Т.Ю. Депцова
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ОБЩЕГО КНИГОВЕДЕНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
САМАРА
Издательство СГАУ
2010
УДК СГАУ: 002(075)
ББК 76.1я7
Д359
Рецензенты: канд. пед. наук, доц. <...> Д359 История и современное состояние общего книговедения: учеб.
пособие / Т.Ю. Депцова. <...> Книговедение и его роль в историческом развитии науки
о книге ……………………………………. <...> Книга и книговедение в системе смежных наук …... <...> 63
3
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Общее книговедение» давно и закономерно включён в вузовские учебные планы и Государственные стандарты высшего книговедческого образования в области книжного дела, книгоиздательского,
книготоргового, библиотечного и библиографического. <...> В начале XXI в. произошли значительные изменения в экономической и политической жизни страны, в общественном, групповом и индивидуальном сознании людей, в практике книжного дела, науке о
книге, высшем образовании по направлению «Книжное дело», профессионально-производственной трактовке самих понятий «книга» и
«книжное дело». <...> Всё это сказалось при разработке Государственного
образовательного стандарта по направлению «Книжное дело», при составлении примерной программы по дисциплине «Общее книговедение», а также нашло отражение в структуре и содержании данного
учебного пособия. <...> Основная задача данного учебного пособия: помочь студентам осмыслить общетеоретическое книговедческое знание, владение которым позволит с чётких методологических позиций подходить к анализу, интерпретации и оценке любого явления книги, использовать понимание сущности книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания в своей
последующей практической деятельности; научиться применять общекниговедческие методы исследования, опосредуя их спецификой той
или иной книговедческой дисциплины или области книжного дела, при
исследовании любых явлений <...>
История_и_современное_состояние_общего_книговедения.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЁВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Т.Ю. Депцова
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ОБЩЕГО КНИГОВЕДЕНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
САМАРА
Издательство СГАУ
2010
Стр.1
УДК СГАУ: 002(075)
ББК 76.1я7
Д359
Рецензенты: канд. пед. наук, доц. А.С. К о ч е у л о в а,
канд. пед. наук, доц. И.С. Б о г д а н о в а
Депцова Т.Ю.
Д359 История и современное состояние общего книговедения: учеб.
пособие / Т.Ю. Депцова. - Самара: Изд-во СГАУ, 2010. - 80 с.
ISBN 978-5-7883-0817-3
Предлагаемый материал излагается с учетом новейших изысканий
в области современного книговедения, библиографоведения.
Разработано в соответствии с новыми требованиями Государственных
образовательных стандартов высшего профессионального образования
по специальностям 030901 «Издательское дело и редактирование»,
030903 «Книгораспространение».
Учебное пособие рассчитано на студентов дневной и заочной
форм обучения. Может быть использовано практиками издательского
бизнеса.
УДК СГАУ: 002(075)
ББК 76.1я7
ISBN
978-5-7883-0817-3
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………….……….4
Глава 1. Исторический контекст книговедения …………………..5
1.1. Книговедение и его роль в историческом развитии науки
о книге …………………………………….…..…….........................5
1.2. Книговедение как комплексная наука …………………...….11
1.3. Первоначальные этапы развития науки
о книге в России...............................................................................13
1.4. Деятельность русского библиографического
общества (1889-1930) ………………………………...……….…..17
1.5. Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского …….…......20
1.6. Русское библиографическое общество (1899-1931) …….....24
Вопросы для самопроверки ……………………………................26
Глава 2. Книга и книговедение в системе смежных наук …...…27
2.1. Определение понятия «книга» ……………………................27
2.2. Книга и информация (социальная, семантическая,
семиотическая, материально-предметная) ………………….…..30
2.3. Книга в системе понятий «контекст», «текст»,
«метатекст»…………………………...……………………………44
2.4. Книжное издание …………………………………………......54
2.5. Традиционная и электронная книга: векторы
взаимодействия ……………………………………………...…….56
Вопросы для самопроверки ………………………………………61
Заключение …………………………………………………………...62
Библиографический список использованных источников ………...63
3
Стр.3