Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

История культуры Востока (110,00 руб.)

0   0
Первый авторГущина Вера Николаевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц46
ID208869
АннотацияДанный курс ориентирован на анализ устойчивых культурных феноменов (религии, искусства, науки), а также на взаимосвязи культуры и общества, культуры и природы. Большое внимание уделяется культуре труда и быта и её специфике в разных регионах Востока.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов-бакалавров 2-го курса отделения культурологии факультета философии и психологии
Гущина, В. Н. История культуры Востока / В. Н. Гущина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 46 с. — 45 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208869 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Составитель <...> В. Н. Гущина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 27 июня 2011 г., протокол № 1400-06 Рецензент канд. филос. наук, доц. <...> 14 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История культуры Востока» относится к профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 «Культурология» (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла, в культурно-исторический модуль, который читается на втором курсе дневного отделения в третьем семестре. <...> В соответствии с государственным образовательным стандартом курс включает в себя изучение традиционных культур Востока и основных этапов их развития. <...> Анализ исторического развития культуры Востока начинается с рассмотрения процессов возникновения древнеегипетской культуры и культуры Месопотамии, включает изучение традиционной индийской и китайской культур и заканчивается изучением культуры Японии. <...> В результате изучения истории данного курса студент должен познакомиться с основными проблемами и этапами развития стран традиционного Востока и содержанием культурно-исторического процесса в этом регионе мира, с основными факторами, оказывающими влияние на развитие культуры, и сформировать представление о специфике культурно-исторического процесса в традиционных восточных обществах. <...> Большое внимание уделяется культуре труда и быта и ее специфике в разных регионах Востока. <...> Конечная задача курса состоит в том, чтобы 3 идентифицировать <...>
История_культуры_Востока.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
История_культуры_Востока.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Составитель В. Н. Гущина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История культуры Востока» относится к профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 «Культурология» (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла, в культурно-исторический модуль, который читается на втором курсе дневного отделения в третьем семестре. В соответствии с государственным образовательным стандартом курс включает в себя изучение традиционных культур Востока и основных этапов их развития. Анализ исторического развития культуры Востока начинается с рассмотрения процессов возникновения древнеегипетской культуры и культуры Месопотамии, включает изучение традиционной индийской и китайской культур и заканчивается изучением культуры Японии. Изучение традиционных восточных культур приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку многие страны Востока продемонстрировали уникальные экономические и технологические достижения в конце ХХ – начале XXI века, опередив европейскую цивилизацию по многим технико-технологическим параметрам. При этом они не только сохранили свое культурное наследие, но и эффективно использовали его при проведении радикальной социально-экономической и технологической модернизации. В условиях глобализации они сохраняют свою культурную идентичность, успешно вписываясь в постиндустриальную цивилизацию. Их опыт обладает высокой ценностью для всех стран, которым предстоят аналогичные реформы. В результате изучения истории данного курса студент должен познакомиться с основными проблемами и этапами развития стран традиционного Востока и содержанием культурно-исторического процесса в этом регионе мира, с основными факторами, оказывающими влияние на развитие культуры, и сформировать представление о специфике культурно-исторического процесса в традиционных восточных обществах. Данный курс ориентирован на анализ устойчивых культурных феноменов (религии, искусства, науки), а также на особенности взаимосвязи культуры и общества, культуры и природы. Большое внимание уделяется культуре труда и быта и ее специфике в разных регионах Востока. Особенностью данного курса является комплексный, синтетический подход к изучению культуры конкретных обществ и этапов их развития. В связи с тем, что конкретные сферы культуры изучаются в рамках специальных учебных курсов, основной целью данного курса является рассмотрение не столько специфики отдельных сфер, сколько особенностей их взаимодействия между собой и с обществом в целом, механизмов развития культуры, а также того, каким образом отдельные факторы и сферы культуры оказывают влияние на формирование культурной специфики конкретных обществ и регионов. Конечная задача курса состоит в том, чтобы 3
Стр.3
Форма промежуточного контроля – экзамен. Курс «История культуры Востока» дополняет и продолжает цикл базовых исторических дисциплин «История» и «История культуры Западной Европы», который будет завершать «История культуры России». В дальнейшем его темы будут развиваться и углубляться в процессе изучения таких учебных дисциплин, как «История зарубежной литературы», «История религий», «История искусств», «Культура повседневности». Особенностью курса является сопровождение его видеофильмами, посвященными развитию отдельных сфер культуры, прежде всего искусства, в разные эпохи и в разных странах Востока. Название тем курса ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Аудиторная работа Практич. Лекции Сем. / 2. Природа и социум Древнего Египта 3. Религия Древнего Египта 4. Искусство Древнего Египта 5. Культура Месопотамии Всего ауд. 1. Восток как историкометодологическая проблема 2 2 4 Культура Древнего Египта 2 2 2 2 Культура Индии 6. Зарождение древних индийских цивилизаций 7. Буддизм 8. Индуизм и его влияние на культуру 9. Традиционные искусства и научные знания Индии 10. Экономическая и трудовая культура Китая 11. Общество и социальная структура 12. Cемейно-бытовая культура 13. Конфуцианство и его влияние на культуру 14. Даосизм и чань-буддизм 15. Традиционные искусства Китая 16. Этапы развития японского общества 17. Традиционные японские искусства 18. Пути стран Востока в XXI век 2 2 4 2 2 2 Культура Китая 2 2 2 2 Культура Японии 2 2 2 ИТОГО: 36 18 6 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 4 2 2 4 2 54 4 4 6 6 6 4 4 4 6 6 6 4 4 6 4 90 2 Сам. работа 6 2 2 4 2 4 4 6 4
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ВОСТОК КАК ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Типы культур и основания их типологии. Региональная типология. Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. История их взаимоотношений и изучения Востока. Традиционные культуры Востока. Пространственные и временные границы. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов Востока, типы их культурноисторических ориентаций; взаимодействие и взаимовлияние культур стран Востока между собой и с европейской культурой. Роль культур стран Азии в истории развития русской культуры. Общее и особенное в культуре стран и цивилизаций Древнего Востока. Теория «речных» («гидравлических») цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) Льва Мечникова. Понятие «азиатского способа производства» Карла Маркса, его особенности и влияние на структуру и культуру общества. Изменение отношения к Востоку в западной историографии и философии истории. Источники изучения. Значение религии для конституирования культурной специфики обществ Древнего Востока. Противоречия спиритуализма и утилитаризма, аскетизма и прагматизма. Религия как доминанта культуры и религиозная толерантность. Ценностная специфика. Отсутствие антропоцентризма, установка на закон равновесия, середины, компромисса, идея тождества общества и природы, человека и общества, материального и идеального, чувственного и рационального, искусственного, социального и естественного, природного, вещи, слова и образа. Образность мышления. Особенности восприятия времени и пространства. Специфика отношения к числу, слову, предмету. Синкретизм духовной культуры, тенденции автономизации. Культурный изоляционизм. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Тема 2. ПРИРОДА И СОЦИУМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Географические и природные предпосылки возникновения древнеегипетской цивилизации. Образование ранних цивилизаций (IV тыс. до н.э.). Хронология, периодизация: Древнее (XXVIII–XXIII), Среднее (XXI–XVIII) и Новое (XVI–XI) царства. Важнейшие социально-политические события истории Древнего Египта. Природа как фактор развития культуры. Египет – «дар Нила». Возникновение и специфика ирригационной экономики. 7
Стр.7
Особенности социально-политического устройства. Роль общины и храмового хозяйства в экономике и культуре. Идея царственности, священный характер верховной власти. Понятие восточной деспотии, причины ее возникновения. Формирование административно-бюрократической системы, возникновение судопроизводства, профессионального военного дела. Рабство на Древнем Востоке, его особенности. Строительно-хозяйственные функции фараонов. Технологические основания египетской цивилизации. Особенности египетской «мегамашины» (по Л. Мамфорду). Пирамиды как технологический и социокультурный феномен. Семья и дом в системе общества. Мир человека и бытовая сфера. Развитие ремесленной деятельности и прикладных искусств. Индивид и коллектив. Анонимность индивидуальной человеческой деятельности. Принцип «свой – чужой» как причина древневосточной жестокости. Внешние соседи Древнего Египта, характер взаимодействий с ними. Автономный характер развития древнеегипетской цивилизации. Тема 3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Возникновение письменности. Пиктография и иероглифика и их значение для формирования письменной культуры. Сакральный характер письменности. Иеротическое и демотическое письмо. Папирус и красная строка. Расшифровка египетской письменности Жаном Франсуа Шампольоном в 1822 г. Религиозные центры и основные циклы мифов. Космогония и теогония, солярный цикл, мифология Исиды и Осириса. Плюрализм мира богов, его структуризация и эволюция. Антропоморфизация богов. Сохранение культа священных животных. Монотеистические тенденции и реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) в середине XIV в. до н.э. (1350–1337). Расцвет культуры в правление Рамзеса Великого (1289–1222). Особенности погребального культа (мумификация), его место в культуре. Мáстабы, пирамиды, «Долина царей». Открытие гробницы Тутанхамона (1922–1923) Говардом Картером. Тексты пирамид, тексты саркофагов, «Книга мертвых» о загробном мире. Эзотерический характер религии. Представления о человеке, его жизни и смерти. Структура духовного мира человека (Ах, Ба, Ка). Ценностный подход к пространству и времени. Влияние религии на искусство и другие сферы духовной деятельности. Тема 4. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Основные виды египетского искусства, их характерные черты (пышность, монументализм, статика, связь с религиозным культом и культом 8
Стр.8