Н.В. Ванюхина
Возрастная психология
Учебное пособие
В 2-х книгах
Книга 1
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 –
педагогика и психология
Казань
Познание
2008 <...> 6
Òåìàòè÷åñêèé ïëàí êóðñà «Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ»
Тема
Лекции
Тема 1: Предмет и задачи возрастной
4
психологии
Тема 2: Методы возрастной психологии
2
Тема 3: История возрастной психологии
4
Тема 4: Развитие отечественной возрастной
2
психологии
Тема 5: Проблема психического развития
6
человека
Тема 6: Теории развития и возрастные
4
периодизации в психоанализе
Тема 7: Когнитивное направление в
4
психологии развития
Тема 8. <...> Культурно-историческое направление в
4
психологии развития
Тема 9: Развитие в пренатальном периоде
2
Тема 10: Психологические особенности
2
новорожденного
Тема 11. <...> Младенчество
4
Тема 12: Развитие психики в раннем детстве
6
Тема 13: Развитие психики в дошкольном
8
возрасте
Тема 14: Кризис 6-7 лет
2
Тема 15: Младший школьный возраст
8
Тема 16: Психопатологические и
2
психосоматические расстройства детства
Тема 17: Психологические особенности
8
подростка
Тема 18: Психология юношеского возраста
6
Тема 19: Психология зрелого возраста
8
(взрослости)
Тема 20: Пожилой и старческий возраст
4
Итого:
90
Семинары
2
4
2
2
4
2
2
4
2
1
1
2
2
1
4
1
4
4
4
2
50
7 <...> Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики
в течение всей жизни; большое значение придается сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. <...> В этой
дисциплине анализируются причины снижения темпа развития,
соотношение критических и литических периодов, выявляются возрастные кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но
и в зрелые годы. <...> Предмет возрастной психологии
Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития
человека <...>
Возрастная_психология_учеб._пособие_в_2_кн._Кн._1.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Н.В. Ванюхина
Возрастная психология
Учебное пособие
В 2-х книгах
Книга 1
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 –
педагогика и психология
Казань
Познание
2008
Стр.1
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я72
В17
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензент:
доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии развития и психофизиологии
Института экономики, управления и права (г. Казань) И.М. Юсупов
Содержание
Пояснительная записка...........................................................................5
Тематический план курса «Возрастная психология»........................7
Введение......................................................................................................8
Тема 1: Предмет и задачи возрастной психологии..............................9
1.1. Предмет возрастной психологии...................................................9
1.2. Задачи возрастной психологии ................................................11
1.3. Разделы возрастной психологии.................................................15
1.4. Связи возрастной психологии с другими науками....................17
Тема 2: Методы возрастной психологии.............................................20
2.1. Методы организации исследования............................................20
2.2. Методы сбора данных...................................................................23
Тема 3: История возрастной психологии............................................29
3.1. Донаучный этап развития возрастной психологии....................29
3.2. Возникновение возрастной психологии......................................38
В17
Ванюхина, Н.В.
Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 1 / Н.В. Ванюхина. –
Казань: Познание, 2008. – 208 с.
ISBN 978-5-8399-0252-7
Книга первая данного учебного пособия освещает основные вопросы
психологии развития: методологию, возрастные периодизации,
классические и новейшие теории развития.
Данное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено
для студентов очного и заочного отделений факультета психологии,
а также в качестве дополнительного материала для студентов различных
факультетов, изучающих психологию.
ISBN 978-5-8399-0252-7 (Книга 1)
ISBN 978-5-8399-0256-5 (Книга 2)
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я72
Тема 4: Развитие отечественной возрастной психологии................47
4.1. Возрастная психология в дореволюционной России.................47
4.2. Возрастная психология в России после революции..................53
Тема 5: Проблема психического развития человека........................63
5.1. Механизмы развития.....................................................................63
5.2. Условия психического развития...................................................70
5.3. Биогенетические теории развития (Э. Геккель,
С. Холл, К. Бюлер, П.П. Блонский, К. Гетчинсон,
В. Штерн)..............................................................................................72
5.4. Социогенетические теории развития (Б. Скиннер,
Р. Сирс, С. Бижу, Д. Баер, Ш. Бюлер).................................................75
5.5. Предпосылки развития психики..................................................89
5.6. Представление о возрасте в зарубежной
и отечественной психологии...............................................................95
ISBN 978-5-8399-0252-7
© Ванюхина Н.В., 2008
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2008
Тема 6: Возрастные периодизации в психоанализе........................102
6.1. Теория развития и возрастная периодизация З. Фрейда.........102
6.2. Теория развития А. Фрейд.........................................................113
6.3. Теория развития и возрастная периодизация
Э. Эриксона........................................................................................116
6.4. Теория развития К. Хорни.........................................................128
3
Стр.2
Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития..........134
7.1. Предпосылки развития когнитивного направления................134
7.2. Теория развития и возрастная периодизация
Ж. Пиаже.............................................................................................135
7.3. Теория морального развития Л. Колберга................................143
7.4. Теория развития умений К. Фишера.........................................145
7.5. Развитие как решение задач (Р. Кейз).......................................146
7.6. Теория планомерно-поэтапного формирования
умственных действий П.Я. Гальперина...........................................147
7.7. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова....................................................................................151
Тема 8: Культурно-историческое направление
в психологии развития...........................................................156
8.1. Теория развития Л. С. Выготского............................................156
8.2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева................159
8.3. Концепция Д.Б. Эльконина........................................................164
8.4. Теория развития личности Л.И. Божович .................................168
8.5. Модель развития общения М.И. Лисиной................................169
8.6. Теория развития психики А. Валлона.......................................171
8.7. Эко-психологическое направление
(У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).........................174
Библиографический список................................................................178
Словарь терминов.................................................................................182
Приложение............................................................................................190
Биография З. Фрейда..........................................................................190
Биография А.Фрейд ...............................................................................195
Биография Э. Эриксона ..........................................................................200
Биография К. Хорни................................................................................203
Биография Б. Скиннера...........................................................................204
Пояснительная записка
Цель курса «Возрастная психология» – дать студентам знания
об основных условиях, механизмах психического развития человека
на каждом возрастном этапе, дать представление об основных
теориях развития и возрастных периодизациях, ознакомить с возможностями
саморазвития и самовоспитания, а также с факторами,
способствующими и препятствующими личностному росту.
Полный курс «Возрастной психологии» в рамках дистанционного
обучения рассчитан на 140 часов (90 лекционных и 50 семинарских).
Курс состоит из лекционных тем, списков основной и дополнительной
литературы и приложения.
Задачи курса:
сформировать систему психологических знаний по курсу
•
«Возрастная психология»;
создать терминологическую базу в рамках данного курса;
развить навыки работы с литературными источниками;
сформировать навыки анализа и оценки теорий развития;
развить навык применения полученных знаний на практике.
По окончанию изучения курса «Возрастная психология» студен•
•
•
•
ты
должны знать:
классические теории развития и возрастные периодизации;
методологию возрастной психологии;
основные особенности возрастных периодов;
иметь представление о новейших теориях развития и возраст•
•
•
•
ных
периодизациях.
К окончанию изучения курса «Возрастная психология» студенты
должны уметь:
дать общий обзор теорий развития и возрастных периодиза•
ций;
•
•
•
ции;
•
самостоятельно составлять методики исследования;
4
5
оценить каждую теорию развития;
охарактеризовать особенности периодов онтогенеза человека;
использовать методы возрастной психологии адекватно ситуа
Стр.3