Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Структура в дизайне печатной книги. Модульная сетка (110,00 руб.)

0   0
Первый авторПозднякова Ольга Витальевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц20
ID208861
АннотацияЦель данного издания - сформировать теоретическую базу для овладения навыками работы с модульной сеткой, являющейся важнейшим элементом дизайна печатной книги.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов дневной формы обучения филологического факультета, специализирующихся на дизайне периодической и книжной печатной продукции.
Позднякова, О. В. Структура в дизайне печатной книги. Модульная сетка / О. В. Позднякова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 20 с. — 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208861 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СТРУКТУРА В ДИЗАЙНЕ ПЕЧАТНОЙ КНИГИ. <...> МОДУЛЬНАЯ СЕТКА Учебное пособие для вузов Составитель <...> О.В. Позднякова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 1 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 19 января 2011 г., протокол № 5 Рецензент доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и факультета философии и психологии Т.А. Дьякова Учебное пособие подготовлено на филологическом факультете Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов филологического факультета, специализирующихся на дизайне периодической и книжной печатной продукции (дневная форма обучения). <...> Поэтому свободное владение терминологией, знание базовых элементов модульной системы, понимание классификации и функций модульной сетки являются необходимыми и чрезвычайно важными составляющими всех знаний в целом для студентов, изучающих дисциплины «Дизайн книжной продукции», «Дизайн периодической печатной продукции и его программное обеспечение», «Дизайн книги». <...> Цель данного издания – сформировать теоретическую базу для овладения навыками работы с модульной сеткой, являющейся важнейшим элементом дизайна печатной книги. <...> Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач: – ознакомиться с историей возникновения модульной сетки в мировой дизайнерской практике; – освоить содержание таких понятий, как «модульная система», «модульная сетка», «модуль»; – изучить структуру модульной сетки, ее функции и классификацию. <...> Данный материал позволяет овладеть теоретическими знаниями, которые, в свою очередь, смогут найти практическое применение в дизайне печатной продукции. <...> Развитие модульной системы в дизайне печатной продукции <...>
Структура_в_дизайне_печатной_книги._Модульная_сетка.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СТРУКТУРА В ДИЗАЙНЕ ПЕЧАТНОЙ КНИГИ. МОДУЛЬНАЯ СЕТКА Учебное пособие для вузов Составитель О.В. Позднякова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 1
Стр.1
Содержание Введение ............................................................................................................... 4 § 1. Развитие модульной системы в дизайне печатной продукции .............. 4 § 2. Определения терминов «модульная система», «модульная сетка», «модуль» ............................................................................................................... 6 § 3. Функции модульной сетки .......................................................................... 7 § 4. Базовые элементы модульной сетки .......................................................... 9 § 5. Критерии классификации модульных сеток ........................................... 11 Заключение ........................................................................................................ 16 Вопросы для самоконтроля .............................................................................. 17 Литература ......................................................................................................... 18 3
Стр.3
Модульная сетка стала тем инструментом, который позволил дизайнерам выстраивать математически выверенную пропорциональную систему – как новое понимание красоты и гармонии для данного стиля. Координатная система осей была осознана как универсальный инструмент управления графическим пространством книги. Таким образом модернистский дизайн стремился все упорядочить, «разложить по полочкам». В графическом дизайне это привело к появлению реальных «полочек» в виде конструкции для размещения иллюстраций, заголовков, текстов, всех компонентов верстки. Движимые идеей геометрического порядка, дизайнеры постепенно увеличивали количество ячеек сетки, дробя базовую колонку как по вертикали, так и по горизонтали. Выстраивая сетку, исходя из размеров литеры и интерлиньяжа, они связывали композиционные принципы с информативным наполнением текстовой части книги. Таким образом, уже в 1960-х годах построение модульной сетки из формального приема, скорее основанного на геометрическом зонировании композиции, превратилось в способ структурирования информации. Применение модульной сетки позволяло воспринимать книгу как единую, четко выстроенную и логически обоснованную структуру, в которой текст наравне с иллюстративным материалом, цветом и графикой подчиняется единому композиционному замыслу и эстетике печатного издания. А умение создавать структурность, правильно выстраивать взаимоотношение осей стало одним из синонимов профессионализма графического дизайнера. § 2. Определения терминов «модульная система», «модульная сетка», «модуль» Модульная сетка представляет собой координатную сетку, по формату равную полосе будущей книги и состоящую из поперечных линий, делящих колонки на ряды. Она является исходной структурой, на которой строятся вариативные решения в книжном дизайне на этапе разработки концепции и составляющей модульной системы. Модульная система – это совокупность сетки, правил и приемов расчета элементов книги (текстовых, иллюстративных, графических) по модулю. В свою очередь, модуль является частью единой общей меры, взятой от целого. Модуль в книге определяется форматом издания. Его размер устанавливают, деля формат на определенное число равных частей и принимая одну часть за модуль. По отношению к нему пересчетом или геометрическим построением определяют любые размеры в книге. Такой модуль называется конструктивным. Он влия6
Стр.6
ет на характер соотношения размеров в книге и служит одним из средств ее композиции. Модуль, связанный с размерами какого-то конкретного элемента (буквы, строки, интерлиньяжа, колонки), называется модулем структурным. При этом необходимо помнить, что в полиграфии исторически сложились две системы измерений. В основе системы измерений Дидо лежит типографский пункт, который является 1/72 долей французского королевского дюйма (27,06 мм) и равен 0,376 мм. Двенадцать пунктов составляют 1 цицеро, четыре цицеро – 1 квадрат, равный 48 пунктам. Типографские и метрические единицы соотносятся между собой следующим образом: 1 цицеро = 4,51 мм, 1 квадрат = 18,04 мм, 1 мм = 2,66 пункта. В системе Дидо существуют и такие единицы измерения, как нонпарель, петит, корпус, которые чаще употребляются для обозначения кеглей. Несколько отличается англо-американская типометрическая система измерений, в которой за основу взят английский дюйм, равный 25,4 мм. Соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а одна пика (аналог цицеро – 12 п.) равняется 4,24 мм. Один миллиметр равен 2,845 англо-американского пункта. Следует отметить, что программы верстки применяют именно данную типометрическую систему, которая начала активно использоваться с появлением импортных монотипных, фотонаборных и наборно-пишущих машин. Англоамериканский пункт стал стандартной единицей измерения в российской полиграфии. Чтобы избежать путаницы, французский пункт часто называют Дидо-пункт, а англо-американский – пика-пойнт. Они находятся друг с другом в следующих соотношениях: Дидо-пункт равняется 1,06 пика-пойнта; пика-пойнт – 0,94 Дидо-пункта. § 3. Функции модульной сетки Печатное книжное издание, созданное по модульной системе, то есть на базе модульной сетки и с использованием модуля, легче и целостней воспринимается читателем, поскольку такой дизайн основывается на законах пропорции. Такой подход особенно важен при создании книжной продукции с большим количеством иллюстративного материала. Это в равной степени относится и к технической литературе, и к иллюстрированным альбомам. Использование модульной сетки позволяет упорядочить различные элементы страницы, придавая ее оформлению структурность и ясность. Таким образом, главная функция модульной сетки – придание целостности всему изданию, создание композиционного единства как страницы, так и разворота. Она позволяет рационально организовать любое графическое 7
Стр.7
пространство, сохраняя во всех его элементах единство стиля. Еще одна немаловажная функция сетки – облегчение работы по созданию графического объекта (печатной книги, брошюры и т. п.). Заметно ускоряется выполнение заказа, поскольку работать по выверенному шаблону гораздо легче, чем всякий раз заново изобретать новые схемы. Просчитав один раз возможные положения элементов на странице и создав модульную сетку, дизайнер уже не выверяет каждый лист – достаточно просто верстать материалы по линиям. Функцией сетки также является обеспечение соблюдения правил типографики, регулирование наборного материала. Сетка связывает оптические оси выравнивания, создаваемые набором, и динамические оси, необходимые для «скольжения» взгляда по композиции страницы или разворота в целом. По своей сути сетка играет роль структурного связующего между композицией полосы и набором. Для модульных сеток характерны четко прослеживающиеся ритмические и метрические ряды, за счет которых происходит упорядочивание пространства. Более того, темп и последовательность расположения компонентов должны создавать определенные визуальные «взлеты» и «падения», которые будут держать читателя в напряжении. И в этом случае взаимоотношения текстовых и иллюстративных элементов должны быть логичными и понятными и по отношению друг к другу, и по отношению к композиции и визуальному пространству. Иллюстрации, поля текста, заголовки, таблицы, цветовые акценты – все эти элементы нужно связать в единую логическую систему, которая способна выполнять коммуникативную функцию. Именно сетка помогает внести систематический порядок в макет, разграничивая типы информации, выстраивая иерархическую последовательность и облегчая читателю ориентирование в большом объеме книжной информации. При этом один вид сетки может быть свободным и органичным, другой – строгим и консервативным. Так, например, на рисунке 1 текст, фотографии и графические элементы, расположенные в структуре, состоящей из четырех колонок, представляют собой достаточно гибкую систему модульной сетки. Остается возможность организовать материал на каждой странице поразному, не допуская монотонности, но при этом сохраняя единую концепцию на протяжении всего издания. 8
Стр.8