Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2 (200,00 руб.)

0   0
Первый авторВанюхина
ИздательствоПознание
Страниц147
ID208408
АннотацияКнига вторая данного учебного пособия посвящена вопросам воз- растной психологии: от пренатального развития до пожилого и стар- ческого возраста. Данное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета психологии, а также в качестве дополнительного материала для студентов различ- ных факультетов, изучающих психологию
Кем рекомендованоРекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия
Кому рекомендовано для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 – педагогика и психология
ISBN978-5-8399-0256-5
УДК159.9(075.8)
ББК88я72
Ванюхина, Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2 / Н.В. Ванюхина .— Казань : Познание, 2008 .— 147 с. — ISBN 978-5-8399-0256-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/208408 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В. Ванюхина Возрастная психология Учебное пособие В 2-х книгах Книга 2 Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 – педагогика и психология Казань Познание 2008 <...> ISBN 978-5-8399-0256-5 Книга вторая данного учебного пособия посвящена вопросам возрастной психологии: от пренатального развития до пожилого и старческого возраста. <...> Младенчество Тема 12: Развитие психики в раннем детстве Тема 13: Развитие психики в дошкольном возрасте Тема 14: Кризис 6-7 лет Тема 15: Младший школьный возраст Тема 16: Психопатологические и психосоматические расстройства детства Тема 17: Психологические особенности подростка Тема 18: Психология юношеского возраста Тема 19: Психология зрелого возраста (взрослости) Тема 20: Пожилой и старческий возраст Итого: Лекции Семинары 4 2 2 4 4 2 2 2 6 4 4 2 4 2 4 4 2 2 2 1 4 6 1 2 8 2 2 8 1 4 2 1 8 4 6 4 8 4 4 90 2 50 7 <...> Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология, занимающаяся изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека. <...> Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и экспериментальных методов позволило приблизиться к пониманию того, что происходит в эмбриональном периоде, но даже современные знания о внутриутробной психической жизни фрагментарны и малочисленны. <...> Первый месяц внутриутробной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается с помощью пуповины. <...> Основным органом кроветворения с 5-й по 20-ю неделю внутриутробной жизни является печень. <...> Значение обратной связи очевидно при анализе состояния, известного под названием алкогольный синдром плода, при котором дети матерей-алкоголиков появляются на свет с врожденными уродствами суставов. <...> Так, приводятся данные <...>
Возрастная_психология_учеб._пособие_в_2_кн._Кн._2.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Н.В. Ванюхина Возрастная психология Учебное пособие В 2-х книгах Книга 2 Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 – педагогика и психология Казань Познание 2008
Стр.1
УДК 159.9(075.8) ББК 88я72 В17 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензент: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и психофизиологии Института экономики, управления и права (г. Казань) И.М. Юсупов Содержание Пояснительная записка...........................................................................5 Тематический план курса «Возрастная психология»........................7 Введение......................................................................................................8 Тема 9: Пренатальное (внутриутробное) развитие..............................9 9.1. Истоки представлений о внутриутробном психическом развитии...........................................................................9 9.2. Оплодотворение яйцеклетки........................................................11 9.3. Первый месяц жизни....................................................................12 9.4. Второй месяц жизни.....................................................................15 9.5. Третий-пятый месяцы жизни.......................................................16 9.6. Шестой-девятый месяцы жизни..................................................18 9.7. Критические периоды пренатального развития.........................24 9.8. Рождение ребенка..........................................................................25 В17 Ванюхина, Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 2 / Н.В. Ванюхина.– Казань: Познание, 2008. – 292 с. ISBN 978-5-8399-0256-5 Книга вторая данного учебного пособия посвящена вопросам возрастной психологии: от пренатального развития до пожилого и старческого возраста. Данное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено для студентов очного и заочного отделений факультета психологии, а также в качестве дополнительного материала для студентов различных факультетов, изучающих психологию. Тема 10: Психологические особенности новорожденного...............28 10.1. Границы периода новорожденности.........................................28 10.2. Рефлексы новорожденного........................................................29 10.3. Физиологические характеристики новорожденного...............31 10.4. Социальная ситуация новорожденного....................................33 Тема 11: Младенчество............................................................................36 11.1. Социальная ситуация развития младенца................................36 11.2. Физическое развитие младенца................................................37 11.3. Сенсорное развитие....................................................................41 11.4. Ведущая деятельность младенца...............................................45 11.5. Развитие речи...............................................................................48 11.6. Развитие эмоциональной сферы в младенчестве....................52 11.7. Кризис первого года жизни........................................................55 Тема 12: Развитие психики в раннем детстве....................................58 12.1. Физическое развитие в раннем детстве....................................58 12.2. Умственное развитие..................................................................61 12.3. Развитие речи в раннем детстве................................................69 12.4. Социальная ситуация развития в раннем детстве...................73 12.5. Деятельность в раннем детстве................................................78 12.6. Кризис 3 лет.................................................................................85 ISBN 978-5-8399-0252-7 (Книга 1) ISBN 978-5-8399-0256-5 (Книга 2) ISBN 978-5-8399-0256-5 УДК 159.9(075.8) ББК 88я72 © Ванюхина Н.В., 2008 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2008 Тема 13: Развитие психики в дошкольном возрасте........................90 13.1. Физическое развитие ребенка....................................................90 13.2. Социальная ситуация развития дошкольника..........................91 13.3. Деятельность дошкольника........................................................96 13.4. Умственное развитие................................................................104 13.5. Развитие личности дошкольника.............................................115 13.6. Психологическая готовность к школе.....................................123 Тема 14: Кризис 6-7 лет........................................................................130 3
Стр.2
Тема 15: Младший школьный возраст.............................................136 15.1. Физическое развитие ребенка..................................................136 15.2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.............................................................................137 15.3. Деятельность младшего школьника........................................141 15.4. Умственное развитие младшего школьника...........................145 15.5. Развитие личности младшего школьника...............................152 Тема 16: Психопатологические и психосоматические расстройства детства......................................................................163 Тема 17: Психологические особенности подростка........................168 17.1. Периодизации подросткового возраста...................................168 17.2. Биологическое развитие в подростковом возрасте................172 17.3. Психологическое развитие подростка.....................................175 17.4. Социально-психологические изменения в подростковом возрасте....................................................................180 17.5. Психологические особенности различных стадий подросткового возраста......................................................................185 17.6. Подростковые кризисы.............................................................189 Тема 18: Психология юношеского возраста.....................................194 18.1. Проблема периодизации юношеского возраста.....................194 18.2. Интеллектуальное развитие в юности....................................196 18.3. Личностное развитие в юности...............................................197 18.4. Социальное развитие в юности...............................................202 18.5. Жизненные планы в юности....................................................203 Тема 19: Психология зрелого возраста (взрослости)......................211 19.1. Границы зрелости (взрослости)...............................................211 19.2. Ранняя зрелость (молодость)....................................................214 19.3. Средняя зрелость (взрослость)................................................223 19.3.1. Профессиональная деятельность в средней зрелости.....................................................................223 19.3.2. Семейная жизнь в средней зрелости............................228 19.3.3. Личностное развитие в средней зрелости...................230 19.4. Поздняя зрелость.......................................................................235 19.5. Кризисы зрелости (взрослости) ..............................................240 Тема 20: Пожилой и старческий возраст..........................................246 20.1. Границы пожилого возраста.....................................................246 20.2. Факторы, влияющие на старение............................................251 20.3. Психологический портрет старости........................................258 20.4. Смерть как кризис индивидуального существования...........264 Библиографический список.................................................................279 Словарь терминов.................................................................................286 Приложение............................................................................................289 Письмо пожилой женщины в газету................................................289 4 Пояснительная записка Цель курса «Возрастная психология» – дать студентам знания об основных условиях, механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе, дать представление об основных теориях развития и возрастных периодизациях, ознакомить с возможностями саморазвития и самовоспитания, а также с факторами, способствующими и препятствующими личностному росту. Полный курс «Возрастной психологии» в рамках дистанционного обучения рассчитан на 140 часов (90 лекционных и 50 семинарских). Курс состоит из лекционных тем, списков основной и дополнительной литературы и приложения. Задачи курса: сформировать систему психологических знаний по курсу • «Возрастная психология»; создать терминологическую базу в рамках данного курса; развить навыки работы с литературными источниками; сформировать навыки анализа и оценки теорий развития; развить навык применения полученных знаний на практике. По окончанию изучения курса «Возрастная психология» студен• • • • ты должны знать: классические теории развития и возрастные периодизации; методологию возрастной психологии; основные особенности возрастных периодов; иметь представление о новейших теориях развития и возраст• • • • ных периодизациях. К окончанию изучения курса «Возрастная психология» студенты должны уметь: дать общий обзор теорий развития и возрастных периодиза• ций; • • • ции; • самостоятельно составлять методики исследования; 5 оценить каждую теорию развития; охарактеризовать особенности периодов онтогенеза человека; использовать методы возрастной психологии адекватно ситуа
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.