МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
_______________________________________________ <...> Практикум по курсу «Девиантное поведение подН 62 ростков»: учебно-методическое пособие / Н. А. Николаева; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. <...> В пособии представлены методики, которые помогают раскрыть причины, истоки, виды и проявления девиантно го поведения, а
также намечаются и определяются пути и особенности формирования социально-ориентированного поведения детей и подростков. <...> Практикум предназначен прежде всего для студентов факультета психологии и социальной педагогики, а также может быть
полезен практическим психологам, социальным работникам и педагогам, интересующимся проблемами девиантного поведения. <...> В
связи со значительным ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего
поколения актуальными становятся вопросы организации профилактической и ко ррекционной работы. <...> Предлагаемое пособие является частью учебно-методиче-ского комплекса по курсу «Девиантное
поведение подростков» и предназначено для практической работы студе нтов как во время занятий, так и во
время педагогической практики. <...> Профилактическая и коррекционная работа с девиантными подростками. <...> Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило,
оказываются трудными в общении. <...> Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях: <...> Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств. <...> Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств. <...> Поиск отрицательных
качеств у себя
Одобрение,
согласие,
безусловное принятие
Принятие согласия
Ровное
отношение;
заинтересованность;
подчеркивание
уникальности
личности
Положительный
эмоциональный <...>
ПРАКТИКУМ_ПО_КУРСУ__«ДЕВИАНТНОЕ_ПОВЕДЕНИЕ_ПОДРОСТКОВ».pdf
УДК 157(п)
ББК 88.84
Н 62
Рецензенты:
И. А. Шаповал, доктор педагогических наук, профессор
И. А. Чайковская, кандидат психологических наук, доцент
Николаева Н. А.
Практикум по курсу «Девиантное поведение подН
62 ростков»: учебно-методическое пособие / Н. А. Николаева;
Мин-во образования и науки РФ; Оренбург.
гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ,
2006. — 136 с.
В пособии представлены методики, которые помогают раскрыть причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения, а
также намечаются и определяются пути и особенности формирования социально-ориентированного поведения детей и подростков.
Практикум предназначен прежде всего для студентов факультета психологии и социальной педагогики, а также может быть
полезен практическим психологам, социальным работникам и педагогам, интересующимся проблемами девиантного поведения.
УДК 157(п)
ББК 88.84
© Николаева Н. А., 2006
© Издательство ОГПУ, 2006
2
Стр.2
От составителя
В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое
значение имеет изучение проблемы девиантного поведения. Особую остроту эта проблема приобретает в
настоящее время — время кризиса официальных структур, традиционно организующих досуг молодежи. В
связи со значительным ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего
поколения актуальными становятся вопросы организации профилактической и коррекционной работы.
Предлагаемое пособие является частью учебно-методиче-ского комплекса по курсу «Девиантное
поведение подростков» и предназначено для практической работы студентов как во время занятий, так и во
время педагогической практики. Оно включает два раздела: 1. Диагностическая работа с девиантными
подростками; 2. Профилактическая и коррекционная работа с девиантными подростками. Также в пособии
представлен краткий словарь основных психологических понятий и список литературы.
В практикум включены методики, не требующие сложной специальной аппаратуры для проведения.
Четко указаны источники, из которых взяты экспериментальные материалы.
Собранные в настоящем пособии методики не только дают студентам возможность овладеть научным
экспериментом, но и вооружают его психологическими методами и техниками для будущей
самостоятельной работы с детьми и подростками.
Практические занятия являются необходимым условием профессиональной специализации педагогапсихолога.
Такие занятия активизируют теоретические знания, полученные студентами на лекциях и путем
самостоятельного изучения специальной литературы.
Такая форма обучения может в наибольшей степени способствовать развитию у студентов
познавательной активности и самостоятельности в их учебной деятельности по данной дисциплине.
Н. А. Николаева
1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
МЕТОДИКА КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ДЕТЬМИ
(Филонов Л. Б., 1985)
Методические рекомендации. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило,
оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей
работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться
бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного
взаимодействия. Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта,
вызывающая, усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения,
потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт, как
доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент
исследования и изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие
личности в процессе общения.
Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. Расположение к общению.
2. Поиск общего интереса.
3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5. Адаптивное поведение партнеров.
6. Установление оптимальных отношений.
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются
конкретные задачи (см. таблицу). Методику можно использовать в диагностических целях и для
налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
3
Стр.3