Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологические особенности личности музыкантов-исполнителей: монография (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГалимова
АвторыСулейманов Г.Р.
ИздательствоПознание
Страниц140
ID208413
АннотацияВ монографии рассматриваются личностные особенности му- зыкантов-исполнителей: направленность, мотивация, темперамент, склонность к риску, эмоциональные особенности и личностные ка- чества. Показано, как по мере овладения учащимися музыкальных школ и училищ профессиональным мастерством изменяется струк- тура личностных особенностей. Книга адресована психологам и педагогам, работающим в систе- ме музыкального образования, учащимся и студентам музыкальных факультетов средних и высших учебных заведений, специалистам в области психологии искусства, психологии способностей, слуша- телям курсов по переподготовке кадров (специализация «Психоло- гия творчества»).
ISBN978-5-8399-0280-0
УДК 159.923:78
ББК88.4
Галимова, Р.З. Психологические особенности личности музыкантов-исполнителей: монография / Г.Р. Сулейманов; Р.З. Галимова .— Казань : Познание, 2009 .— 140 с. — ISBN 978-5-8399-0280-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/208413 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Р.Ф. Сулейманов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Казань Познание 2009 ББК 88.4 УДК 159.923:78 Г15 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Ю.А. Цагарелли; доктор психологических наук, профессор И.М. Юсупов Галимова, Р. <...> ISBN 978-5-8399-0280-0 В монографии рассматриваются личностные особенности музыкантов-исполнителей: направленность, мотивация, темперамент, склонность к риску, эмоциональные особенности и личностные качества. <...> Показано, как по мере овладения учащимися музыкальных школ и училищ профессиональным мастерством изменяется структура личностных особенностей. <...> Применительно к деятельности музыкантов-исполнителей профессионально важные качества изучены Ю.А. Цагарелли [107, 108], Р.Ф. Сулеймановым [99]. <...> Успешная деятельность музыкантов-исполнителей самым непосредственным образом связана с личностными особенностями музыкантов. <...> Музыкально-исполнительская деятельность по сравнению с другими видами требует от музыканта много времени и самоотверженного труда. <...> Начинающие музыканты вынуждены проводить много времени за инструментом поэтому многие важные для развития личности события проходят мимо них. <...> Возникает важная задача – через обучение детей музыке, через исполнительскую деятельность формировать высокоразвитую личность начинающего музыканта, человека, а также развивать личностные профессионально значимые для деятельности качества. <...> Ю.А. Цагарелли [107]; Р.Ф. Сулейманов [99]), что музыкальный слух занимает важное место в структуре профессионального мастерства музыканта. <...> Важно проследить его развитие у начинающих музыкантов музыкальных школ и занимающихся профессионально учащихся музыкальных училищ. <...> Исследование музыкального слуха дает возможность прогнозировать успешность освоения профессии музыкантами-инструменталистами, что непосредственно отражается <...>
Психологические_особенности_личности_музыкантов-исполнителей_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Р.З. Галимова Р.Ф. Сулейманов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Казань Познание 2009
Стр.1
ББК 88.4 УДК 159.923:78 Г15 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Ю.А. Цагарелли; доктор психологических наук, профессор И.М. Юсупов Галимова, Р.З. Г15 Психология личности музыкантов-исполнителей / Р.З. Галимова, Р.Ф. Сулейманов. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 140 с. ISBN 978-5-8399-0280-0 В монографии рассматриваются личностные особенности музыкантов-исполнителей: направленность, мотивация, темперамент, склонность к риску, эмоциональные особенности и личностные качества. Показано, как по мере овладения учащимися музыкальных школ и училищ профессиональным мастерством изменяется структура личностных особенностей. Книга адресована психологам и педагогам, работающим в системе музыкального образования, учащимся и студентам музыкальных факультетов средних и высших учебных заведений, специалистам в области психологии искусства, психологии способностей, слушателям курсов по переподготовке кадров (специализация «Психология творчества»). ББК 88.4 УДК 159.923:78 ISBN 978-5-8399-0280-0 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2009 © Галимова Р.З., Сулейманов Р.Ф. 2009
Стр.2
Оглавление Введение .............................................................................................................4 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ...........................................................6 1.1. Общая характеристика профессиональной деятельности музыкантов–исполнителей .........................................................................6 1.2. Методологические основы исследования .................................. 12 1.3. Профессионально значимые личностные характеристики музыкантов-исполнителей ....................................... 17 1.4. Профессионально важные качества музыкантов– исполнителей ............................................................................................... 27 1.5. Возрастные особенности учащихся подросткового и юношеского возрастов .......................................................................... 41 Глава II. ИССЛЕдОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕдНЕГО УРОВНЕЙ ОБУЧЕНИЯ ..................... 55 2.1. Направленность личности учащихся музыкальных школ и училищ ........................................................................................................ 55 2.2. Личностные качества учащихся музыкальных школ и училищ ........................................................................................................ 64 2.3. Исследование эмоциональных характеристик у учащихся музыкальных школ и училищ ......................................... 74 2.4. Исследование целостной структуры профессионально значимых личностных свойств и музыкального слуха у музыкантов начального и среднего уровней обучения .............. 79 2.5. Изучение половых различий у музыкантов по профессионально значимым свойствам личности ................... 87 Заключение ................................................................................................... 126 Библиографический список ...................................................................... 130
Стр.3
Введение В музыкальной психологии музыкально-исполнительской деятельности уделено достаточно много внимания как музыкантамипедагогами, искусствоведами, так и психологами: Л.Л. Бочкарев [15], А.Л. Готсдинер [23, 24], Г.В. Иванченко [35], Д.К. Кирнарская [42, 43], В.А. Петрушин [82], Р.Ф. Сулейманов [99], Б.М. Теплов [102], Ю.А. Цагарелли [107] и другие). С позиции психологии труда рассматривается развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность. Применительно к деятельности музыкантов-исполнителей профессионально важные качества изучены Ю.А. Цагарелли [107, 108], Р.Ф. Сулеймановым [99]. В данных исследованиях больше внимания уделяется деятельностным качествам. Личностно важным качествам музыкантовисполнителей уделяется неоправданно мало внимания. Успешная деятельность музыкантов-исполнителей самым непосредственным образом связана с личностными особенностями музыкантов. Музыкально-исполнительская деятельность по сравнению с другими видами требует от музыканта много времени и самоотверженного труда. Порой занятия на музыкальном инструменте занимают до 10-14 часов в день. Начинающие музыканты вынуждены проводить много времени за инструментом поэтому многие важные для развития личности события проходят мимо них. Это самым непосредственным образом отражается на развитии личностных качеств молодых людей. Необходимо отметить, что неуспешность обучения на музыкальном инструменте нередко негативно отражается на личностном развитии человека. Например, было обнаружено, что неуспешность обучения на музыкальном инструменте способствует формированию у детей неуверенности в себе, робости, тревожности, и наоборот, успешность обучения формирует оптимизм, смелость, уверенность (Р.Ф. Сулейманов, С.П. Коныгина [101]).
Стр.4
Возникает важная задача – через обучение детей музыке, через исполнительскую деятельность формировать высокоразвитую личность начинающего музыканта, человека, а также развивать личностные профессионально значимые для деятельности качества. На основе теоретического анализа литературы в качестве личностных свойств начинающих музыкантов были выбраны: направленность, мотивация, эмоциональные характеристики, склонность к риску, а также непосредственно личностные качества, связанные с профессиональной деятельностью. Формирование гармонично развитой личности, будь то профессиональный музыкант или любитель, связано с важной способностью – музыкальным слухом. Известно (Б.М. Теплов [102]; Ю.А. Цагарелли [107]; Р.Ф. Сулейманов [99]), что музыкальный слух занимает важное место в структуре профессионального мастерства музыканта. Этим и обусловлено изучение музыкального слуха. Важно проследить его развитие у начинающих музыкантов музыкальных школ и занимающихся профессионально учащихся музыкальных училищ. Исследование музыкального слуха дает возможность прогнозировать успешность освоения профессии музыкантами-инструменталистами, что непосредственно отражается на развитии их личностных качеств. Исследование проводилось среди учащихся музыкальных школ и музыкальных училищ Нижнекамска и Набережных Челнов (пианистов и баянистов). В исследовании приняли участие 132 человека (66 школьников и 66 учащихся училищ). Знания о личностных особенностях музыкантов позволят с достаточной точностью прогнозировать развитие профессионализма будущих музыкантов, помочь гармоничному развитию личности начинающих музыкантов. Таким образом, актуальность и недостаточная изученность личностных свойств музыкантов на начальном и среднем уровне обучения предопределили настоящее исследование.
Стр.5