Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Диагностические методы и терапевтические техники работы с семьей как с системой (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМакушина Ольга Петровна
АвторыТенькова Валентина Алексеевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц75
ID208878
АннотацияВ данном методическом пособии представлены методики, позволяющие получить эмпирическую информацию о семейных отношениях, и психотерапевтические техники, применение которых способствует развитию как отдельных членов семьи, так и семейной системы в целом.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4-го и 5-го курсов очной, 3-го и 4-го курсов очно-заочной форм обучения специальности психология факультета философии и психологии ВГУ.
Макушина, О. П. Диагностические методы и терапевтические техники работы с семьей как с системой / В. А. Тенькова; О. П. Макушина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 75 с. — 74 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208878 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. П. Макушина, В. А. Тенькова ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ КАК С СИСТЕМОЙ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 декабря 2010 г., протокол № 1400-09 Рецензент доц. <...> Техники создаются в качестве орудий для достижения определенных психотерапевтических целей. <...> В отличие от объективных и стандартизированных диагностических тестов, техники могут применяться достаточно гибко при адекватной, полной и творческой оценке психотерапевтом конкретной терапевтической ситуации. <...> В данном методическом пособии представлены методики, позволяющие получить эмпирическую информацию о семейных отношениях, и психотерапевтические техники, применение которых способствует развитию как отдельных членов семьи, так и семейной системы в целом. <...> Материал, представленный в пособии, подразделен на две части: диагностика супружеских отношений и техники семейной и супружеской терапии. <...> Психодиагностические методики и психотерапевтические техники, вошедшие в данное пособие, могут быть использованы студентами в рамках изучения дисциплин «Психология семейных отношений», «Семейное консультирование и терапия», при выполнении учебно-исследовательских и практических работ, а также в ходе научно-квалификационной и производственной практик. <...> МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В ДОБРАЧНОЙ ПАРЕ Изучение межличностного восприятия в добрачной паре составляет один из аспектов исследования добрачных отношений. <...> Его прикладное значение заключается в том, что само межличностное восприятие непосредственно связано с характером отношений в добрачной паре и удовлетворенностью ими. <...> Можно предположить, что восприятие в добрачной паре связано с удовлетворенностью сложившимися отношениями, оценкой партнера как возможного супруга и т.д. <...> Абалакиной [4] методика изучения <...>
Диагностические_методы_и_терапевтические_техники_работы_с_семьей_как_с_системой.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. П. Макушина, В. А. Тенькова ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ КАК С СИСТЕМОЙ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4 1. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ........................................... 5 1.1. Межличностное восприятие в добрачной паре ................................ 5 1.2. Шкала любви и симпатии ................................................................. 11 1.3. Опросник ПЭА................................................................................... 12 1.4. Опросник сексуальности Г. Айзенка ............................................... 15 1.5. Методика оценки сексуального профиля........................................ 25 1.6. Метод диагностики межличностных отношений Т. Лири ............ 33 1.7. «Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова – вариант методики «Незавершенные предложения».............................................................. 42 1.8. Цветовой тест отношений А. Эткинда............................................. 45 2. ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ТЕРАПИИ ........................ 49 2.1. Фантазия и образы............................................................................. 49 2.1.1. Техника «Воспоминания»...................................................... 51 2.1.2. Техника «Семейное кукольное интервью» .......................... 53 2.1.3. Техника «Если бы я был…»................................................... 55 2.2. Социометрические техники.............................................................. 58 2.2.1. Семейная скульптура.............................................................. 59 2.2.2. Семейная хореография ........................................................... 62 2.2.3. Генограмма .............................................................................. 63 2.3. Парадоксальные техники.................................................................. 67 2.3.1. Рефрейминг.............................................................................. 69 2.3.2. Симуляция симптома.............................................................. 70 2.3.3. Иллюзия альтернатив ............................................................. 72 ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................... 74 3
Стр.3
Текст опросника 1. Знакомы ли ваши близкие друзья с NN? 1) да 2) нет 2. Как вам кажется, нравится ли NN вашим близким друзьям? 1) да, NN им нравится 2) вероятно, нравится 3) вряд ли нравится 4) нет, NN им не нравится 3. Знакомы ли ваши родители с NN? 1) да 2) нет 4. Как вы думаете, нравится ли NN вашим родителям? 1) да, NN им нравится 2) вероятно, нравится 3) вряд ли нравится 4) нет, NN им не нравится 5*. Как вы считаете, в течение следующих 6 месяцев ваши отношения с NN станут более или менее близкими, чем сейчас? 1) гораздо менее близкими, чем сейчас 2) немного менее близкими, чем сейчас 3) немного более близкими, чем сейчас 4) гораздо более близкими, чем сейчас 6. Бывает ли вам скучно вдвоем с NN? 1) не бывает практически никогда 2) бывает, но очень редко 3) бывает, и довольно часто 4) бывает практически всегда 7*. Можно ли сказать, что вы всегда были согласны друг с другом в оценке большинства ваших общих друзей? 1) нет 2) скорее нет, чем да 3) скорее да, чем нет 4) да 8. Как вы оцениваете возможность того, что через какое-то время вы с NN поженитесь? 1) скорее всего, так и будет 2) это вполне вероятно 3) это мало вероятно 4) вряд ли это может произойти 9. Хочется ли вам иногда отдохнуть от NN, побыть некоторое время в одиночестве? 1) нет, никогда 2) да, но очень редко 6
Стр.6
3) да, но только периодически 4) да, очень часто 10. Как часто, на ваш взгляд, вы с NN проводите вместе свое свободное время: ходите в театр, в кино, в гости, гуляете, выезжаете за город и т.п.? 1) часто 2) довольно часто 3) довольно редко 4) редко 11. Появляются ли у вас мысли о NN как о возможном муже или жене? 1) появляются часто 2) появляются редко 3) иногда появляются 4) такие мысли не появляются никогда 12. Как вы считаете, хорошим ли партнером по развлечениям является NN? 1) очень хорошим 2) достаточно хорошим 3) довольно плохим 4) плохим 13*. Когда у вас бывают неприятности, плохое настроение и т.д., становится ли вам легче от общения с NN? 1) редко становится легче 2) иногда становится легче 3) часто становится легче 4) становится легче практически всегда 14. Бывали ли у вас серьезные конфликты, длительные ссоры? 1) никогда не было 2) было один раз 3) было два раза 4) было три раза и более 15*. Случается ли, что NN резко разговаривает с вами? 1) практически всегда 2) это бывает часто 3) это бывает редко 4) никогда 16. Считаете ли вы себя дружной парой? 1) да 2) скорее да, чем нет 3) скорее нет, чем да 4) нет 17*. Случается ли, что вы резко разговариваете с NN? 1) почти всегда 2) часто 3) редко 4) никогда 7
Стр.7
18. Часто ли у вас появляется желание расстаться с NN? 1) никогда не появляется 2) очень редко 3) иногда 4) часто 19*. Если ваши взгляды с NN по какому-либо поводу расходятся, то всегда ли вы пытаетесь убедить NN, что вы правы? 1) пытаюсь всегда 2) часто 3) редко 4) никогда не пытаюсь убедить 20*. Если ваши взгляды по какому-либо поводу не совпадают со взглядами NN, то всегда ли NN старается доказать вам свою правоту? 1) пытается всегда 2) часто 3) редко 4) никогда 21. Как вы думаете, можно ли вас с NN назвать близкими людьми? 1) да 2) скорее да, чем нет 3) скорее нет, чем да 4) нет 22*. Часто ли вы ссоритесь с NN? 1) очень часто 2) иногда 3) редко 4) никогда 23. Часто ли вы, обращаясь друг к другу, используете смешные прозвища? 1) почти всегда 2) иногда 3) редко 4) никогда 24. Часто ли вы стараетесь рассмешить друг друга? 1) почти всегда 2) иногда 3) редко 4) никогда 25. Как вы думаете, кто из вас двоих больше вовлечен в отношения: вы или NN? 1) мы вовлечены в отношения в равной степени 2) NN вовлечен(а) в отношения больше, чем я 3) я вовлечен больше, чем NN 4) трудно сказать 8
Стр.8