика работы над учебной тематической композицией
- Творческие сочинения картин на темы, придуманные детьми
4.4. Организация и проведение уроков декоративного рисования:
-
Виды декоративных работ в начальной школе
- Методика проведения занятия по декоративному искусству во 2
классе
- Методика работы над коллективной декоративной композицией
4.5. Организация и проведение урока-беседы
- Педагогические условия эффективного проведения уроков-бесед
- Ознакомление учащихся с живописным произведением
- План-конспект урока-беседы «Икона "Чудо Георгия о змие"»
3
27
21
15
17
Стр.3
5. Структура и содержание интегрированного урока (программа
«Изобразительное искусство и художественный труд», авт.
Б.М.Неменский)
5.1. Организация и проведение уроков по теме «Искусство ви39
деть»
(1 класс)
- Особенности обучения 6-леток работе с художественными материалами
-
План-конспект урока «Какие можно придумать дома»
5.2. Организация и проведение уроков по теме «Ты и искусство»
(2 класс)
- План-конспект урока «Выражение характера человека через
украшение»
5.3. Организация и проведение уроков по теме «Искусство вокруг
нас» (3 класс)
- План-конспект урока «Наследие предков – памятники архитектуры.
Беседка-ротонда»
5.4. Организация и проведение уроков по теме «Каждый
народ земли – художник» (4 класс)
- Методические рекомендации по проведению блока уроков «Образ
художественной культуры Древней Греции»
6. Анализ продукта изобразительной деятельности младших
школьников
7. Анализ урока изобразительного искусства
- Общие критерии оценки профессиональной компетентности педагога
-
Схема анализа урока изобразительного искусства
8. Организация внеклассной и внешкольной работы
- Виды внеклассной и внешкольной работы
- Программа кружка «Декоративное искусство Оренбуржья»
9. Опытно-экспериментальная работа по методике преподавания
изобразительного искусства
- Подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы
- Оформление плана-конспекта экспериментального урока
- Оформление блока экспериментальных уроков
- Оформление результатов наблюдений на формирующем этапе
опытно-экспериментальной работы
Список рекомендуемой литературы
Краткий словарь художественных терминов
Приложение
60
61
64
58
54
52
53
48
45
41
4
Стр.4
Введение
Урок изобразительного искусства – это, прежде всего, урок активизации
творческих, духовных и интеллектуальных ресурсов младших школьников,
условие их нравственно-эстетического развития. В данном пособии раскрываются
основные подходы к проведению урока изобразительного искусства,
соответствующего требованиям Государственного образовательного
стандарта.
Краткие сведения о специфике детского рисунка и особенностях художественного
восприятия детей младшего школьного возраста введены в содержание
пособия для того, чтобы студент-практикант более профессионально
смог подойти к анализу детских рисунков, выделяя их собственно художественные
достоинства, и грамотно познакомить с произведениями изобразительного
искусства, давая школьникам не только искусствоведческие сведения,
но и возможность сформировать самостоятельное суждение о произведении,
научить не только смотреть, но и видеть, формировать личностный
смысл.
Содержание пособия даёт возможность студенту самостоятельно подготовиться
к проведению урока по данному предмету: определиться с программным
материалом, выбрать тему, подобрать методическую литературу,
написать конспект урока и разработать наглядные пособия, реализовать свой
творческий замысел на практике и проанализировать результаты собственной
деятельности и работы учащихся на уроке.
Образцы конспектов уроков, предложенные в пособии, предназначены
для активизации педагогического творчества студентов, развития их креативных
способностей. Часть методического материала (конспекты уроков,
программа кружка, внеклассные мероприятия) разработана с учётом регионального
компонента образовательной области «Искусство».
В Приложении перечислены основные правила изобразительного искусства,
знание которых обеспечит грамотный подход к художественнотворческой
деятельности будущего учителя, а также к обучению младших
школьников основам художественной грамоты.
Учебно-методическое пособие «Урок изобразительного искусства в
начальной школе» решает задачи методического справочника для студентов
факультета педагогики и методики начального образования, самостоятельно
дающих уроки изобразительного искусства в рамках прохождения активной
педагогической практики в начальной школе на 4 курсе и стажёрской практики
на 5 курсе.
5
Стр.5